Ирине Евгеньевне Мишариной

                                                       Екатерине Игоревне Терогановой

                                                       Евгении Валентиновне Эткиной

                                                       Виктору Михайловичу Виленскому

                                                       Александру Юльевичу Волохову

                                                       Виктору Васильевичу Кулагину

                                                       Сергею Михайловичу Шугареву

                                                                   а также

                       Художественному Руководителю и Главному Режиссеру гимназии №1543

                                                    Юрию Владимировичу Завельскому

 

                                                          с огромной любовью посвящает

                                                                                          Актер

 

 

                                 Н А    Д Н Е

        (непоставленный капустник в 4 - х действиях по мотивам пьесы М.Горького)

 

                                        Действующие лица и исполнители:

 

                                                   Сатин                                             В.Виленский

                                                   Барон                                              А.Волохов

                                                   Актер                                              А.Кузнецов

                                                   Лука                                                С.Шугарев

                                                   Пепел                                               В.Кулагин

                                                   Настя                                             Е.Эткина

                                                   Василиса                                        И.Мишарина

                                                   Наташа                                           Е.Тероганова

 

 

 

                                                         I действие

(сцена представляет собой часть спортивного зала:  разложены маты и стоят брусья.  На матах расположились Сатин и Барон - Сатин разглядывает глобус,  Барон учит роль. Чуть поодаль Настя проверяет тетради)

 

     Сатин Это зачем же он Мадагаскар?

     Барон (учит роль) “Сударыня! Положение мое обязывает меня всячески воспрепятствовать...” Тьфу, черт, язык сломаешь.

     Сатин (задумчиво) Антананариву.

     Барон А ты мне свою географию не тычь.  Я,  брат,  такие формулы воспроизвожу,  что тебе и не снилось.  Вот  ты  можешь сказать “вэ икс равно вэ нулевое икс плюс а икс тэ квадрат пополам”? Не можешь! Так что сиди, зюндель, и крути свой пузырь, а то мне,  блин, скоро Пьера Безухова играть, и я должен усвоить хорошие манеры.

      Настя (отрываясь от тетрадей) Это что, новый капустник?

      Барон (с досадой) Ну да,  Актер слепил "Войну и  мир"  по мотивам осеннего педсовета, Толстой недорезанный.

      Сатин Ага,  я слышал:  "Пока  -  говорит  -  всю  мировую классику не уделаю,  не успокоюсь." Ну, Шекспира с Грибоедовым он,  натурально, уделал, теперь вот за Толстого взялся. А сейчас ходит, говорит "Преступление и наказание" на очереди. Там, Настя, и тебе роль есть.

      Настя (с надеждой) Сонечки?

      Сатин Не, старухи-процентщицы.

      Настя Вот гад!

      Сатин А на Сонечку,  говорит, я кого-нибудь из гуманитарного класса возьму. Им мол, даже в образ входить не надо.

      Настя (подозрительно) Это он на что намекает?

      Сатин А та же дилемма: ей на панель, как в петлю, а им на зачет, как под расстрел.

                                           (появляется Лука)

      Барон Ну как?

      Лука (усаживаясь)  Безнадега.  Он  успел на охрану поставить. Так что начнешь вылезать, а тебя там уже ждут. Я предпочитаю ночевать здесь, а не в кутузке. Тут хоть известно, когда выпустят.

      Настя А он сегодня не вернется?

      Сатин Какой "вернется"! Он же в департамент поехал, а оттуда в театр.  Вот ты, Барон, когда из похода возвращаешься, о работе думаешь?

      Барон Я о ней вообще никогда не думаю.

      Сатин Вот и у него с театром так же.

      Настя А еще тут кто есть?

      Лука Полно народу:  Квашня отчет о Дне гимназии пишет,  Василиса над  сценарием "Праздника букваря" сидит,  Наташа кабинет убирала, а Актер на шесть часов родителей чьих-то вызвал, сейчас им через дверь втык делает:  со стороны смотреть - обхохочешься, но только если снаружи.

      Настя Я  все-таки  не  понимаю,  как так могло произойти? Сколько лет работаю - такое первый раз.  То есть учеников, бывало, запирали - на перемену, или на урок, если у тебя "окно". Ну,  это понятно,  ученик, особенно если двоечник или некрупный, в глаза  не  бросается.  Но  чтобы  восемь человек живого учительского коллектива...

