«Чай с молоком»

Лариса Давыдовна Гуткина
заместитель директора по воспитательной работе гимназии 1543, 
Работает в школе со дня ее основания в 1975 г. 
Интервью 2012 года

 

 

Добрый день, Лариса Давыдовна! Мне бы хотелось взять у Вас интервью. Хотя, мне кажется, что более человечная и демократичная форма общения – это все же не интервью, а диалог: я что-то узнаю о Вас, а Вы – обо мне. Спадает напряженность, и ситуация экзамена.

День добрый! Я с удовольствием с тобой побеседую. Тем более, что я согласна, что диалог всегда более интересен, и я надеюсь, что ты будешь активным участником нашей беседы.

Лариса Давыдовна, все вокруг любят говорить про любовь к детям. Вот такое сложное понятие - любовь к детям, что оно, все-таки, означает? 

Это вопрос, действительно, достаточно сложный. Я бы ответила на него так: любовь к детям – это умение понять их точку зрения. Вот мне в жизни часто приходилось размышлять над такой проблемой. Ты говоришь ребенку, что вот надо поступить так-то, ругаешь его за что-то, советуешь, или сочувствуешь в чем-то. А потом думаешь: Боже, а ведь ребенок-то думает совершенно иначе! Потому что у него другой взгляд на вещи, другое понимание жизни, другой жизненный опыт. Поэтому, мне кажется, что самое главное в любви к детям - не столько сюсюкать и потакать им, а уметь их понять, понять их точку зрения. И тогда успех и взаимопонимание с детьми гарантированы. Понимаешь, я очень люблю такую фразу: «Быть всегда чуть-чуть Ребенком – есть высшая на свете Взрослость!». Вот если человек сумел сохранить в себе черты детства, представление о своем детстве, то он всегда сможет понять ребенка и погрузиться в его понимание жизни.

Понятно! Лариса Давыдовна, а скажите, пожалуйста, терпение – это главное качество педагога? Какое место терпение занимает в иерархии важных качеств?

Мне кажется, терпение - не на первом месте. Терпение любому учителю необходимо, но, как мне кажется, на первых местах находятся: знание, интеллект, чувство ответственности, чувство справедливости. Например, учитель может быть очень терпеливым, но, если он, к примеру, не интеллектуал, то не сможет увлечь ребенка; или, учитель может не быть справедливым, и это очень часто бывает препятствием в отношениях с учеником. И так далее. Поэтому, мне кажется, что терпение – хорошее качество, но не первостепенное.

Соглашаюсь с Вами, что терпение, само по себе, не является первостепенным качеством. Но, без терпения и самый интеллектуальный педагог не сможет донести до учеников свои идеи. А Вы, Лариса Давыдовна, терпеливый педагог?

Я вообще, по жизни, терпеливый человек, поэтому, и как педагог – терпелива. Я всегда пытаюсь понять, пытаюсь простить, пытаюсь найти какой-то выход из положения, пытаюсь помочь другим найти этот выход из положения. И жизнь у меня достаточно сложная: так получилось, что терпения мне надо много не только на работе, но и в семейной жизни.

Два моих друга, Лариса Давыдовна, могут общаться по телефону часами, бывает, спорят на разные психологические темы…. Иногда до полной разрядки телефона…. Так вот, они оба утверждают, что когда человек рождается, он знает максимально много, он – гениален! А потом, по мере взросления, теряет и забывает почти всё, какие-то глобальные истины и мировые познания, становится обычным ребенком, и вынужден снова учиться…. Правда ли это, с Вашей точки зрения? Исходя из этой логики, получается, что работать с шестым классом, должно быть, гораздо интереснее, чем, к примеру, с девятым?

