Маленький штрих к образу Евгении Валентиновны Эткиной. Маленький, но очень знаковый для того момента времени, о котором пойдет речь. По-моему, основное, что определяет этот образ для многих из нас, можно выразить одним словом:
Евгеша – реформатор!
Вот запомнилась одна яркая картинка. Эта история была на тот момент просто революционной, не сказать иначе!
Итак, мы в 8 или 9 классе. Тут точность не столь важна. Важно именно то, что уже начинаются те самые 90е.
Утро.
Класс подтягивается к началу первого урока в кабинет физики №9.
Звенит звонок.
Все расселись по партам.
Из глубины лаборантской на возвышающуюся кафедру выходит Е.В. и предстает перед остолбеневшими учениками в… МИНИ ЮБКЕ.
Урока физики в связи с этим событием, считайте, не было - ученики были весьма рассеяны…
А на следующий день все девочки явились в мини юбках. У кого не было мини, подвернули, как смогли.
Лёд тронулся.
Тем , к кому из вас сознательный возраст пришел уже после 90х, и вы не застали и не можете помнить эти годы, нужно пояснить некоторые моменты. Это ведь был еще советский период со всеми вытекающими, когда было весьма строгим отношение общества к таким смелым проявлениям индивидуальности личности, как броские элементы одежды, и, не дай бог, заметный макияж у девочек. Ни о каких красных/зелёных чёлках или джинсах в стенах школы невозможно было даже подумать. Обязательна была школьная форма. Но постепенно теплело, и прогрессивный Жюв (Ю.В.Завельский) разрешил учащимся вариант ПРОСТО ОДЕЖДЫ «темный низ / светлый верх». И это тоже был элемент зарождающейся свободы.
Начинались реформы. Настроения того времени с воодушевлением впитывали все, и взрослые, и ученики. Учителя вводили новые практики обучения и общения с нами, и это было неимоверно ЗДОРОВО! Е.В. тогда была классной руководительницей нашего маткласса, учителем физики и астрономии. Видимо, так удачно совпал её характер c тем периодом расцвета духа свободы, когда она смогла инициировать и реализовать свои задумки и в плане формата ведения уроков, и во внеклассном общении с нами.
Её реформаторство проявлялось во всём. Уроки Евгеша вела в форме диалогов и, часто, горячих споров - давала амбициозным подросткам высказаться, учила правилам научной полемики; умела отступать назад и возвращаться к проблеме во всеоружии; проводила уроки астрономии на английском языке; увлекла девочек из всей параллели занятиями шейпингом, которые сама вела в спортзале школы. И отрабатывала вместе с нами все 2 часа. (никаких фитнес центров еще не было и в помине, кроме студий народных и бальных танцев); она придумала «кружок семейного и сексуального воспитания», давала нам читать перепечатанные вручную переводы зарубежных семейных психологов (ничего подобного не было в книжных магазинах тогда; мы передавали друг другу по цепочке экземпляр). И, сидя после уроков кружочком на партах, можно было абсолютно открыто разговаривать обо всём.
В общем, раздвигая рамки и нарушая устоявшиеся правила, нужно было иметь характер и смелость (и, конечно же, такого руководителя как Ю.В.)
И даже эта маленькая, как сейчас может показаться, незначительная история с мини юбкой, была тогда совсем не маленькой революцией.
ОЛЯ БИЛАК