Юлия Владимировна Даревская

учитель математики
работает в гимназии с 2016 года
выпускница гимназии #18 параллели

 

  

Статья из цикла "Учитель – это судьба"

Юлия Владимировна, когда и как Вы поняли, что хотите стать учителем математики?

Я, вообще говоря, не очень хотела быть учителем математики, как-то оно случайно так получилось. Мне всегда нравилось иметь дело с детьми, с молодыми ребятами, с подростками особенно. Но почему-то мысли, что я пойду работать в школу у меня не было, пока я туда работать не пошла. И вообще мой путь в школу был довольно длинный: сначала я преподавала в институте, а потом уже по возрасту опустилась на ступень ниже. Но я немножко побаивалась работать со школьниками, особенно с умными, каковыми вы являетесь. А потом меня позвали работать в нашу родную школу, и я подумала, согласилась и не жалею теперь.

Вы помните Ваш первый урок? Каким он был?

Очень хорошо помню. Это был урок в... тогда это был 8Б, а в прошлом году они как раз закончили школу. Я пришла в школу, мне дали два класса: восьмой и десятый. Помню, 1 сентября я захожу в класс, и первая мысль у меня: «Боже мой, какие они маленькие!» До этого я преподавала в институте: там ребята были побольше, а эти были маленькие, умные, довольно активные. Там была такая группа ребят-лидеров, пришедших из нашей же школы, из седьмого класса. Сначала было очень страшно, а потом слово за слово, как и в вашем классе, показала какой-то математический фокус, и дело пошло вроде. Теперь эти ребята на первом курсе.

Как бы Вы описали свой стиль преподавания?

Ну, во-первых, он ещё не очень сложился. Мне до сих пор кажется, что у меня очень много всяких недочётов, и чем больше я работаю, тем больше нахожу их в своей работе. По-моему, в первый год я была даже больше уверена в себе, чем сейчас.

Мне в своих учениках хочется видеть в некотором смысле коллег. Когда я сама была школьницей, на меня произвёл впечатление Александр Юльевич. Он говорил нам: «Я прекрасно понимаю, что многие из вас умнее меня, но у меня больше опыта». Мне гораздо ближе такое партнёрское взаимоотношение со школьниками. И я всегда в голове держу, что многие из вас умнее меня, многого в жизни достигнут, что совершенно не означает, что я не могу вас чему-то научить. Может быть, это из-за того, что я пришла из ВУЗа, где были ребята постарше. Поэтому я и боюсь к совсем маленьким идти: никогда не преподавала у ребят в пятом-шестом классе.

Ради чего, на Ваш взгляд, стоит становиться учителем?

Мне кажется, во-первых, это такой эликсир жизни. Ты всё время крутишься среди молодых людей, среди молодых, свежих идей, и это даёт тебе возможность сохранять молодость, можно сказать, даже питаться этой энергией. Что ещё меня очень привлекает в учительской работе - интересно подбирать какие-то красивые задачки, придумывать, как донести до ребят вещи, которые кажутся им трудными, как сделать так, чтобы эти вещи перестали быть трудными. Мне даже больше нравится преподавать не у математиков, которые и так математику любят, а у тех, кому она должна ещё понравиться благодаря мне. Второй момент, который мне очень нравится в школе (кстати, как раз его в институте почти нет), - постоянно приходится быстро реагировать на разные ситуации, решать какие-то психологические проблемы. С одной стороны, это страшно, с другой - ужасно интересно, мне очень нравится всякие психологические задачи решать.

Вы учились в 1543, работаете в 1543, ваши дочки учатся здесь. Что Вас привлекает в нашей школе?

Конечно, у нас хороший уровень образования, но этим может похвастаться довольно много школ. В нашей школе мне очень близка так называемая "движуха". Я вообще всегда была сторонником общего, широкого, разностороннего образования, такого лицейского, в пушкинском смысле слова. Наша школа, мне кажется, это даёт, хотя в современном мире страшно сложно выдерживать конкуренцию при таком стиле обучения, потому что сейчас тенденция скорее к узкой специализации. Мне лично это не очень близко, хотя сейчас я начинаю думать, как можно сделать так, чтобы, с одной стороны, не отставать от специализированных, математических в частности, школ по своему уровню, но при этом сохранить общее образование. Мне кажется, что наша школа даёт вот эту ауру, общую культуру. И мне это очень много дало в частности.

А как изменилась школа со времени Вашей учёбы?

Во-первых, она как раз почти не изменилась. Когда я пришла в школу работать, было приятно и интересно, что практически все учителя, которые учили меня, учат до сих пор. Со стороны детей… Мы, мне кажется, были менее прагматичными, что ли. Я думаю, это связано с тем, что в институт сейчас поступить гораздо сложнее: когда я училась, была некоторая демографическая яма, а сейчас - наоборот, демографический подъём. Мы были математиками, но при этом гораздо чаще ходили в кино, читали стихи, меньше думали о будущем и больше жили настоящим. Хотя, может быть, я просто по себе сужу. Сейчас дети гораздо прагматичнее, и это приводит к тому, что меняются учителя. Если раньше просили дополнительные часы по литературе, то сейчас веяние времени - узкая специализация. Хотя, кстати, физхимики во многом сохранили это стремление всё успеть.

Сергей Кузьмин, #10А, 47 параллель, 2021 год

               


 


  


Страницы о других учителях

www.1543.ru