Ольга Игоревна Теплова

учитель математики
работает в гимназии с 1991 года

 

  

Статья из цикла "Учитель – это судьба"

«Есть такая профессия – Родину просвещать».

Ольга Игоревна Теплова – учитель математики в гимназии 1543. Благодаря широте интересов, глубине профессиональных знаний и эмоциональной вовлеченности в жизнь класса Ольга Игоревна является не просто учителем и классным руководителем для своих учеников, но и интересным собеседником, а также духовным наставником, учащим нас правильно строить взаимоотношения с людьми. Предлагаем вашему вниманию интервью с Ольгой Игоревной Тепловой.

 

Кем Вы хотели быть в детстве? Когда Вы решили стать учителем? Почему Вы выбрали именно этот предмет?

Моя бабушка была учителем в школе, моя двоюродная бабушка работала в школе, и моя мама тоже пошла работать в школу, поэтому я пришла работать в школу, продолжая некоторую традицию. Поэтому у меня не стоял вопрос, кем я хочу стать. Конечно – учителем. Был вопрос, какой предмет я хочу выбрать: моя мама преподавала историю, мне очень нравилась литература, но я ненавидела уроки русского языка, поэтому мне было понятно, что в литературу и в историю я не пойду. Но в математическом классе школы при Академии Педагогических наук у меня математику вел очень интересный учитель Ветьман Иосиф Борисович, поэтому я и решила стать учителем математики. Математика является основой логики, мышления и вообще развития человеческих возможностей.

Кто для Вас является идеалом учителя?

Идеала учителя у меня нет. Я не могу сказать, что есть какой-то конкретный человек, являющийся идеалом, потому что я в природе такого не встречала. У каждого учителя есть сильные стороны, но у каждого есть и слабые. Надо стремиться к идеалу, стараться сделать все максимально хорошо и честно, выполнить свой долг перед детьми и самим собой.

Сколько лет Вы работаете учителем? Жалеете ли Вы, что стали учителем?

В школе я работаю с 1980-ого года. Попала я в школу не сразу после института – первый год после института я занималась активной общественной работой. Родив ребенка, я не вернулась на комсомольскую работу, а пошла работать в школу. Ведя математику в математическом классе, я поняла, что это не совсем правильно учить ребят в школе программе 1-2 курса математического института, а еще очень хотелось приобщать к математике людей, которые не очень любят математику. Многие ребята из моего гуманитарного класса стали моими друзьями. Они понимают, что математика даже в гуманитарном классе очень и очень важный предмет.

Жалею ли я, что стала учителем? Ну, если б жалела, не проработала бы столько лет. Я после четырех лет работы в школе стала завучем, но поняла, что замена уроков и прочие обязанности устроителя административной работы неизбежно ведут к стрессу и мешают главному – преподаванию предмета. Поэтому я очень рада, что в 1997 году передала эту почетную обязанность Виктору Михайловичу. Я отказалась от административной работы. Были также предложения от Академии Педагогических наук, но общение с детьми не заменит ничто.

Какие приемы Вы применяете, чтобы увлечь учеников?

Мне очень нравится, когда я, рассказывая какую-то задачу, могу указать не совсем стандартный, не совсем очевидный, но красивый способ решения, и загораются глаза у ребят, видящих красоту математики. А в целом я считаю, что любовь к этому занятию надо пробуждать в среднем звене. Поэтому в пятом, шестом седьмом классах обязательны уроки занимательной математики, сочинения, творческие работы. Это очень помогает увлечь детей предметом.

Как Вы можете помочь ученику, который получил плохую оценку?

Ученику, который получил плохую оценку, я всегда стараюсь помочь разобраться. Самое главное, по моему мнению, научить человека ставить вопрос, разобраться, что в этой задаче непонятно, то есть выбрать из вороха знаний, который в голове наверняка имеется, те знания, которые можно применить в этой задаче. То есть умение разобраться, составить план задачи. Прийти разобраться, а дальше переписать и… получить хорошую оценку!

