Александра Викторовна Бассель

учитель русского языка и литературы 
работает в гимназии с 2015 года
выпускница гимназии #33 параллели

 

  

Статья из цикла "Учитель – это судьба"

Мне бы хотелось рассказать вам о прекрасном человеке и потрясающей учительнице русского и литературы – Александре Викторовне Бассель. Я могла бы много написать о том, как она учила нас с пятого по седьмой класс, о том, как сильно мы привязались и полюбили её за то время, которое она провела с нами. Но, думаю, вам, не знающим её так хорошо, как мы, будет непонятно читать это, а тем, кто знает Александру Викторовну лучше, чем мы, будет попросту неинтересно. Поэтому, я постараюсь через некоторые отрывки из интервью, которое Александра Викторовна согласилась дать мне в один из солнечных октябрьских дней, передать вам некоторое представление о ней, как об учителе и, прежде всего, как о человеке, которого мы все любим и уважаем. 

Кем Вы хотели стать в детстве?

В детстве у меня никогда не было и мысли стать учителем. Все девочки хотят стать балеринами, актрисами – наша школа этому очень способствует, развивая творческие стороны личности. Но в какой-то момент я поняла, что мне бы хотелось связать свою жизнь, во-первых, с погружением в тексты, а во-вторых, с глубоким общением с людьми, и это идеально сочетается в учительской профессии. 

Тень мысли об этом посетила меня как раз в твоём возрасте, когда я поступала в гуманитарный класс. Путь любого учителя начинается с Учителя. На меня сильное впечатление произвела наша учительница литературы – Елена Дмитриевна Волжина. Она, как демиург, творила прекрасный мир вокруг нас, наполненный смыслами, книгами, дружбой и творчеством. Конечно, её фигура сыграла существенную роль в выборе профессии, потому что она была тем человеком, на которого мне в детстве хотелось быть похожей.

Какие у Вас были детские увлечения?

В детстве мне хотелось заниматься музыкой, танцами, театром, но так как я училась в нашей гимназии, времени на такие интересные дела довольно быстро перестало хватать, и они отложились на студенчество. Танцевала я в основном в университетские годы, а в школе всё время уходило на учёбу, но и, к счастью, у нас была насыщенная театральная жизнь.

Кто для Вас является идеалом учителя?

Такой вопрос сложный… Я не могу сказать, что есть знакомый мне человек, который совмещает в себе абсолютно все те качества, которые с моей точки зрения необходимы учителю в работе. Идеальных людей не бывает, иначе жизнь была бы слишком скучной. К счастью, среди моих коллег много профессионалов, обладающих массой важных для учителя достоинств.

Из всех известных мне учителей на роль идеала больше всего подходит Юрий Владимирович Завельский. Его учительство – миф, о нем ходят рассказы и легенды. И они не могут не вскружить голову молодому педагогу.

Если бы Вам выпала возможность в детстве, так же брать интервью, то у какого учителя Вы бы его взяли и что бы Вы у него хотели спросить, что бы Вы хотели узнать о нём?

Надо сказать, что мне, к большому удовольствию, приходилось вместе с мужем брать интервью у некоторых учителей для нашего школьного сайта, поэтому у меня как раз эта возможность была (смеётся)… Ну конечно, интереснее всего разговаривать с учителем, с которым у тебя самой больше всего связано. Для меня это мой бывший классный руководитель – Елена Дмитриевна Волжина… А о чем бы я у неё спросила в детстве?... Я бы, наверное, попросила рассказать о начале ее учительского пути.

Вы не жалеете, что выбрали такую сложную профессию?