Я так сказать не могу. У меня, все-таки, другое представление, классический подход: когда человек рождается, он почти ничего не знает, а все, что он узнает, он черпает из жизни. Он, может быть, и рождается гениальным, но эту гениальность надо развивать. И по поводу того, что с девятым классом работать менее интересно, чем с шестым, я согласиться тоже не могу – в каждом возрасте дети интересны по-своему! Могу пояснить это на примере моей работы учителем литературы: в старших классах мне работать с ребятами было значительно интереснее, чем в младших. Когда я училась, и потом учила литературе, в младших классах был предмет «Литературное чтение», а настоящая «Литература» начиналась с седьмого, и даже с восьмого класса. Программа несколько раз с тех пор изменилась, и вот теперь, у нас в пятом и шестом классах дают такие произведения, которые даже и во взрослом возрасте не все люди читают и понимают. В старших классах дети, как правило, уже больше знают, и больше хотят узнать о жизни. И такие проблемы, как проблемы нравственности, этики, взаимоотношения людей, в старших классах, все-таки, интересуют детей значительно больше, чем в младших. Поэтому «Литературу», например, которая, на мой взгляд, является учебником жизни, легче изучать со старшими ребятами.

Лариса Давыдовна, а говорят, что девочки, в целом, более трудолюбивы, а мальчики, в целом, более преданны. На кого в своей организационной работе Вы опираетесь?

Мне кажется, что эти понятия не являются противопоставляемыми: и мальчики, и девочки могут быть преданными, но не трудолюбивыми; или, одинаково - и преданными, и трудолюбивыми…

Но мне кажется, что есть качества, присущие мальчикам и девочкам в большей мере. Те качества, которые позволяют опереться на человека в совместной работе… 

Мальчики, действительно, более преданны, чем девочки. Это правда, мальчики редко предадут. И если мальчики хорошо к тебе относятся и любят тебя, сохраняют это надолго, как правило. А у девочек появляется много других привязанностей, и людей, которыми они увлекаются. И они не всегда сохраняют эту преданность, в данном случае мы говорим об учителе, до конца. А по поводу трудолюбия – действительно, девочки, в целом, более трудолюбивые, чем мальчики.

Значит, Вы согласны с этим утверждением! И все же, на кого в своей работе Вы чаще опираетесь?

Опираюсь, как правило, на того, с кем легче договориться. Чаще опираюсь на девочек, они более покладистые, и с ними легче установить контакт.

Спасибо, Лариса Давыдовна! Как Вы заметили, мы пока говорим о детях, с которыми Вам приходится ежедневно работать, и для которых, собственно всё это и делается: проводятся школьные мероприятия, формируются школьные традиции…, о «школьном контингенте», так сказать, как любят говорить некоторые преподаватели. Мы уже выяснили, с кем из детей работать интереснее, и на кого лучше понадеяться в организационной работе. И, последний вопрос, характеризующий мальчиков и девочек: мальчики – отличники, это – норма, или, все-таки, чаще это прерогатива девочек?

Дело в том, что здесь вообще очень мало детей, которые могут по всем предметам одинаково упорно учиться. И, поэтому, надо быть чрезвычайно талантливым – а), и чрезвычайно собранным человеком - б), чтобы в этой школе стать действительно отличником! Но ты, как я понимаю, спрашиваешь, все же, о другом, и здесь я согласна: мальчики, если они отличники – отличники настоящие, а девочки, очень часто, очень-очень стараются, и становятся отличницами за счет своего труда и упорства. Я и сама, хорошо это помню, делала уроки по пятнадцать часов в сутки и старалась стать «круглой отличницей».