      Барон Ну, во-первых, не человек, а учителей...

      Сатин А во-вторых, не живого, а полуживого.

      Лука Эх, пожевать бы...

      Настя Нет, ну ничего себе мужик пошел! Один себя за человека не считает, другой в середине рабочей недели уже еле ноги таскает, третий - всего пять часов как пообедал, уже ноет. Хорошо, ребятишки, что я замуж еще в институте вышла - среди вас недолго и старой девой остаться.

      Барон Вам,  волшебная,  это  не  грозило  бы не при каких обстоятельствах. Я, может, на себя потому лишь и смотрю только как на учителя, что вы уже замужем...

      Сатин Барон, это из вашей роли?

      Барон (высокопарно) Эх ты, мелкий человек, это из жизни!

      Сатин (рассматривая глобус) А вся жизнь - театр.

      Лука Нет,  это у него точно из жизни. Мы как-то из похода с ним ехали, так он проводнице тот же текст ввинчивал: "Не могу - говорит - волшебница..." Барон, или та была "красавица"?

      Барон Это когда мы из Симферополя ехали? (Лука кивает) Это когда вы  еще леща на станции купили какого-то особенно гадкого: я с тех пор на соленую рыбу смотреть не могу? (Лука кивает)Это такая  (показывает  руками  большие  габариты)?  Ну-у,  та красавица!

      Сатин Во память у мужика!

      Настя Барон! И вам не стыдно?

      Барон А чего стыдиться?!  Я что - для себя? (Луке) У всей группы сухие простыни были?  Были!  Чай пили? Пили! С сахаром? Это что - мне надо?  Э-эх,  люди!  Что же вы всегда что-нибудь эдакое стараетесь углядеть.  Сделаешь, бывало, что-то хорошее, ну так,  от чистого сердца,  а потом такая слава по школе, что хоть из лаборантской не показывайся.  Да вот давеча -  иду  по коридору после уроков,  смотрю - эта,  новенькая, как ее... не помню, веником кабинет подметает.  У меня аж  взыграло  что-то такое... благородное,  что  ли.  Я же Барон все-таки.  Пошел к Василисе одолжить щетку,  а та шуметь: "Свою, мол, заведите по девушкам ходить!"

      Настя А вы что, действительно не понимаете, что неприлично просить у одной молодой женщины швабру для другой?

      Сатин Да это ладно,  а вот скажи,  Барон,  у тебя же своя швабра есть,  чего ты к Василисе поперся? Свою-то, поди, пожалел?

      Барон Да ну вас! Пойду я, поищу место поспокойнее (поднимается). Нет в вас душевной деликатности.  Привыкли  орать  да плоские шутки шутить: (орет) "Выйди за дверь! Придешь на девятом уроке!" Это вы умеете. А как самих на девятый урок оставили... (около кулисы оглядывается) Э-эх, люди! (уходит).

      Настя Обидели мужика. (появляется Василиса)

      Василиса Что это у вас Барон как чумной вылетел:  на меня посмотрел как сквозь стену - даже обниматься не полез.

      Сатин А мы ему в душу плюнули.

      Василиса Попали? (Сатин кивает) Большая, значит, душа.

      Лука Нежная.

      Настя Правда,  ребята,  так нельзя.  Чего вы к нему вечно цепляетесь? Он  же почему дурака валяет - это он нас все время развеселить пытается:  то на педсовете заснет, то на урок придет - ляпнет чего-нибудь.  Я помню, он болел как-то, я чуть от скуки не повесилась.  Мы же скучные  все  стали:  методсоветы, педсоветы, просто  советы  - сидим и пытаемся рожу умную скорчить, как будто это надо кому. А он все на себя берет, не других пытается дураками выставить,  как мы все, а сам Ваньку валяет. По-моему,  если человек может над собой подшучивать,  то он обязательно в глубине души хороший.

      Василиса И давно это у вас?

      Настя Что именно?

      Василиса Ну вот этот... вечер дружбы.

