КАРИНА АРЗУМАНОВА

"ТРИ ЧЕТВЕРТИ ПУТИ" - пьеса Б.Брехта по биографии Галилея
Постановка Е.В.Эткиной и А.Островского
Премьера спекаткля состоялась 30 января 1988 года
Выпуск школьной газеты от 18 марта 1988 года

1

С Евгенией Валентиновной Эткиной связаны пронзительные воспоминания о том, как мы репетировали и играли «Жизнь Галилея» Б.Брехта. Великий астроном и его драматическая судьба занимали меня почти весь девятый класс. Позже, в десятом, я училась у Евгении Валентиновны именно по астрономии, но это далось мне нелегко, честно говоря. Ее манера преподавания не находила во мне нужного отклика, хотя несомненно в ней была и яркость, и своеобразие. Проявились эти ее качества и в постановке спектакля. Евгения Валентиновна везде шла своим путем, и в театре тоже. 

Режиссёром был Аркаша Островский, а вдохновителем, Музой и, выражаясь современным языком, продюсером этого проекта - Евгеша, как любовно называли мы Евгению Валентиновну. Замечательная глубокая пьеса Брехта о конфликте ученого и власти, была, надо думать, интересна ЕВ во многих отношениях. Евгеша ставила перед собой и нами не только концептуальную и художественную задачу, но кроме того хотела создать спектакль, подготовка к которому, во-первых, не приводила бы к проблемам с учёбой (большинство занятых в спектакле учились тогда в выпускном десятом классе), во-вторых, велась бы целиком на заработанные участниками деньги. Ну, как обычно выпускали школьный спектакль? Пару месяцев репетировали на износ, до позднего вечера и по выходным. В результате приходилось задвигать учёбу, занятия с репетиторами и прочую жизнь. С “Галилеем” же расписание репетиций на весь год было составлено уже в сентябре, хотя премьера планировалась на январь! И графика придерживались неукоснительно. Что сказать? Просто высший уровень менеджмента в сфере культуры.

Готовиться начали ещё в июне. Группка приближенных собиралась у Евгении Валентиновны дома и писала сценарий будущего спектакля. Как в настоящем всамделишном театре собирались на читку пьесы. Потом обсуждали текст, сокращали, под диктовку печатали на машинках и писали под копирку в достаточном количестве экземпляров - так, чтобы в начале учебного года раздать сценарий всем актерам. Вспоминаю эти летние дни с особенным удовольствием. Дома у ЕВ мы чувствовали себя довольно уютно, часто жарили сырники на кухне в перерывах между работой, встречали там иногда маленького Сашу Гершензона - сына ЕВ, и ее маму. 

Аркаша фонтанировал идеями - спектакль, с его подачи, назвали “Три четверти пути”, что отсылало к стихотворению и песне Высоцкого “Натянутый канат” и одновременно к исполнению самим Высоцким роли Галилея в спектакле Театра на Таганке 1966 года. Аркаша Островский в то время безумно увлекался Высоцким, даже ассоциировал себя с ним, слегка подражая манере одеваться и прочему. И мечтал о сцене. Мечтал, что после школы сможет создать свой театр, и говорил мне: ”Если у моего театра будут двери, то перед тобой они будут всегда открыты!” И он поступил в тот год на театроведческий в Гитис, но стал в итоге известным британским журналистом и пишет о России.

Вероятно тогда же, летом, ЕВ спланировала, что надо заработать деньги на проект и, кроме того, распределить работу по цехам - костюмерно-пошивочный, реквизитный, декорации, звук и проч. В сентябре режиссер и продюсер провели актерский кастинг, на позиции в цехах тоже подавали заявки. Деньги решили заработать, взяв на себя обязанности и ставку уборщицы спортзала. Разбившись на пары и установив расписание, мы полгода в очередь мыли пол в спортзале после уроков и получали за это сорок рублей в месяц. На эти деньги художники создавали декорации, костюмеры покупали ткани для платьев и т. д. Помню, сколько любви, таланта и старания вложила в мой костюм Маринка Симановская (Алексеева)! Ей родители не разрешили участвовать в спектакле как актрисе, чтобы не слишком отвлекаться от учебы, но костюмерный цех от этого здорово выиграл. 

Все задуманное постепенно на глазах осуществлялось. Евгения Валентиновна обладала несомненным и большим даром вдохновлять. Она вдохновляла своей стройностью, любовью к красивой одежде и шитью, необыкновенной дисциплинированностью, резкостью и прямотой суждений. Как ладно сидели на ней сшитые собственными руками костюмчики! Она была талантлива, обаятельна и неравнодушна, все время осваивала что-то новое. С ней было интересно. 

Я прошла кастинг на роль Вирджинии, дочери Галилея. Возможно, были и другие удачные претендентки, но при всей заявленной профессиональности подхода театр все же оставался школьным и разбить нашу с Колей Ткачом пару ЕВ вряд ли хотела, а именно Коле досталась роль жениха Вирджинии, Людовико Марсили. В школе Коля мне был самым близким человеком… Моя Вирджиния, юная и полная надежд невеста в начале и озлобленная старая дева в конце, стала самой волнующей из моих школьных ролей. 

Аркаша, разумеется, был Галилеем. Его экономку, госпожу Сарти, играла Марина Исаева…Еще в нашей компании были Джим Дубровицкий, Олежка Лопухов, Света Сидненко, не всех помню, к сожалению. 

Как же весело нам было репетировать! Перед глазами заразительно хохочущая Евгеша - уж не помню, чем точно ее и всех нас смешили Лопухов и Островский. Честно говоря, с репетиций уходить совершенно не хотелось. 

Когда спектакль отыграли, и ВСЕ ЭТО вообще закончилось, даже не знаю, как мы это пережили... Теплое чувство к Евгении Валентиновне и благодарность за целый год моей жизни в 9ом классе остались однако навсегда.

 

КАРИНА АРЗУМАНОВА

1
1

Репетиция

1

Е.В.Эткина о спектакле

1

Галилей - Аркадий Островский

foto
foto
1

Ю.В.Завельский о спектакле

foto
foto

Вирджиния - Карина Арзуманова, Галилей - Аркадий Островский

foto
foto
1

Л.А.Кацва о спектакле

foto
foto
foto
foto

Госпожа Сарти и Вирджиния шьют приданое для свадьбы

1

Евгения Валентиновна и труппа в конце спектакля

1