Мы сейчас примерно на середине нашего интервью. Давайте, теперь перейдем к разговору о Вас. Прочитав интервью с Вами иеромонаха Саввы, я захотел задать Вам вот какой вопрос. В интервью Вы характеризуете коллег-учителей присущими им, некими наборами качеств: например, принципиальная, требовательная, чрезвычайно душевная, или, о другом преподавателе - очень резкая и правдолюбивая …. Помогите, пожалуйста, мне вывести и Вашу «формулу», подскажите, какая Вы: терпимая, принципиальная, требовательная, чрезвычайно душевная, с определенной долей тщеславия и самолюбия, резкая, правдолюбивая, потрясающая, добросовестная, хорошая, ответственная, комсомольско-пионерская, поэтичная, романтичная, ироничная, творческая (креативная), интеллектуальная, умная, гениальная, просто молодец, убедительная, радостная, театральная, жизнерадостная, гордая, спокойная, дружелюбная, терпеливая, понимающая…

Я вот тут попыталась подчеркнуть какие-то черты личности, что бы ты «вывел мою «формулу». Терпимая. С определенной долей тщеславия и самолюбия, наверное. Ответственная – это на первом месте! Комсомольско-пионерская – всегда! Жизнерадостная, спокойная, дружелюбная, терпеливая, понимающая…. Есть тут такие вещи, которые человек о себе не может сказать: хорошая или плохая, потрясающая или не потрясающая…. Знаю точно, что не резкая. Точно – не гениальная. Далеко не всегда «просто молодец». Подчеркнула то, что считаю наиболее для себя характерным. Больше всего мне понравилось «комсомольско-пионерская»! Вот этот комсомольско-пионерский задор у меня остался, даже Юрий Владимирович говорит, что я к этому слишком привязана. Это правда.

Лариса Давыдовна, являясь заместителем директора по воспитательной работе, Вы используете различные, в том числе, экспериментальные методы. Директор моей прогимназии, Татьяна Валерьевна Фомина, говорила о вашем уникальном опыте; что, когда Юрий Владимирович и Вы выступаете на собраниях педагогов нашего округа, то о своей работе рассказываете просто потрясающе интересно! Всем присутствующим очень нравится! Некоторые считают, что детям это не интересно, а я вот с большим удовольствием бы послушал! Лариса Давыдовна, скажите, пожалуйста, какие еще наиболее интересные методы Вы используете для планирования внеклассной работы (например, в интервью о. Саввы Вы уже приводили в пример ежегодный «Мозговой штурм» для учителей, такой же штурм для учеников, аналитические отчеты классных руководителей)?

Я действую, например, так: беру много-много книг по воспитательной работе, которые вышли за этот год, с различными сценариями, темами, докладами, и начинаю читать их по оглавлениям. И вот, часто, в оглавлениях я вижу какие-то идеи, какие-то находки, которые потом я могу включить в план работы. Это один из моих приемов. А второй прием такой - у меня есть такая папка, которая называется «Планирование работы на будущий год». И всё, что прочитала интересного, или если я получаю какое-то интересное приглашение, в какой-то интересный музей, или если я вижу на семинаре в другой школе что-то интересное, все материалы я кладу в эту папку. И после того, как проведу «Мозговой штурм» с учителями и побеседую с ребятами, я сажусь и начинаю смотреть, что еще оттуда можно взять интересного. И таким образом, стараюсь разнообразить работу. Есть, конечно, и другие интересные приемы работы. Но, это – долгий разговор. 

А только что, Лариса Давыдовна, Вы беседовали с мамой ребенка…

Да, между прочим, у меня с ней сегодня состоялся интересный разговор, как раз на эту тему. Ее ребенок учится в очень хорошей гимназии, с преподаванием на английском языке, еще и испанский, и другие языки там преподают. Они и уходить из этой школы из-за языков не хотят. Но, она рассказывала, что, кроме уроков, там нет ни-ка-кой внеурочной деятельности. Что, когда заканчиваются уроки, то младшие расходятся по домам, а старшие ребята проводят время в соседнем кафе. И что там детям даже вспомнить нечего! Как пример, эта мама рассказывала, что даже и такие всеобщие праздники, как 8 Марта и 23 февраля, классная руководитель их класса по какой-то причине отменила. Вот я не могу себе представить, что может быть такая школа!