      Лука Это  мы от голода спасаемся,  есть очень хочется.  У тебя нет чего-нибудь пожевать?

      Василиса Откуда, я же не столовая.

      Настя Кстати, ребята, а в столовую мы никак проникнуть не можем?

      Лука Постойте,  я вроде помню, у Барона был ключ какой-то особенный от лаборантской,  он им все в школе кроме этой лаборантской открывал.

      Сатин Ну вот, и Барон на что-то сгодился.

      Настя Лука,  Василиса!  Сатин,  ты чего расселся?  Пошли, посмотрим.

      Сатин Без меня. Я в столовую и когда открыто не хожу.

                             (Василиса, Лука и Настя уходят)

 

                                                      2 действие

         (Сатин продолжает  рассматривать глобус.  В глубине сцены нетвердой походкой                                 появляется Актер)

      Сатин О,  какие люди! Здравствуйте, господин народный артист.

      Актер Вольно.  Народный артист!  (икает) Я теперь понимаю народных артистов Советского Союза... Вот смотри,  Сатин,  какая ерунда -  можно  быть  народным  артистом  несуществующего государства?

      Сатин Где это ты так набрался - все же закрыто?

      Актер Э,  братец,  закрыто,  да не все.  У каждого из нас есть собственный ответ-ствен-ный учасссток.  Вот у Коростелева школа и  мы - он нас может в ней закрыть.  А у меня в кабинете шкаф, там водка и тараканы, и я их могу закрыть. А могу и открыть... Вот  у  меня там есть специальный ящик,  я в нем самое дорогое храню:  мел хороший и поллитра  была...  до  недавнего времени.

      Сатин Что же ты,  подлец, мелом делишься, а водкой не поделился?

      Актер Мелом я делюсь потому,  что вы его не жрете, следовательно, он идет на благо общества.  А водка - вещь индивидуальная.

      Сатин Свинья ты после этого!  Друг называется. Разговаривать с тобой не хочу.

      Актер Не  хоти.  Это даж-же кстати,  потому что я сегодня хочу разговаривать. Вот скажи, Сатин... Ах, ну да... Ну ладно, не говори. Вот представь себе, я что-то сегодня подумал...  ну, время было, (щелкает себя по горлу) это, опять же - неправильно мы, голубчик Сатин, живем!

      Сатин Ну ты-то точно неправильно, жмот несчастный.

      Актер Ах,  я не об этом!  Вот приходишь ты утром в класс. За окном серенько так...  Парты стоят...  Доска...  Ну, ты видел... Неубрано, натурально, с позавчера...

      Сатин Это у тебя с позавчера, а у меня всегда все чисто.

      Актер Это част-нос-ти.  Продолжаю. Приходишь. Сидишь, детей ждешь.  И ведь знаешь, что они придут. А почему? А потому, что куда они денутся.  Ладно,  приходят. Садятся. Ждут от тебя чего-то. Кто-то свои два балла ждет,  это нормально,  этих  не считаем. Но остальные-то, остальные! Они же от тебя откровения ждут, мысли какой-нибудь нестандартной, они думают, ты им сейчас горизонты обозришь, в тайну посвятишь, квакнешь что-нибудь мировоззренческое... А ты что? "Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока". А ты знаешь, что у половины тетради по определению нет?

      Сатин Догадываюсь.

      Актер О!  Догадываешься!  И что - если они не  могут  записать тему  сегодняшнего твоего дурацкого урока,  так они уже как бы второй сорт. Не об этом, славный ты мой, не об этом надо! Ведь ученик - это звучит...  смешно. Ну какой он тебе ученик, а ты ему учитель,  если с того  времени,  как  тебе  было шестнадцать лет,  ты здорово испортился! А? Ну не коньяк же ты в самом деле,  чтобы с возрастом лучше становиться.  Вот скажи мне, в  чем  ты сейчас лучше,  чем двадцать пять лет назад?  В футбол ты лучше играешь?  Мыслей у тебя умных больше стало? Да у тебя сейчас в голове один кроссворд:  дни до зарплаты по горизонтали, количество денег в штанах - по  вертикали.  У  тебя сейчас в штанах день-ги,  а раньше что было? Отвечу. У тебя их там раньше не было,  ты забот не знал,  и был лучше. Сатин, ты сейчас можешь так полюбить,  как в шестнадцать лет?  То-то.  И вряд ли уже полюбишь, разве что лет в семьдесят врачиху из передачи "Здоровье". По телевизору. Потому что она тебе про твой радикулит расскажет,  как ни одна другая.  А они еще могут  по-другому... И ты-то,  главное,  сам еще хочешь по-другому, я же

видел, тебя на 23-е февраля десятиклассница в щечку  поцелует, так ты до 8-го марта не умываешься. А не можешь!