Нет, жалеть об этом невозможно, к тому же очень важны обстоятельства, в которых ты учишь. В зачине моей учительской истории было много «странных сближений»: все в какой-то момент чудесным образом совпало. Я второй год работала над диссертацией, впадая в состояние апатии и уныния от беспробудного сидения дома. Мне позвонила Елена Всеволодовна и пригласила в школу на небольшую нагрузку. Особенно знаковым мне тогда показалось, что в параллельных классах должны были преподавать Елена Дмитриевна и моя одноклассница Таня Шустилова, которая тогда тоже пришла работать в школу. Сначала я засомневалась, хватит ли у меня времени и на научную работу, и на учительскую, но все-таки решилась. И жизнь тут же засверкала новыми красками. Самое интересное, что работа над диссертацией не застопорилась, а тоже пошла в гору. На собственном опыте пришлось убедиться, что производительность труда зависит не столько от количества вложенного времени, сколько от разнообразия в твоей деятельности. И отдых – действительно, просто перемена занятия. Азбучные истины, которые прописывает в нас школа, в какой-то момент откликаются и во взрослой жизни. 

После защиты диссертации я решила остаться работать в школе. Нет ничего радостнее, чем видеть, что ты помогаешь маленькому человеку учиться мыслить и анализировать окружающий мир. Нет ничего прекраснее горящих глаз, обладатель которых вдруг что-то важное после твоих слов понял. Это наркотик, на него подсаживаются. 

Конечно, трудностей в выбранном пути тоже хватает. Чтобы стать хорошим учителем, нельзя ни на секунду позволять себе расслабляться, а порой так хочется. Это не офисная работа, которая предполагает задокументированный конец рабочего дня. Нельзя быть учителем только с 8 утра до 6 вечера. Никогда нет ощущения, что сделано достаточно, что можно поставить точку, что можно отвлечься. Путь учителя – это путь поисков и экспериментов, на реализацию которых уходит очень много сил. Это держит в тонусе, но насыщенность жизни и груз ложащейся на плечи ответственности иногда утомляют. Время от времени хочется все поставить на паузу и побыть вне учительской парадигмы, но, когда ты в профессии, это невозможно.

Почему Вы выбрали именно литературу, а не физику, например, или историю?

Литература – уникальный предмет в школьной программе, который, по сути, и предметом-то назвать сложно. Литература – платформа, формирующая мировоззрение и стиль выражения своих мыслей, помогающая налаживать этические и эстетические фильтры, развивать вкус. Из сетки школьных дисциплин она всегда выбивается в том числе потому, что очень сложно нащупать адекватные критерии оценивания. 

Преподавание литературы дает возможность реконструировать реальность, в которой ты живёшь, и это я поняла еще школьницей. Через литературу ты можешь преображать вселенную вокруг себя, литература дает материал, на основе которого можно научиться мыслить в широком смысле этого слова. Литература учит искать смыслы, расширяет внутренний мир. 

У учителя литературы есть потрясающая возможность – моделировать отдельный универсум, в который он может взять своих учеников. Когда на уроке складывается интересное обсуждение, когда ученики не равнодушны, а готовы вместе с тобой вгрызаться в тело текста, возникает невероятной силы чувство наполненности бытия, подключенности к разным его регистрам.

Говорят, что ученье должно быть увлеченьем. Стараетесь ли Вы увлечь как-то своих учеников, как Вы это делаете, какие приёмы используете?

Это тебе виднее… Конечно, стараюсь, вопрос, получается ли… 

Приёмы? ... Надо попытаться дать ученику столько свободы, сколько возможно. Это довольно сложно сделать в школе, потому что школа предполагает выставление определенных рамок. Для того, чтобы мотивировать человека учиться, не всегда достаточно пряника, к сожалению, иногда нужен кнут. Но если я вижу, что человек способен впитать некоторое количество свободы, и это будет ему на пользу, я стараюсь ему эту свободу предоставить. Это может быть свобода какого-то выбора, это может быть свобода каких-то действий, это любая творческая свобода… Согласно учению Юрия Владимировича, учитель должен заботиться о том, чтобы ученик был внутренне свободен.

Если говорить о конкретных приемах, то важную роль на уроках литературы играет большое количество самых разнообразных творческих заданий. Предлагаешь ученику написать, к примеру, рассказ под Брэдбери, и он на какое-то время сам становится немного Брэдбери. Предлагаешь ему нарисовать на плакате схему двоемирия гофмановских миров, и он уже немного художник-литературовед. 