А вот в нашей школе, Лариса Давыдовна, как Вы считаете, на что делается упор: на уроки или на внеурочную деятельность?

(Смеется) А вот в том-то и дело, что здесь все пытаются всё совместить! А поэтому детям здесь очень трудно живется! Возьмем, допустим, «Творческий зачет». Это учебная деятельность, или внеучебная? На этот вопрос очень трудно ответить. Она вроде как продолжение учебной, а в то же время не учебная, и столько времени она у детей отнимает, что даже я из-за этого постоянно переживаю! И, тем не менее, большинству детей это интересно, и они репетируют во всех коридорах и под всеми лестницами. Поэтому мне кажется, что правильное сочетание учебной и внеучебной работы – это достоинство хорошей школы! И все-таки, учебная работа должна быть на первом месте, потому что дети приходят в школу учиться, и только потом проявлять свои творческие способности и отдыхать. Мы были недавно с учителями на встрече выпускников, окончивших нашу школу десять лет назад; там были все четыре класса, их классные руководители, учителя математики, биологии, физики, химии, был Юрий Владимирович, и я была, и многие другие. И вот что интересно, на встрече показывали фильм, он шел час двадцать минут, и как мне было приятно, когда показывали День гимназии’95 года, День гимназии’96 года, День культуры’95 года, нашу Ярмарку такого-то года, Ярмарку такого-то года…. Так радостно, когда у школы есть такие устоявшиеся традиции! 

Да, наша гимназия многие годы – лучшая гимназия в округе. Вы уже рассказывали в том интервью о. Савве, как Юрию Владимировичу и коллективу гимназии удается «держать планку». А какие Вы могли бы отметить достойные школы нашего округа, а может быть города, близкие нашей гимназии по духу? С какими из этих школ мы дружим?

Это интересный вопрос! Есть, достойные школы есть! Мы дружим со школой №1002, где очень широкая внеурочная деятельность. Главное, что у них есть детская общественная организация «Синяя птица», и достаточно хорошо развито самоуправление. И, кроме того, они всегда участвуют и занимают первые места во многих творческих конкурсах! Дружим со школой №875. Эта школа театральная, там есть очень интересный театр. Дружим с гимназией №1567, которая является нашим партнером по научно-исследовательской деятельности. Хороших школ много! Дружить есть с кем, и перенимать опыт есть у кого! Другое дело, что наша школа, например, живет по выработанным годами законам. И внести что-либо новое чрезвычайно сложно! Потому, что люди настолько привыкли к этому ритму: День гимназии – День культуры – Ярмарка, и настолько живут этим, что внести что-то новое практически очень трудно. 

А что новое хотелось бы внести? 

Очень интересная работа по профориентации ребят, это первое. Создание детской общественной организации – это очень интересное дело, это второе. Совершенствование газеты «Гонг» и хорошая школьная пресса – это третье. Своя собственная школьная кино-лаборатория, где можно снимать фильмы. И многое другое. Я могла бы перечислить много вещей, которые были бы интересны, но, к сожалению, это очень трудно проводить в жизнь. 

Лариса Давыдовна, помимо школьной работы, Вы выступаете на семинарах, пишете статьи, у Вас много друзей из числа коллег и бывших учеников, некоторые из них живут и работают в других странах. Вам есть, чем поделиться! Как Вы обмениваетесь c друзьями и коллегами опытом, общаетесь? Успели ли уже для этих целей завести страничку в Интернете, например, в Живом Журнале? Есть ли у Вас странички в социальных сетях: «В Контакте», в «Одноклассниках», в «Facebook»? Где можно познакомиться с Вашими статьями, докладами, методическими разработками? Есть ли они у нас в школьной библиотеке?

