ВСЕВОЛОД РАКОВ

Physics Education

1

Первый год физику у нас вел Александр Юльевич, и мы в нем души не чаяли. Уроки его были как представления, мы слушали его байки и веселились весь год. Самое интересное, оказалось, что и физику мы заодно за год освоили, причем совсем неплохо. Поэтому, узнав в сентябре следующего учебного года, что у нас по физике будет новая учительница, только что из института, я лично был слегка недоволен. В голове зрел план: присмотреться к ней и понять, как-бы «выжить» ее и вернуть А.Ю. По-моему это был 7-й класс, и опыт саботажа учебного процесса у нас имелся. Но на первом уроке произошло следующее: войдя к нам в класс, Евгения Валентиновна тихо и как-то очень по-человечески сказала: «Ребята, пожалуйста, не срывайте мне первый урок, я очень волнуюсь». Я такого – и в таком тоне – от учителя ни разу не слышал! После такого, срывать урок было бы, ну, просто свинством. Пока мы переглядывались, сбитые с толку этим педагогический этюдом, Евгения Валентиновна начала показывать какой-то довольно занимательный опыт у доски, за ним последовала теория, по той же теме. Все было понятно, просто, интересно. Не хуже А.Ю., но по-другому. Ну что ж, «Посмотрим как пойдет с ней дальше».

А дальше пошло так: почти каждый урок Евгения Валентиновна начинала, показывая нам эти свои опыты, такие мини-лабораторки, в основном на понимание – было интересно! Объясняла теорию она так, что учебник и читать после этого не надо было. В дополнение к домашним заданиям просила решать любые задачки из Рымкевича, и за сколько-то решенных ставила пятерку в журнал. Потом она стала вести факультативы по физике, а позже – и по астрономии, проводила внутришкольные «физбои» в формате КВНа, создала сборную школы, и мы ездили на ФизФак МГУ «биться» с другими школами, возила нас на лекции в Планетарий. Я физику любил, тогда у нас не было спецклассов, и средне-школьный материал давался мне легко, но она всячески пыталась нас всех еще больше «развить», всегда давая что-то дополнительное, придумывая новые «форматы», методы. Теперь это называют словом «креатив», он у Евгении Валентиновны «зашкаливал».

Общалась она с нами, подростками, в только ей одной присущей манере, почти запанибратски, но в очень хорошем смысле этого слова, как с друзьями. К нашим нарушениям дисциплины она всегда относилась, как я теперь понимаю, не очень строго и без трагизма. Она была классным руководителем в параллельном классе, и я не припомню, за все годы, чтобы по ее инициативе у кого-то из моих друзей были административные проблемы, хотя поводы, наверное, бывали. В результате наблюдения всех этих качеств Евгении Валентиновны, к концу школы я стал считать ее старшим товарищем, наставником, а не просто глубоко уважаемой или любимой учительницей. Ведь она тогда была моложе всех остальных наших учителей и старше нас на каких-нибудь лет семь. 

Подспудно Евгения Валентиновна учила нас не признавать авторитет учителя вслепую и априори. Помню ее шутку: «кто не может заниматься физикой – идет учить физике, кто не может учить физике – идет учить как учить физике» – это она, смеясь, говорила нам о себе и о своих учителях из МГПУ. Из этой шутки я понял, что надо идти в МФТИ и потом заниматься физикой, а она, наверное, уже тогда знала, что надо научить мир, как учить физике – по-новому. И в 1990 начала формировать в 43 школе свою собственную методику обучения, обкатывать ее на новом поколении учеников, мы уже к тому времени выпустились.

Когда я учился в институте, в 1995 году, Евгения Валентиновна с семьей поехала в США – ее муж занимался физикой как наукой, и его пригласили поработать в один из университетов. Воспринималось тогда это все как временное, но характер Е.В. не позволил ей просто сидеть на месте, и практически сразу по приезде она пошла преподавать в Университет Rutgers в Нью Джерси. Причем по специальности Physics Education, то есть: «как преподавать физику». Думаю, тогда Евгения Валентиновна уже хорошо понимала, что именно это станет делом ее жизни – учить людей как научить физике других людей. В 1997 она защитила в Москве кандидатскую диссертацию и уже в должности профессора Physics Education начала создавать свою систему интерактивного изучения естественных наук в университете Rutgers, New Jersey. 