Вообще, пока человек не вбил себе в голову, что он чего-то не может (что случается с возрастом), и не зашорил свое сознание ограничивающими предубеждениями, он практически всесилен. Особенно это заметно, когда работаешь с пятиклассниками. Многие из них так загораются, когда получают возможность выразить себя каким-то нестандартным образом, что остается только удивляться, откуда столько креатива и энергии.

Но тут важно сделать скучную ремарку о том, одним креативом жив не будешь. Творческие задания – это именно прием, который вкрапляется в ежедневный труд и школьников, и учителя.

Многие ученики в современном мире не читают книги, они невежественны. Как Вы предлагаете бороться с этим?

Ты знаешь, я начинаю приходить к мысли, что не всем взрослым людям в современном мире нужны книги, слишком уж много разных источников информации и источников эмоций. Сейчас читать книги – это определенный род искусства. Но, разумеется, в детстве каждый человек должен дать себе шанс полюбить читать. Если получится, это значит, что инвестиция в красочность будущей жизни удалась.

Универсального рецепта «как полюбить книги» нет и быть не может. Иначе все было бы слишком легко. Задача учителя литературы – сделать чтение престижным среди школьников. Я очень радуюсь, когда слышу, как мои ученики обсуждают книги не по программе в неучебное время. Это индикатор того, что процесс запустился и система начала работать.

Важно составлять программу по литературе так, чтобы в ней нашлось место самым разным произведениям, в том числе и современной литературе. Наверное, каждого человека можно заинтересовать книгами, но не каждому в нужный момент жизни попадается нужная книга, которая способна активировать процесс чтения именно у него. Это довольно тонкий механизм, для запуска которого должен совпасть ряд условий, причем для каждого эти условия свои.

Если ученик получил плохую оценку, как Вы можете ему помочь, чем?

Плохая оценка очень огорчает учителя, а не (как кажется иногда пятиклассникам) приносит ему удовлетворение. Часто двойка – знак того, что что-то пошло не так, что-то ты недообъяснил, где-то недотянул, почему-то не смог заинтересовать. Все это, конечно, не снимает ответственности с ученика: учеба в школе строится на пути учителя и ученика друг к другу. 

Много сил и времени уходит на поиски подхода к конкретному человеку. Например, в одном из классов у меня никак не получалось мотивировать девочку работать на уроках. Она все время пыталась затеряться за спинами одноклассников, не ответить, не_сдать и т.д. Мои уроки ей явно удовольствия никакого не приносили, и это меня огорчало. Я предпринимала много разных попыток пробиться через ее броню, и ни одна не приводила к успеху. В конце концов я решила попробовать найти повод ее похвалить. Задача это была не из тривиальных, потому что девочка пренебрегала решительно всеми моими заданиями. В конце концов мало-мальский повод все-таки нашелся. После этого отношения с моим предметом у нее потихоньку начали налаживаться. 

Но, надо сказать, что почти у каждого учителя есть ученики, к которым найти подход не удается. И это очень тяжелая сторона нашей профессии.

Как Вы создаёте свой стиль обучения и общения с учениками?

Стиль формируется сам собой в полевых условиях. Никаких заранее продуманных заготовок у меня нет, но при этом есть главный принцип, от которого я отталкиваюсь, строя отношения с учениками: я опираюсь на свой собственный школьный опыт. Думаю о том, как мне бы хотелось, чтобы учитель вёл себя со мной в той или иной ситуации. Другое дело, что не все ученики на меня похожи, и эта тактика не всегда хорошо срабатывает.

Были разные ситуации на уроках. Какая ситуация Вам больше всего запомнилась?

Сложно вспомнить что-то сходу. Могу сказать, что мне очень нравятся моменты на уроках, когда получается включить ребят в процесс обсуждения текста. Ты видишь интерес в глазах и понимаешь: они уже забыли, что в конце урока получат какую-то оценку, они увлечены, они с тобой на одной волне. Это такое счастье, когда получается выйти за рамки школярства и начать что-то вместе со-зи-дать. Именно ради этого созидания – эмоционального, интеллектуального, творческого – всё и затевается на уроках литературы. 

Может, есть какой-нибудь момент, который первым приходит в голову… Может он связан с нашим бывшим классом?