      Сатин А ты можешь?

      Актер Ну чего мы все обо мне-то.  Ну, не могу... Не могу! Доволен? Так чему мы их можем научить? Нам самим у них учиться надо! Вот я сегодня выпил и понял...  Или сначала понял, а потом выпил... Неважно. Вот ты чего тут сидишь?

      Сатин Так заперто же все!

      Актер Я не про это. Вообще, по жизни, чего ты тут сидишь? Почему тебя заперли,  а не Иванова с Петровым? Тебе тут чего - медом намазано?

      Сатин Мне тут водкой пахнет.

      Актер Да?  (морщит лоб) Не, врешь. Ты же тут сидел, когда еще не пахло.  Работа у тебя - аховая. Из шестого класса выходишь, как будто вагоны разгружал.  Зарплата у тебя - тоже аховая: два букета приличных роз, если не под восьмое марта. Идея благородная? Да ты посмотри вокруг - все на твое  благородство сказать что  делают?  В  соседнем округе опрос проводили среди старшеклассников о престижности профессий - ты даже  в  первую сотню не вошел. А я вот сегодня понял, чего вот ты, Сатин, тут сидишь. Сказать?

      Сатин Скажи.

      Актер Не,  не скажу. Потому что тебе самому потом грустно будет. (Сатин пожимает плечами) А сидишь ты потому, что от них заразиться хочешь.

      Сатин Актер, ты уверен, что у тебя только пол-литра было?

      Актер Уверен.  Не перебивай.  Ты хочешь от них заразиться мо-ло-дость-ю. И получается.  Не,  ну правда, получается ведь. Вот и выходит, что они тебе дать могут больше, чем ты им.

      Сатин А ты чего тут сидишь - ты же недалеко от них ушел?

      Актер (рассеянно) Я другое дело,  я - Актер.  Мне  играть нужно. А где меня еще на сцену пустят:  актер-то я - хреновый. Ладно, пошел спать. Будет чего пожрать, разбудите. (уходит)

 

                                                     3 действие

      (появляются Лука  и  Наташа на некотором удалении друг от друга)

      Лука Чегой-то Актер какой-то странный.

      Сатин Замыслил, наверное, что-нибудь.

      Лука Что?

      Сатин Ну, что-нибудь... Пьеску, там, или еще что.

      Лука А-а, а мне показалось...

      Наташа Да я же тебе сказала, что показалось.

      Лука Не, ну, так, вроде...

      Наташа Ну  откуда  - заперто же все!  (всовывается голова Пепла)

      Пепел Сатин,  мы  там  стол  пинг-понговый разложили - ты идешь?

      Сатин И  то,  обалдеешь тут (удаляясь) Актеры всякие шляются.

                  (Наташа встает у края сцены,  сзади к ней,  поглядывая по сторонам,                            приближается Лука и кладет ей руки на плечи)

      Наташа Лука...

      Лука А?

      Наташа Дети смотрят.

      Лука (отшатываясь) Где? Тьфу-ты, что за шутки!

      Наташа (грустно) Вот видишь, как тебя легко спугнуть. Так и шарахаешься - тени своей боишься. Или моей...

       Лука (садится  на  мат) Наташ,  какая муха тебя укусила - школа же, тут все время ждешь чего-нибудь.

       Наташа А мы с тобой много не в школе-то встречались?

       Лука Ну а...

       Наташа Это  не в счет.  Тем более,  что всего два раза за два года.  Да ладно, я все понимаю, у тебя... да, впрочем, и у меня тоже...  Извини,  это  я  так,  ситуация дурацкая,  вот я и расслабилась. Иной раз,  знаешь,  накатывает: что, думаешь, за жизнь такая...  нескладная.  Все бабы как бабы - мужей нянчат, детей растят.  А тут - дома,  как лошадь, здесь, как ишак, еще ты на мою голову.

