ИННА ШЕВЦОВА

Американские ученики

1

Про учителей 43 пишут и писали много. У каждого класса, у каждой параллели, были и есть свои кумиры – учителя, которые не просто научили, и научили очень хорошо, но учителя, которые вырастили наши души. Для некоторых счастливцев этот процесс длился долго, для меня до обидного мало, всего три года. Но как и для многих в нашем классе, эти три года стали главными в формировании нашего сознания. Я часто думаю, как такое вообще было возможно? Особенно когда мои полу-американские дети и друзья моих детей, удивляются, что мне вдруг в Израиль "по делу надо срочно" на три дня(!) повидаться с Ольгой Евгеньевной, моей классной руководительницей, или когда они слушают лекцию по истории 20х годов, организованную по первому зову Леонидом Александровичем… Местным ребятам эти отношения с бывшими учителями через океаны и десятилетия непонятны совершенно… Hепонятно, как такие отношения вообще могли зародиться… Bедь, согласитесь, действительно феномен? Конечно, огромная эрудиция – это подкупающее и притягивающее качество любого серьезного учителя, но мне кажется, что основополагающее условие Настоящего Учителя – это неравнодушие. Неравнодушие к своему предмету, неравнодушие к своему ученику. Он хочет научить, он хочет передать, ты ему интересен, он болеет за тебя, он счастлив, когда ты победил, и он силен духом поддержать тебя, когда ты проиграл и отчаялся... Настоящий успех такого Учителя – это момент, когда ты нашел свои крылья и свой воздух. Ну, в общем, это, видимо, немножечко родитель и обязательно немножечко друг.

Необходимым условием феномена под названием Настоящий Учитель является понятие "'своим примером". Ольга Евгеньевна читала и знала все про все, ставила нам спектакли, и сама же отплясывала на сцене. И сценарии к капустникам мы учились писать тоже у нее. А Кацва тащил рядом с нами огромный рюкзак, учил ориентироваться, и рассказывал истории про церкви, которые мы видели в этом походе. И был ещё один особенный учитель, о котором нельзя забыть – Евгения Валентиновна Эткина.

Вообще, как я понимаю теперь, исходя из собственного опыта обучения очень умных резидентов-рентгенологов, ей, конечно, пришлось несладко. Вот представьте: вам 29 лет, вы размером с пипетку (при этом в красивой юбке), и вы поставлены классным руководителем не только в класс, где всего семеро девочек, а все мальчики выше вас на полголовы, но и ещё и в самый первый в школе математический класс! То есть перед вами сидят не просто восьмиклашки, а дети и внуки именитых математиков, обременённые гениальной генетикой, – Зелевинские, Варченко, Гельфанды, Панеяхи, Браверманы и Лосевы... И обучать вам их надо не чистописанию, а физике! А у них у каждого свое мнение и по поводу физики, и по поводу математики, и по поводу юбки… В общем, это как дрессировщика в клетке со львом оставить и ненадолго запереть… И это каждый день… Я иногда думаю, она когда-нибудь запиралась в своей подсобке и плакала?

Из физики мне больше всего запомнилось общее ощущение энергии и увлеченности на уроке. Она создавала какое-то поле позитивной энергии, что ли. То же поле позитивной энергии было и на ее занятиях шепингом. Я не знаю как возникла эта идея, подозреваю, что именно Евгения Валентиновна ее и придумала, а раз сказано, то, как известно, тут же и сделано. Это, кстати, удивительное качество, одно из определяющих качеств в ее характере. Уже впоследствии в Америке я с несказанным любопытством наблюдала за ее процессом покупки первого американского дома и мебели. Процесса, как такового, не было. В субботу позвонили брокеру, в воскресенье посмотрели и купили дом, в понедельник мебель. И было, кстати, очень уютно… 

Так вот, что такое шейпинг? Это не только 15 девочек девятиклассниц, выбивающихся из сил, пытаясь успеть за своей тридцатилетней учительницей, повторяя за ней упражнения на матике под музыку в физкультурном зале. Это были ещё и первые попытки в доживающем советском пространстве поговорить с девочками о девичьем… О том, как надо ухаживать за лицом, о косметике, о быстром сооружении яства на стол, когда к тебе неожиданно приходят друзья на чай, а у тебя из провианта только яблоко и слегка чёрствый батон (я до сих пор этот рецепт иногда использую), об отношениях с мужем, о том как возвращать себе свое тело после беременности, о выкройках из журналов… (И да, это было очень далеко от того, что мы слышали на школьных уроках "Этики и психологии семейной жизни"). 