Один из самых сильных радостных моментов – как вы читали мне стихи на день рождения. Я собираюсь начать урок, и вдруг встает Герда и начинает читать в полной тишине мое любимое стихотворение Мандельштама, потом Егор, потом Настя, потом ты. И так по цепочке. Лучшего подарка для учителя литературы не придумаешь.

Современная молодёжь очень отличается от молодёжи, которая была в вашей юности, как вы смотрите на современную молодёжь?

Маш, ну я еще не в том возрасте, этот вопрос скорее адресован учителям другого поколения… 

Хотя, действительно, какие-то отличия уже есть. Нынешние школьники отличаются от нас большей степенью самоуверенности. Не все, но большинство сейчас гораздо меньше зависит от мнения учителя и чувствует себя в отношениях со старшими гораздо свободнее. Никак не могу определиться, на что эта черта больше похожа: на внутреннюю развязность или психологическую устойчивость, психологическое здоровье. Возможно, это разные грани одной сущности. 

Чем Вы занимались в свободное время, пока преподавали?

Свободное время – такая ускользающая материя… Я занималась танцами; старалась успевать читать современную литературу, чтобы не выходить из контекста и держать руку на пульсе; слушать лекции на исторические темы и об искусстве. И, конечно, главное – успевать поддерживать отношения с друзьями. В современном мире так легко за ворохом дел, погрузившись в рутину, закрутиться и растерять дружеские связи. К счастью, у нас со школьными товарищами есть свои «19-ые октября», и мы стараемся их не пропускать.

Помогают ли Вам Ваши увлечения в работе?

Конечно, помогают. Если не отвлекаешься от работы, глаз замыливается и начинаешь деградировать. Самое главное, чтобы увлечения отвлекали: чем больше ты переключаешься между разными сферами деятельности, тем качественнее ты каждую можешь проработать. Круглосуточно заниматься одним и тем же невозможно, извилины коченеют. 

Вы очень разносторонний человек. Как у Вас на всё хватает времени?

Увы, такого комплимента я вряд ли достойна. Все-таки все мои увлечения одного порядка. Хочется попробовать себя в действительно разных областях. Например, давно мечтаю пройти курс профессиональной фотографии, но вот как раз времени-то и не хватает. И это нормально. Думаю, нет человека, которому хватало бы времени на осуществление всех его желаний. Потому что исполнение одного обычно влечет следующее.

Вопрос организации времени очень важный. Управление своей жизнью – главное, чему нужно научиться именно в школе. Потом уже поздно. За свое время несешь ответственность только ты сам. Как все успеть – задачка, которую каждый решает для себя и про себя: чем можно пожертвовать, где можно выиграть, как расставить приоритеты. Важно понимать, что никто лучше тебя твою собственную жизнь не проживет.

Что бы Вы посоветовали начинающему учителю?

Я сама еще начинающий учитель, поэтому советовать непросто. (смеётся). 

Я бы посоветовала отходить от шаблонов, стараться не давать загонять себя в рамки какого-то стандарта и думать не столько о собственном самовыражении, сколько о пользе принимаемых решений для твоих учеников. Они – главные герои твоего романа.

За что можно любить нашу гимназию?

Пять лет назад на Сорокалетии гимназии выступал выпускник нашей школы Максим Галкин. И он сформулировал очень просто и ясно то, о чем я думала довольно давно: Гимназия – это Родина. И правда, она для меня воплощение Родины в самом высоком смысле этого слова. Я не только выросла в Гимназии, но и выросла из Гимназии, уйдя в нее корнями навсегда.

В моей жизни все лучшее связано именно со школой: не только учеба и работа, но близкие друзья, мудрые наставники и мой замечательный муж. Школа стала источником всего настоящего в жизни, что в современной мире, где вокруг столько нестоящей мишуры, особенно важно.

Планируете ли Вы возвращаться?

Конечно, планирую, куда же я денусь (смеётся). Правда, я пока себе это плохо представляю, но планирую… Скучаю по школе уже очень сильно.

Мария Паршина, 8Г, #49 параллель, 2020 год

 

                  

 


  


Страницы о других учителях

www.1543.ru