       Лука Ну ничего себе!

       Наташа Ну ладно,  я на твою голову, какая разница. Все мы тут хороши:  обязательно кто-то кому-то на чью-то голову. Не в этом смысле,  так в другом. Вот посмотри: как весна, в десятом классе ахи-вздохи,  так у нас сплошное умиление, весь педсовет в соплях:  у Сидорова с Петровой роман, так вы уж, Марь Ванна, их,  пожалуйста,  не  спрашивайте,  как бы он при ней на вашем вопросике да не квакнулся! А учителя? Хожу по школе - людей не замечаю. Знаешь, почему? А я в это время спиной взгляды ловлю.(машет рукой) Чего там говорить. (пауза) С одной стороны, мы, конечно, говорим: полноценного человека может вырастить только полноценный учитель.  А откуда это возьмется,  когда у нас или ты  растишь полноценного человека по десять часов в день,  или ты сам полноценный?

       Лука Я не знаю...  Извини,  но я  себя  неполноценным  не чувствую. Вообще,  по-моему,  это  от самого человека зависит. Если он себя считает неудачником,  то он даже удачу за неудачу примет. Сейчас себя самыми полноценными чувствуют те,  кто может без печали в казино тысячу зеленых оставить. Так что мне - на них равняться?  Если мы растим полноценных,  значит, и сами чего-то стоим!

       Наташа Да господи,  ты посмотри на нас со стороны: встретились, как в кино - нет никого,  тут бы... а мы о смысле жизни. Или со мной можно уже только о философских проблемах беседовать?! Лука, что с нами делается - мы же по паспорту еще молодые совсем, а ведем себя как старики какие-то!

       Лука Наташ, да ты чего, тетрадок перепроверяла?! Чего тебе не так? Школа отличная... новая еще совсем, детишки замечательные... Они мне,  знаешь,  сегодня ежика живого  в  подарок принесли.

       Наташа Ежика?

       Лука Ага,  принесли, посадили на мой стул и под стол задвинули. Ну я их потом... уже... через какое-то время, спросил: "Зачем?", а они говорят: "Это подарок". Так приятно.

       Наташа (грустно) Что у нас еще хорошо?

       Лука (с жаром) Да все...  почти.  Директор у нас заботливый, в театр,  вот,  ходит, чтоб ему пусто было. Опять же, видимся мы с тобой каждый день,  каждые сорок пять минут. Ну где бы еще так удачно сложилось?

       Наташа Где?  Да хоть на заводе.  Представляешь, ты за токарным станком, а я напротив, за фрезерным. Вот пообщались бы.

       Лука Наташ,  ладно, не надо. Ты... Я вот что: я на будущий год тоже среду выходным возьму, как и у тебя!

       Наташа И что?

       Лука Как "что" - еще чаще будем видеться.

       Наташа Ты еще предмет смени - будем вместе сочинения проверять.

 

                                                          4 действие

                             (появляются Пепел, Барон и Василиса)

       Барон (Пеплу) Здорово ты меня уделал! Я вот эти твои крученые вообще не беру - черт его знает, как ты это делаешь!

       Пепел Ну, это специально учиться надо.

       Барон А мне уже поздно?

       Василиса Не,  вам рано.  Вот когда свои шарики совсем перестанут крутиться, как вон у Пепла, тогда можно начинать теннисные крутить.

       Пепел (игриво) Некачественно вы ко мне,  Василиса Евгеньевна, относитесь.

       Василиса Ко всем качественно относиться - никаких сил  не хватит. На вас и так уже... знак качества некуда ставить.

       Пепел Это вы про все человечество?

       Василиса Нет,  про лучшую его часть - про школьных мужиков.

       Лука (в сторону) Сговорились они, что ли?

       Василиса Нет,  ну вы посмотрите на себя -  пять  здоровых лбов собрались, и не могут придумать, как отсюда выйти.

       Наташа (негромко) Ну выйдешь ты отсюда, и куда ты пойдешь?

       Василиса Это ты о чем?

