Букет для одноклассницы 
История, рассказанная Борисом Петровичем Гейдманом 
своему ученику Михаилу Соколовскому в 2001-2002 году

Как все мы знаем, Борис Петрович не спускался со своего второго этажа в учительский туалет, лень и время ему были дороже, чем престижное право пользоваться учительской отхожей комнатой. Из своего 23-го кабинета он ходил к мальчикам. И вот однажды Борис Петрович вошёл в мужской туалет второго этажа, дёрнул за дверь кабинки, и она не поддалась. Ну, не поддалась и не поддалась, занято, наверное, и Борис Петрович пошёл к следующей. Но, как настоящий учитель, находящийся в школе и за все отвечающий, он бросил взгляд вниз, под дверь кабинки. А там ничьих ног не оказалось. Борис Петрович слегка встревожился. Постучал, ожидая услышать хотя бы «занято!», но не услышал. Он дёрнул дверцу ещё раз: она была заперта изнутри. Борис Петрович встревожился сильнее: мало ли что там могло происходить: наркотики, секс, суицид? Борис Петрович не мог этого так оставить. Сильный мужчина Борис Петрович дёрнул дверь так, чтобы сорвать шпингалет. Дверь распахнулась, и Борис Петрович остолбенел на пороге. Из унитаза на него смотрел роскошный букет алых роз. Штук девять. В целлофане и с ленточками. Я бы многое отдал, чтобы посмотреть в этот момент на лицо Бориса Петровича. Он смотрел на цветы, воткнутые в унитаз как в вазу, и понимал, что это повесть о большой первой любви, чистой, настоящей. Ведь чувство этого парня, хозяина цветов, было поистине велико: он с утра принёс цветы в школу, отдать собрался только после уроков. Правильно, не таскаться же потом девушке весь день по школе с цветами, неудобно, да и завянут, а если она попросит кого-нибудь о вазе, ведь все узнают, а он к своему чувству относится бережно, охраняет его священную тайну, он тоже не попросил о вазе, он предпочёл сунуть цветы в унитаз, чтобы сохранить их свежесть до момента дарения, запереть кабинку и вылезти из неё через верх… Всё это было понято Борисом Петровичем стремительно, и он прикрыл дверь цветочной кабинки туалета.Как писали в старых романах, дальнейшие действия нашего героя могли бы показаться стороннему наблюдателю странными. После посещения соседней кабинки Борис Петрович взял тетрадки, которые ему всё равно надо было проверять, и расположился с ними на подоконнике туалета. Прозвенел звонок с седьмого урока. Борис Петрович понимал, что ждать ему недолго. Он листал тетрадки, чёркал, ставил там двойки, комментировал себе под нос в своей неповторимой манере: «Проспись сперва, мамочка!..» — и ждал. И ожидание нашего героя было вознаграждено сторицей… Вошёл мальчик, одиннадцатиклассник… Имени я не знаю. Мальчик вошёл, увидел Бориса Петровича, в очках, склонившегося над подоконником с тетрадками. Помялся. Вошёл в кабинку, соседнюю с запертой. Вышел оттуда, спустив воду. Борис Петрович скосился поверх очков, понял, что не зря он ждал на берегу, — клюёт. Мальчик ушёл. Но через три тетрадки вошёл снова. Борис Петрович уже не косился, как будто ничего особенного не происходило: ну, Гейдман, ну, тетрадки проверяет, ну, в туалете, а что? Может, у него инвентаризация в кабинете или воздух здесь чище?.. Мальчик помыл руки, вышел. Теперь Борису Петровичу пришлось ждать недолго, видимо, девушка после уроков уходила, парню нужно было её догнать и, очевидно, не с пустыми руками. К тому же, тетрадка непроверенная осталась только одна. Борис Петрович захлопнул тетрадку и посмотрел на парня в упор. А дальше состоялся судьбоносный разговор:

— Что же ты цветы в унитаз суёшь?

— А куда?

— Ну, подошёл бы. Я тут рядом, я бы тебе дал вазу, ведро в крайнем случае…

— Ну, я постеснялся…

— А девушке цветы дарить, из унитаза вынутые, ты не постеснялся? Ты понимаешь, что в унитаз люди делают? Небось, самому приходилось? А ты ей цветы дарить собираешься во всём в этом…

— Так она же не знает!

— Ты знаешь. В этом «ты знаешь» и есть мораль этой истории. Кажется, и парень это понял. Борис Петрович собственноручно распахнул дверь кабинки:— Бери. Помой хоть, что ли… И заходи за вазой в случае чего…Борис Петрович ушёл с тетрадками под мышкой. А что было с мальчиком и цветами, я не знаю. Но история мне эта очень нравится. 

Михаил Соколовский

  

 

"Б.П. Гейдман обнаруживает в школьном туалете букет алых роз". 
Анна Будина, XVI. Бумага, акварель, 38 х 56 см.


 

Страница памяти Б.П.Гейдмана

www.1543.ru