Начиналось все с первых в мире веб-страниц с этими ее «коронными» маленькими опытами, которые иллюстрировали кинематику и динамику. Например, где Е.В. ловит и кидает мячики на роликовых коньках. Такие мини-фокусы, но ведь все – четко в тему! Это было в 1999 году, интернет только начинался, все писалось на HTML, про Java еще никто слыхом не слыхивал, камеры были ужасны и не имели микрофонов, браузер был один, загрузить и воспроизвести в нем видео было верхом IT-мастерства, слов «хостинг» и «веб-дизайнер» просто еще не было. Короче арт-качество тех страниц и видео может вызвать недоумение у молодежи, но содержание тех видео и было, и есть – великолепно! Я очень рад, что они до сих пор еще доступны. Это сейчас такого в интернете море, а тогда, в 2000 году, именно Е.В.Эткина первая в мире такой формат урока придумала.

Тут на ее странице в Ратгерс – куча ее старых видео! http://www.islephysics.net/pt3/

И дальше по все темам. Например, на роликовых коньках http://www.islephysics.net/pt3/experiment.php?topicid=5&exptid=39

http://www.islephysics.net/pt3/experiment.php?topicid=3&exptid=27  и  https://youtu.be/FzqKRdlez-s

Вот моя любимая запись  http://www.islephysics.net/pt3/experiment.php?topicid=3&exptid=129

С тех пор прошло двадцать лет, и Евгения Валентиновна не останавливалась и придумала еще кучу всего. Сейчас она заслуженный профессор, автор нескольких, по-настоящему инноваторских учебников, и несчетного числа научных трудов по методикам преподавания. В 2014 году Американская Ассоциация Учителей Физики присвоила ей почетную медаль имени Роберта Милликена за заслуги в развитии преподавания физики в США. 

Пару лет назад, из большого личного уважения и мелкого любопытства, я купил учебник для колледжей, написанный Е.В. – думал переключить на него своих студентов. Не тут-то было! Профессор Эткина написала тот учебник по физики для тех, кто не проходил интегралы и производные, на основе простой алгебры, и я по такому учебнику учить не смогу – так физику преподавать намного сложнее. Я сам бы не смог такой курс физики написать, а Евгения Валентиновна смогла. Она всегда умеет что-нибудь необычное и новое придумать!

Е.В.Эткина создала на Facebook новое сообщество из полутора тысяч учителей физики со всех континентов, от полных «чайников» до жутко авторитетных людей, они проводят семинары, конференции, и меня туда недавно позвали. Так что креатив ее никуда не делся, но теперь она им охватывает не только 43 школу, а весь мир. 

Меня она туда позвала потому, что я не просто, как она мне когда-то велела, занимаюсь физикой профессионально, но по вечерам еще и учу студентов физике в маленьком университете в США. И она думает, что мог бы учить лучше, а я и не спорю. А если серьезно и честно, то я очень часто рассказываю своим студентам, как мне повезло с учителями физики в школе, иногда повторяя их уроки и задачки слово-в-слово. 

Спасибо огромное Евгении Валентиновне и Александру Юльевичу! (О нем, конечно же, надо писать отдельно).

Мы с Евгенией Валентиновной лично общаемся нечасто, но связь все равно кажется реальной – вот можно взять и позвонить ей в Университет, когда возникает вопрос, позвонить в любой момент – хоть раз в пять лет, хоть раз в десять. Такой уж она простой и отзывчивый человек, и такие у нас отношения.

Всеволод Раков, выпуск 1986
V. Sergey Rakov, Ph.D.
University of New Haven, USA
Adjunct Professor of Physics



1