       Пепел Наташенька просто хотела сказать,  что  все  дороги ведут в школу.

       Василиса Я не знаю,  что она хотела  сказать,  но,  вообще-то, сказала правильно. Выйти-то не проблема...

       Лука Ну? Серьезно?

       Василиса Да я не про сегодня.  Я про вообще. А чего? Хлоп Коростелеву на стол заявление, и даже причины объяснять не надо - и так всем все понятно. Другое дело, что кому мы там нужны - отравленные.

       Пепел Чегой-то - отравленные?  Я в эту столовую вообще не хожу.

       Наташа Далась  вам  эта столовая.  Вы сейчас о чем-нибудь кроме еды думать способны?

       Лука, Барон, Пепел (хором) Нет!

            (появляется Сатин, за ним тащится заспанный Актер)

       Сатин Против чего голосуем?

       Пепел Против идеализма.

       Актер И где вы его взяли?

       Барон Да вот - наши дамы пытаются увести разговор в  сторону от самого насущного вопроса.

       Сатин Еды, что ли?

       Барон Её.

       Пепел Причем,  надо думать,  делают это из самых гуманных побуждений, поскольку есть конкретно нечего.

       Актер Человечка бы зарезать...

       Василиса Сатин, ты зачем человека разбудил?

       Сатин Проспится - хуже будет. Уж лучше так.

       Настя "Так" - это как?

      Лука (Наташе)  Я же тебе говорил - он где-то набрался.

      Пепел  Да отстаньте от мужика - он всегда такой был, я же помню.

      Актер (кланяясь) Спасибо всем на добром слове. Не переживайте. Выпил я. Выпил (немая сцена) И вам, занудам, принес. Потому, что актеры - народ не злопамятный. Просто они злые, и у них память хорошая. (достает бутылку).

      Настя  И что мы с ней будем делать?

      Сатин  Шесть букв, первая “в”, шестая “м”.

      Пепел  Выжрем?

      Сатин Кто как умеет. Я имел ввиду “выпьем”.

      Барон Актер, вы - благородный человек! Вы - человек с большой буквы “А”. Позвольте пожать вашу руку.

      Сатин  Переднюю или заднюю?

      Василиса  Барон, не напрягайтесь. Все равно вам нальют как всем - не больше, не меньше.

      Барон (патетически)  Люди!  Твари дрожащие! Львы, орлы и куропатки! Рогатые олени! Лоси сохатые! Муфлоны! Вам неведомы благородные порывы. Вибрации души вы готовы принять за сквозняк! Никогда, вы слышите, никогда вам не понять, что такое - взять, и поделиться самым дорогим...

      Лука Во чешет. Актер, это ты ему текст писал?

      Актер Не, это он еще до меня в институтском драмкружке играл Нину Заречную.

      Барон  (продолжает) Чайками чеховскими себя возомнили? Бакланы вы позорные. Кряквы среднерусские. Кулики болотные...

      Сатин  Помните, Глагол жаловался, что у него учебник зоологии тиснули? Я кажется, начинаю понимать. Барон, зачем он вам?

      Барон (по инерции, утихая) Чирки-свистунки...

      Наташа  Злой ты, Сатин.

      Сатин  Если я буду добрым, вы постоянное расписание в первый раз в январе увидите.

      Пепел  Братцы, тайм-аут, а? Мне кажется, она через пробку испаряется.

      Лука  Действительно, Барон, смените пластинку. Давайте что-нибудь из серии “Поднимем бокалы, содвинем их разом”. Пепел, у тебя тут стаканы есть?

      Пепел  Да мы с Андрюхой как-то без них...

      Лука  Это с Андрюхой можно без них, а с Бароном - себе дороже.

      Василиса  У меня есть.

      Актер Интересно, зачем начальной школе стаканы?

      Василиса  А по-твоему, как начальная школа, так уже не люди.

      Сатин  Мать, ты что, забыла? Вы же теперь в детском садике. А до него хрен доберешься.

      Лука  А, черт, действительно.

      Настя  Давайте я к себе в физику схожу. У нас там мензурки. (поднимается, выходит)

      Сатин  Актер, а где ты ее взял? У тебя же, вроде, одна была.