Помню, она рассказывала нам, как правильно краситься. У Евгении Валентиновны не было диплома косметолога или имидж-дизайнера, этому не учили тогда в институтах, и это не было мнение профессионала, но это был наш единственный опыт, когда взрослая женщина делилась с нами житейской, человеческой мудростью, делилась и словом и делом. Это было настоящее учительство – поделиться чем-то важным и своим примером без всяких методичек и сверху спущенных директив. Сейчас, вспоминая об этом, я понимаю, какое же это было новаторство! Как же нам важно было получить опыт нормализации, обсуждать такие личные вещи и просто проговаривать их словами. Особенно в обществе, где женственность и женское табуированно не обсуждалось, причём даже в семьях между мамами и дочками…

Прошло много лет… В 1995 году мы приветствовали семью Гершензонов-Эткиных на Нью-Джерсийской земле, даже праздновали Новый Год вместе – такая стайка нахохлившихся пингвинов, сбившихся в кучу погреться во время пурги на новом немыслимом острове… Эмиграция в другую страну это всегда шок для системы. Переезд русского человека в Америку – шок вдвойне. Уж слишком разнится менталитет. Так, например, высоко ценящаяся в России скромность здесь выглядит атавизмом, а наше революционное "Кто, если не я?!" почти гарантированно приведет к проблемам на работе с коллегами… Я могу только догадываться, через что прошла Евгения Валентиновна и ее семья, но что я знаю наверняка, так это то, что она не села рефлексировать. 

Она добилась того, что здесь удается единицам – получить позицию тенюр (то есть, пожизненную) в главном университете штата Нью-Джерси Rutgers на кафедре обучения и преподавания в Graduate school of Science. На сегодняшний день Женя Эткина (так Евгению Валентиновну называют в Америке) – это Distinguished Professor of Science education и является главой самой большой программы по подготовке учителей физики в Америке. Из под ее рук за эти годы вышло 170 подготовленных учителей физики (для примера: в среднем обычно кафедры подготовки учителей физики в год выпускают по одному). Один такой учитель сейчас обучает моего сына – профессионализм и знания налицо! В 2014 году Женя получила престижнейшую медаль Mиликана – национальную премию, присуждаемую учителям физики, внесшим неоценимый вклад в развитие обучения физики. Она одна из всего лишь четырех жeнщин, получивших эту премию за все время ее существования! Женя – главный автор учебника по физике "College Physics: Explore and Apply", который на сегодняшний день является главным учебным пособием для школьников изучающих физику в американских колледжах и усложненных классах в школе (АP Physics). Также Профессор Эткина является обладателем премии за лучший научно-образовательный интернет-ресурс видеообучения физике. На её счету больше 100 публикаций и 4.5 тысяч ссылок. Ее образовательными программами пользуются учителя в Индонезии, Швеции, Словении и многих других странах.

Этот список можно продолжать довольно долго. При этом, заметьте, ни одного торжественного или хвалебного поста на своей фэйсбучной странице о таких потрясающих достижениях, довольно редких для людей, которые приехали в Америку после тридцати. 

Какого же было мое удивление, когда Евгения Валентиновна сказала мне, что собирается уходить с кафедры в конце этого года, как только выпустит последнюю группу учителей. Почему? Потому что у нее есть куча других дел. Во-первых, любимые внуки, которых она учит кататься на роликах и одновременно, невзначай, физике. Во-вторых, дети, которые очень много работают и которым надо помочь с их детьми опять же, в пору когда нормальное образование и человеческое взаимодействие исчезает с катастрофической скоростью. В-третьих, муж, профессор физики в Словении…

Рассказала она мне это, кстати, взбегая на гору. Мы с ней встретились первый раз за 10 лет, я на нее взглянула тренированным взглядом рентгенолога, и мы сразу так и договорились: когда мы будем идти наверх, то говорить будет она, а когда пойдем под горку вниз, тогда расскажу я, иначе придется рентгенологов с горы реанимировать. Все прошло прекрасно. За 2.5 часа огромного удовольствия от общения мы еще и заработали 16 тысяч шагов, и расстались будучи страшно довольны собой… Она мне тогда сказала: "Инка, главное – двигаться!" Наверное, быть такой активной бабушкой – для кого-то это и мечта, и невероятный подарок…

 

Мне показалось, что этот рассказ про учительство Евгении Валентиновны тогда и сейчас был бы неполным, если не поговорить с кем-то из ее местных учеников. Я взяла небольшое интервью у одной из ее бывших учениц, на сегодняшний день учителя-посла физики от NASA, Elana Resnick. 