Да, совершенно верно, пишу статьи, и этим я занимаюсь много. Я вообще, знаешь, если сказать тебе честно, работаю еще на целых трех работах: я работаю в школе – заместителем директора по воспитательной работе, работаю методистом в нашем методическом центре, ОМЦ называется – Окружной Методический Центр, сотрудничаю с редакцией журнала «Педагогический поиск» и являюсь членом редколлегии журналов «Заместитель директора по воспитательной работе», «Классный руководитель» и «Спутник классного руководителя». И, практически, во всех этих журналах печатаются мои статьи. Есть у меня две книжки, которые сейчас я готовлю к переизданию, дали мне такое задание, пока не знаю, сумею ли я с ним справиться, но над этим работаю. На счет компьютерных средств коммуникации, я для себя пока существенно решаю этот вопрос: к сожалению, уровень моей компьютерной подготовки я оцениваю не так высоко, чтобы уверенно выступать с «Живым Журналом», например. Пока решение это я для себя не приняла. А вот что касается статей, то в моем кабинете - шикарная библиотека по воспитательной работе, большая и очень хорошая, которая является моей гордостью! Здесь, конечно, есть все и статьи, и доклады, и методические разработки. Они представляют наибольший интерес, конечно, для специалистов. Например, многие годы я веду семинар для моих коллег, которые только начинают работать как заместители директора по воспитательной работе, и им это всё, конечно, особенно интересно. 

Лариса Давыдовна, а почему Вы собираете на «Мозговые штурмы» учителей и учеников по-отдельности, не давая им скооперировать общие идеи? Не верите в эффективность совместного мероприятия?

Прежде всего, в силу занятости одних и других. Это чрезвычайно сложно собрать таких занятых учителей и учеников вместе в одно время. Это первое. А во-вторых, как мне кажется, учителя при учениках будут свободно предлагать то, что они хотят (как это написано в «Алисе» - «… в силу роста, веса, и звания»), а вот ученики, возможно, будут стесняться. И поэтому, лучше дать ребятам возможность свободно говорить то, что они хотят и о чем думают, без давления старших. А потом уже соотнести их идеи с тем, что думают и делают взрослые. Мне так кажется. Но, основное препятствие – это, все же, занятость.

Лариса Давыдовна, вот такой вопрос, сориентируйте, пожалуйста, как школьный организатор. Например, у меня возникла какая-нибудь идея, по поводу школьного мироустройства, мне она кажется оригинальной, и интересной. Я бы хотел, чтобы ее услышали, и поддержали, конечно! Как мне действовать, чтобы организовать поддержку и голоса? Подойти к Вам или Юрию Владимировичу? Выступить на школьном Cовете? Что Вы об этом думаете?

Знаешь, это очень серьезный вопрос. Но дело всё в том, что, к сожалению, у очень небольшого количества людей возникают какие-то оригинальные идеи по поводу школьного мироустройства, которыми они хотели бы с кем-то поделиться. Мне кажется, прежде всего, надо обращаться в нашу газету «Гонг», начинать надо с этого. Совета школы, как такового, на сегодняшний день у нас нет, есть Совет старших дежурных. Но Совет старших дежурных выполняет организационные функции, не имеет творческих функций, функций выработки решений. Поэтому, мне кажется, если кто-то имеет интересные идеи, то алгоритм действия такой: во-первых, можно написать об этом в «Гонг», во-вторых, конечно же, можно обратиться ко мне или Юрию Владимировичу, и мы подскажем, через кого можно ту или иную идею реализовать, и каким-то образом изменить школьное мироустройство! Мне очень понравилось это выражение! И если у кого-то появятся какие-то идеи, я всегда готова выслушать. Во всяком случае, ты спрашиваешь, что я об этом думаю? Я думаю, что если было бы побольше учеников, которые хотели бы отстаивать свои идеи, было бы очень здорово! Меня это всегда радует, никогда не мешает, и не раздражает!

А какое место в Вашей работе занимает выпуск газеты «Гонг»? 