      Актер  (грустно)  Для премьеры берег. У меня это вроде как талисман. Думал, отыграем “Войну и мир”, и выпьем по-кавалергардски.

      Сатин  Плюнь, хлопче, не журысь. Лучшие роли - несыгранные.

      Барон  Ага, и ненаписанные. Слова учить не надо.

      Пепел  Ребята, у меня же яблоко есть! Я сегодня у шестого класса отобрал - они им в футбол играли.

      Сатин  Неси (Пепел уходит). Больше ни у кого ничего не завалялось? Лука? (тот отрицательно мотает головой) Барон? Барон, смотри мне в глаза. В глаза!

      Барон  Мне жена велела домой купить.

      Сатин  До жены еще дожить нужно. Что там у тебя?

      Барон  Батон белого, колбаса и масло.

      Василиса  Барон, как не стыдно! Ну-ка, марш. (Барон понуро уходит)

      Лука  Жизнь налаживается. Пойду, домой позвоню, чтоб не ждали. (уходит)

      Наташа  Я тоже (уходит за ним).

      Сатин  (провожая их взглядом) По-моему, на них можно не рассчитывать.

      Актер  Что Коростелев не делает - все к лучшему.

      Пепел (появляется с яблоком) Во, почти не побилось. Сколько нас народу?

      Актер  Народу - больше, чем людей. Но ты не переживай. Барона раскулачили - голодными не останемся. (появляются Настя с мензурками и Барон с сумкой)

      Пепел  А где Лука с Наташей?

      Сатин Звонить пошли.

      Настя  Так что их - ждать теперь?

      Сатин  Не думаю.

      Барон (растрогано) Вот мужик! В такую минуту! От накрытого стола! Я бы не смог...

      Василиса У вас есть другие достоинства.

      Барон (оживая) Правда? Какие?

      Сатин  Сам же говорил: “Батон белого, масло”.

      Пепел (разливая) Ну чего, ребята? Поехали?

      Сатин  Поехали-поехали. Мы ж  как-никак в прошлом - школа имени Гагарина. (все выпивают)

      Настя Что это мы без тоста. И не чокаясь.

      Василиса  Уже чокнулись. Раньше. Когда сюда работать пришли.

      Пепел  Да ладно вам! Нормально все. Чем тут плохо? Мне, например, все нравится. Ну, почти все - кроме зарплаты. Вы-то все нигде больше не работали, вот и не замечаете. А я покрутился, знаю. У нас страна такая: чем больше тебе платят - тем меньше за человека считают. А здесь я сам себя уважаю. Чего вы ржете? Если платят баксов тысячу, так каждый норовит тебя за пивом послать. А за здешние деньги я сам кого хочешь пошлю. И посылаю.

      Актер  А ведь это тост! (все чокаются и закусывают)

      Пепел (горячась) И ты, Василиса, все бубнишь, - а попробуй отсюда свалить. Да ты без своих детей на третьи сутки на стенку полезешь. Полезешь-полезешь, что я, тебя не знаю? А Барон вообще больше ничего делать не умеет. Вот и получается...

      Сатин  Получается-получается. Налей, Барон, я тост скажу.  То, что нас тут заперли - это не Коростелев виноват.

      Василиса  А кто, дух святой?

      Сатин  Вроде того. Только не святой, уж это точно. Не знаю - какой, но какой-то Дух. А Коростелев лишь его посланец. И вот этот Дух - он нас специально здесь собрал, чтобы мы как в старые добрые времена могли спокойно побыть друг с другом. Времена-то настали нервные:  бегаем, как тараканы, суетимся, подрабатываем. А времени вот так посидеть, пообщаться нет. А без этого пропадает какая-то важная частичка Смысла. И раз он нас запер - значит, настало нам время остановиться на минутку и подумать о чем-то важном. Я еще не знаю - о чем, но вот за этот Дух я и хотел бы...

                       (входит растерянная Наташа, все оборачиваются на нее)

      Наташа Я собрал вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: вы будете смеяться, но пришел Коростелев. Чего-то он тут забыл. Так что путь свободен.

      Сатин  Тьфу, весь тост испортил.

     

                                                                                 Москва, январь 1995 - октябрь 2001