Софья Филипповна Либерова

учитель русского языка и литературы
работала в гимназии с 1982 по 2022 год

 

Большое интервью С.Ф.Либеровой "Я очень люблю путешествовать"

   

Представить, что Софья Филипповна ушла на пенсию, невозможно. Это вечный двигатель, неиссякаемая энергия, это «Вечная Сонечка, пока мир стоит»! Более шестидесяти (!) лет она учила и воспитывала поколения учеников, которые превращались в поколения родителей следующих учеников, - и этот цикл поколений продолжается по сей день…

Любовь к точно и верно сказанному русскому слову, бережное отношение к литературной классике естественным образом сочетаются в Софье Филипповне и с её любимыми словечками (типа «Отдыхай!»), и с невероятным задором и готовностью везти свой класс в поездку или идти в поход.

Если найти точное слово для определения работы Софьи Филипповны, то это – «Служение». Служение профессии, служение школе, служение людям.

Она любит русскую словесность, этому научили её К.Г. Паустовский, Ю.М. Лотман, Ю.И. Визбор, А.Я. Аронов, П.С. Лунгин – исторические фигуры для нас с вами, а для неё учителя и друзья. Она служила русской словесности и в московских школах (да еще каких! – Мильграма и Завельского), и за рубежом (на Кубе, в Болгарии, Германии).

Софья Филипповна – человек школы, это её стихия. В хаос школьной жизни она всегда вносит порядок и спокойствие, она умеет создать рабочую обстановку в классе, строгостью и требовательностью приучить думать. Сколько часов она провела после уроков, занимаясь русским языком с учениками! В окнах её кабинета, где бы он ни находился, всегда допоздна горел свет. И на всю жизнь запоминали правописание слов её ученики под надзором десятка пар совиных глаз, неусыпно наблюдающих за таинством обучения: совы – это талисман нашей Софы, они живут у нее на полке книжного шкафа в кабинете, охраняя многочисленные папки с методическими материалами, накопленными за десятилетия преподавательской жизни.

Своим опытом Софья Филипповна охотно делилась, брала под крыло молодых коллег, которые потом вырастали в учителей. Много лет Софья Филипповна возглавляла методобъединение словесников нашей школы: выручала заменами, подхватывала классы, подставляла плечо при распределении нагрузки. Через её цепкий к ошибкам взгляд прошли все (!!!) поступающие в нашу школу!

А с какой радостью она выходила на школьную сцену в учительских капустниках! С какой радостью её изображали ученики в школьных КВН-ах!

Многие ученики, родители стали друзьями; а мы, коллеги, говорим «спасибо» за то, что Вы показали нам всем пример настоящей жизни в профессии. Мы любим Вас, Софья Филипповна!

Коллеги-словесники
Сентябрь 2022 года


 

 

 

Вся жизнь – наполнение верой
В ребенка, призванье и слово,
Вся жизнь – воплощенье примера,
Что домом является школа.
Вся жизнь – крылья хрупкой надежды,
Что можно исправить природу,
Что грамотным станет невежда,
Что можно улучшить породу.
Ты многих спасала любовью,
Казавшись суровою внешне.
Мы любим и чествуем Соню –
Мать Веры, Любви и Надежды.

                Словесники гимназии 1543
              

Ах, Софочка, вся вопреки годам...
Портрет нарисовать бы в полный рост:
Читать и проверять по вечерам,
Любить детей практически до слёз,
В одну лишь жизнь вложить и две, и три.
Волшебный смысл всё вспыхивал, не гас...
И озарит Любовь - держу пари! -
Ваш чудный век и всю, конечно, Вас!

               О.Е.Потапова, 4 октября 2019 г. 
              

 

   

 

   

Софья Филипповна Либерова – это действительно учитель по призванию. Она внесла неоценимый вклад в становление нашей гимназии. Судьба Софьи Филипповны как учительницы складывалась не так уж и просто, но она уже во втором классе избрала свой жизненный путь. Желание стать учителем появилось еще в детстве, а толкнул на это пример классной руководительницы – Ольги Михайловны. Детская память хранит в себе только самые яркие и запоминающиеся детали: Софье Филипповне запомнилось длинное строгое синее платье учительницы с высоким, украшенным белым кружевным воротничком и золотой лорнет на цепочке. В военные времена редко можно было встретить такой наряд, поэтому образ учительницы навсегда остался в памяти Софьи Филипповны. Ольга Михайловна, тогда тяжело болевшая, сказала, что видит именно в Софье Филипповне будущую учительницу, что, может быть, во многом предопределило судьбу нашей Софьи Филипповны. 

В детстве Софья Филипповна увлекалась танцами и даже ходила в «Школу ритмики и пластики Большого театра», но война погубила все детские увлечения, поставив на первый план лишь желание выжить. Так случилось, что преподавательский состав Софьи Филипповны преимущественно состоял из мужчин. Учитель математики вызывал её к доске лишь для зарисовки аккуратного чертежа, зная, что большего от нее добиться он вряд ли сумеет. А вот учитель литературы зачитывался сочинениями Софьи Филипповны и даже дал однажды почитать одно из сочинений учителю математики, чтобы окончательно отбить у учителя точных наук желание сделать из юной Софьи Филипповны второго Пифагора.