It is hard to put into words the extent a person like Eugenia can influence a person, though I can say with certainty that she is the reason I chose my career path. I would not have even attempted a physics degree if it was not for her belief in me. I would not have gotten connected to one of my closest teacher friends if she had not set me up as her student teacher. She created a wonderful community of physics (and chemistry but mostly physics) teachers. As graduates (and now current students), we are invited back to our former classroom building to learn more about teaching physics and give us support in our careers. When we were in person, it was once a month. During COVID, she hosted Zoom meetings every other week, which was amazing. Though she put me on the path to being a physics teacher, she knew there was more than just education to make a great teacher. Her ability to be there for us as people really helped turn me into the teacher I am today. Today, our Etkinist Facebook group has about 150 members, many of whom are active in the community. Her textbook Facebook group has over 850 members. Each time she lets in another group of members to the textbook group, she always includes a welcoming message for them. 

I could go on and on about the wonderful person that Eugenia is and the great community she has helped create and foster over the years, but I'll end with this: She really is a great educator and beautiful person".

"Тяжело выразить словами до какой степени такой человек, как Евгения может повлиять на окружающих. Что касается меня, то я с уверенностью могу сказать, что свою профессию я выбрала именно из-за нее. Я бы никогда даже не попробовала свои силы в физике, если бы не ее вера в меня. Я бы никогда не познакомилась с одним из своих самых близких друзей-учителей, если бы она не помогла мне стать ее студентом-учителем. Евгения создала потрясающее сообщество учителей физики и химии (в основном физики). Как бывших студентов, нас приглашают в наш старый университет, где у нас есть возможность узнать больше о том, как преподавать физику и где нас поддерживают в развитии наших карьер. До Ковида это случалось раз в месяц. Во время Ковида Eвгения устраивала встречи по Зуму каждую вторую неделю, и это было потрясающе! Хотя она поставила меня на путь учителя физики, она знала, что для хорошего учителя нужно значительно больше, чем просто образование. Ее способность поддерживать нас как людей очень помогла мне стать тем педагогом, которым я являюсь на сегодняшний день. Сегодня эткинская группа на ФБ насчитывает около 150 членов, многие из которых очень активны в нашем профессиональном сообществе. А в ее группу по учебнику на ФБ входит больше 850 человек. Каждый раз, когда она принимает новых членов в эту группу, у нее всегда припасены для них слова приветствия.

Можно бесконечно долго рассказывать о том, какой замечательный человек Евгения и какое прекрасное сообщество она помогла создать за эти годы, но я закончу просто: она потрясающий учитель и просто красивый человек!"

 

Вообще, когда я думаю о Евгении Валентиновне, то мне кажется что Америка – это во многом очень ее страна, и что она, наконец, вернулась на свою старую землю из какой-то прошлой жизни. В какой-то степени Америка и Россия (во всяком случае Россия моего детства и воспоминаний) – это антитезы. Россия это во многом созерцание, а Америка – прежде всего действие. Русский минор и рефлексия здесь не в чести. А вот движение, энергия, прогресс, работоспособность, одержимость делом, неистребимый оптимизм – это то, что ценится очень высоко. Для Е.В. это очень органично, эти качества во многом определяют ее. А ещё жесточайшая самодисциплина. И дело. Настоящее дело, которым она горит, и которое она постоянно, непрерывно делает. И ещё девиз, который я услышала от нее. И хотя я не очень люблю девизы, потому что обычно это слова, в ее случае это жизнь: "Делай что надо, и будь как будет!"

Ну и напоследок мне хотелось бы замкнуть круг и вернуться к тому, с чего я начала. Я говорила об учительстве и учителях 43 школы, которые никогда не перестают быть нашими учителями. Совсем недавно, месяц назад, я позвонила ей. Этому предшествует преамбула с не самым хорошим самочувствием и всякими деталями, но на самом деле пришло осознание того, что дети мои ещё малы, а быть эффективным и энергичным родителем, таким, как мне кажется должно, у меня уже не очень получается. Необходимо что-то делать, причем сию минуту. Я позвонила Евгении Валентиновне после почти 11-летнего перерыва и попросила поддержки, помочь мне начать, показать комплекс упражнений, самых щадящих, самых коротких, короче, самый эффективный минимум, который можно не только включить в свой моцион, а и суметь поддерживать. Она сказала: "Инка, конечно, я помогу тебе, найдем время по зуму, каждый день по 20 минут, мне нужно, чтобы ты запомнила курс упражнений". Я застеснялась такого внимания, стала было предлагать ей оплатить ее время (все равно бесполезно), а она мне: "Инка, перестань! Я же твой учитель, мне нужно, чтобы у тебя получилось!" Если в этот раз у меня получится, то это в огромной степени благодаря тому, что она поддержала мой дух, поддержала и словом и делом. Спасибо Вам великое, Евгения Валентиновна! 

ИННА ШЕВЦОВА (ГОЛЬДМАН)



1
1