Каким образом Вы приходите к пониманию учеников?

Это самое трудное, наверное. Потому что с годами, решая одни и те же задачи, удивляешься, что ж здесь можно не понять. Поэтому самое трудное – понять, что не ясно из моего рассказа, что самое трудное для ученика. Таким образом, и создается стиль обучения и стиль общения с учениками. Я его специально не создаю – это же не покрой платья или кулинарное блюдо.

Самое запомнившееся событие для Вас в Вашей педагогической практике.

Это, наверное, поход, в который мы пошли накануне последнего звонка. Это был 1987 год! Тогда для меня, наверное, по молодости, было вполне нормально, что мой класс сам едет в поход, я задерживаюсь на педсовете по допуску, а они в сумерках шли встречать меня на остановку. Сейчас мне дико это представить – другая степень ответственности пришла с годами.

Как Вы смотрите на современную молодежь?

Современная молодежь вызывает у меня ассоциации только одни, и очень положительные. Потому что так сложилась моя педагогическая судьба, что все годы я работала с очень интересной, передовой и элитарной молодежью. В мою предыдущую школу отбирались только лучшие ученики. А попав в 1543, я понимаю, что таких учеников, как здесь, очень немногие учителя имеют счастье учить. А мое общение с современной молодежью исчерпывается общением именно с такой молодежью.

Меняется ли молодежь за годы работы в школе?

Конечно, как и все в нашем мире не может быть законсервированным. Современная молодежь намного более свободна в общении друг с другом, в общении со взрослыми. Современная молодежь с гораздо большим кругозором, свободной формой поведения в мире. Вы, современная молодежь, стали не только детьми нашей страны России, но и детьми мира.

Чем Вы занимаетесь в свободное время? Какие у Вас интересы, хобби? Помогает ли Ваше увлечение в работе?

Свободное время – понятие относительное. В основном, это, конечно, проверка тетрадей – уже своеобразное хобби. Но, конечно, люблю читать, не мыслю своей жизни без посещения театров, без путешествий, но на это нужно много времени. А так, в основном, это дела домашние. Для меня важно, чтобы в доме была чистота. Для учителя важно суметь сохранить семью, и я очень рада, что мы с моим мужем живем вместе уже много лет. С детьми, которые уже выросли и ведут частную жизнь, мы продолжаем общаться. Я рада, что мы смогли привить им с детства любовь к театру и к путешествиям. И, конечно, ребятам проще рассказывать, куда мы едем, если сам уже неоднократно там побывал.

В чем Вы видите разницу между 1543 и гимназией, где до этого работали?

В первую очередь это, конечно, многопрофильность нашей гимназии. В прошлой моей гимназии были только математические классы. Прошлая моя школа, когда я там работала завучем, завязала отношения с МВТУ имени Баумана, поэтому много учеников из математического класса, который я выпускала, поступили именно в него. И потом еще было сотрудничество с медицинским институтом им. Сеченова, и тоже немало учеников пошли учиться туда.

Что бы Вы посоветовали начинающему учителю?

Прежде всего, взвесить, что толкает на работу в школе, и если нет четкого ответа на этот вопрос, то не нужно идти. Если возникают колебания, то еще раз поразмыслить, чего больше: что привлекает или того, что отталкивает, и быть готовым к тому, что работа в школе требует очень большой самоотдачи и самопожертвования. Потому что для нынешних учеников – мы учителя сегодняшнего дня и не должны портить им светлый облик учителя.

 

Дорогая Ольга Игоревна. Благодарим Вас за данное нам интервью и желаем Вам доброго здоровья и сохранения любви к своему учительскому делу, а также неиссякаемой жизненной энергии, которой Вы нас дарите! Спасибо Вам за все.

Иван Сальковский и Иван Самоделкин, 10А, #41 параллель, 2015 год 

 

              

 

 



  


Страницы о других учителях

www.1543.ru