Но о выбранном пути учителя Софья Филипповна никогда не жалела. Её всегда увлекали путешествия и туризм, но желание познать душу героев и душу человека увлекло её больше, чем стремление совершать великие географические открытия. Самое важное, что она запомнила из школьных лет - отношение преподавателей к детям не было отношением к «двоечникам» и «отличникам», это было отношение к людям, к самостоятельным личностям. Это отношение Софья Филипповна воплотила и в собственной педагогической практике. Она считает, что лучший способ понять ученика и посодействовать ему - побеседовать с ним, понять его. Человеческие отношения стоят превыше профессиональных, что по ее мнению является главным в отношениях в нашей гимназии, и именно этим она отличается от других школ.

Софья Филипповна с гуманным пониманием относится к современной молодежи. Она считает, что за последние 50 лет наша молодежь совершенно не изменилась. Молодежные течения, вроде ЭМО и ska, для Софьи Филипповны лишь ребячество, она уверена, что с возрастом это пройдет. На досуге Софья Филипповна занимается вязанием. Вечерами под оперную музыку это занятие помогает отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Конечно, главное увлечение, которое не покидало её всю жизнь,- это чтение. Желания учиться и учить неотъемлемы для учителя, и, особенно для Софьи Филипповны, которая учится даже у своих учеников. 

 

Мария Ероховец, 9Г, #36 параллель, 2006 год


              

   

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Каждый раз, когда я читаю эти известные строки пушкинского стихотворения, мне кажется, что все это сказано о нашей гимназии, о дружном, сплоченном коллективе учеников и учителей.

Я поражаюсь, как умеют работать эти люди, искренне любящие свою профессию, свой нелегкий ежедневный, ежечасный труд. Эти люди живут школой, живут нами, своими учениками. А для нас они перестали бытъ просто учителями: прежде всего, это - наши духовные наставники, всегда готовые помочь разобраться в себе, помочь избежать многих глупостей и ошибок. Поэтому мне было очень трудно выбрать героя своей статьи. И все же, мне очень хочется рассказать об одной замечательной учительнице и просто достойном, заслуживающем уважения человеке, проработавшем в школе почти 40 лет (к 1999 г, прим. ред.). Это - Софья Филипповна Либерова, преподаватель литературы в старших классах.

С первого взгляда поражаешься ее аккуратности, пунктуальности, умению держать себя. Однако за внешней строгостью или доже суровостью скрывается необыкновенно чуткая, ранимая, добрая, нежная душа, и, узнав поближе эту удивительную женщину, сразу привязываешься к ней, не переставая удивляться, как, несмотря на все трудности жизни, она смогла не завязнуть в губительных мелочах, сохранить себя. 

На ее уроки хочется ходить. Они не сводятся к равнодушному и отстраненному чтению учеником и ответом на его вопросы. Нет! Каждый ученик готовит что-то свое, о чем ему интересно было бы поговорить в контексте этой темы. И 45 минут ни для кого не проходят даром: каждый черпает что-нибудь важное, драгоценное для себя, находя ответы на волнующие вопросы. Если бы вы знали, какая в классе стоит тишина, когда Софья Филипповна что-нибудь рассказывает или читает, как жадно слушатели ловят каждое ее слово, боясь упустить даже самую малость. А сколько она везде с нами бывает! За те три с половиной года, что я учусь у Софьи Филипповны, мы успели побывать два раза в Петербурге, в Туле, во Пскове, в Оптиной Пустыни, окунулись в атмосферу творческих мастерских Пушкина, Толстого, Чехова, Бунина, Достоевского. Я не говорю уже об экскурсиях по Москве. И каждый раз это были незабываемые поездки, мы буквально захлебывались от впечатлений. 

На уроках Софьи Филипповны понимаешь, что литература – предмет, не отстраненный от жизни, а, напротив, тесно с ней связанный; это основа культуры, нравственности, мудрости, осмысления себя; это нечто глубоко личное. Литература – предмет, который учит думать о жизни, о нашем месте в ней. Кто мы: жалкие щепки, выброшенные на берег, или творцы? Можно ли построить счастье, если пролита хоть одна капля крови, хоть одна слеза ребенка? Можем ли мы и вправе ли изменить ход истории? Что важнее: жизнь духовная или материальная? На все эти вопросы дает ответ литература, или нет, мы сами, осмысляя прочитанное, сопоставляя его со своими внутренними переживаниями, со своим жизненным опытом, отвечаем на них.

И очень важно, чтобы в момент становления личности рядом оказался человек умный, честный, достойный, такой, как Софья Филипповна.

И я знаю, что после окончания школы мы обязательно будем возвращаться к ней снова и снова, чтобы выразить уважение и благодарность.

 

Александра Николаева 11а, # 24 параллель (ГОНГ 8 (12), май 1999 г. 

 


              

 



Большое интервью С.Ф.Либеровой "Я очень люблю путешествовать"

www.1543.ru