Это часть моей работы. Я считаю, что каждое достойное учреждение, уважающее себя, должно иметь свой печатный орган. Мне очень хочется, чтобы газета была «живой», меня радует, что время от времени в «Гонг» попадают очень хорошие материалы, и тогда выпуск получается очень интересным, и поэтому меня иногда огорчают заметки, которые пишутся формально, и не от души, и не интересно. Газета в гимназии должна быть обязательно, и должна занимать в ней существенное место!

Лариса Давыдовна, расскажите, пожалуйста, в завершение нашего интервью, любите ли Вы чай с травами, цветками, ягодами, или предпочитаете простой черный чай? Какое варенье обожаете?

Люблю ли я чай с травами, цветками, ягодами? Не-а, не люблю чай с травами, цветками, ягодами. Не люб-лю! Сейчас это очень принято, очень много дарят самый различный чай, с разными добавками. Я люблю только черный чай! И земляничное варенье, можно - клубничное.

Большое спасибо, Лариса Давыдовна! 

 

P.S. 

Простите, Лариса Давыдовна, я бы хотел задать Вам ещё один вопрос: а любите ли Вы чай с молоком? Если «нет», то сколько есть книг в Вашей коллекции серии «ЖЗЛ»? 

Кстати сказать, чай с молоком я люблю точно! И очень высоко оцениваю сарказм вопроса. Он парадоксальный и составлен с юмором. Ты знаешь, Я ЛЮБЛЮ ЧАЙ С МОЛОКОМ, И… (я должна тебе сказать честно) У МЕНЯ ЕСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЯ КОЛЛЕКЦИЯ КНИГ СЕРИИ «ЖЗЛ»!

Как это? Как это так? Там целые сотни книг…

Вот у меня их очень-очень-очень много, целые три-четыре большие полки. Вообще я отношусь к числу тех людей, тут где-то была об этом речь, у которых дом представляет собой Библиотеку! Где-то я читала у тебя. А! У Надежды Геннадьевны в интервью. Вот у меня книг такое количество, что я вчера смотрела целый день на эти книги, и думала: «Боже мой, ну как же так! Я их за свою жизнь не прочитала, а кто их будет читать, и что с ними сделают когда-нибудь?». То есть, у нас с мужем колоссальная библиотека дома!

Я собираю серию «ЖЗЛ» где-то с 2004 года.

Приезжай ко мне домой, получишь большое удовольствие, посмотришь на мою библиотеку! Муж все это собирал, и очень трепетно к этому относится. У меня очень много книг серии «ЖЗЛ», и я очень многие из них читала, про Джека Лондона книжку серии «ЖЗЛ» о-о-чень любила, о музыкантах, об ученых есть очень хорошие книги. О политиках я как-то с меньшим удовольствием читаю, а о людях искусства – с удовольствием!

Замечательное интервью получилось! А на счет последнего вопроса: так получается, что ЧАЙ С МОЛОКОМ традиционно любят большие интеллектуалы. Англичане, например, исключительно пьют чай с молоком. Но, я догадываюсь, что где-то в мире есть, наверное, тоже интеллектуалы, которые не пьют чай с молоком, а пьют его, например, с ягодками сушеной брусники…. 

А про «ЖЗЛ» - отличный экспромт получился: этот вопрос просто не входил у меня в «Десять вопросов», ведь так называется моя серия интервью. И я его добавил к ЧАЮ С МОЛОКОМ! Получилось же просто отлично!

Да, вот такое замечание, Лариса Давыдовна: в интервью я насчитал СТО (100) восклицательных знаков! Вы – действительно, очень позитивный, оптимистичный человек! Оставайтесь и дальше такой!!!

Отличного Вам настроения и масштабных творческих планов! Беседовал с большим удовольствием! Ещё раз огромное спасибо за диалог-интервью!

 

 

Георгий Ноаров, 7в, #41 параллель, 2012 год

 

 

 

 

 



 

Страница Ларисы Давыдовны Гуткиной на сайте 1543

www.1543.ru