НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ШАРОНОВА

Диплом и диссертация
Научная деятельность

1

Обложка диплома Е.В.Эткиной, 1982 год


Евгения Валентиновна Эткина была моей студенткой на последних курсах физического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (теперь это факультет физики, технологии и информационных систем МПГУ). Изучала курс теории и методики обучения физике. 

Евгению Валентиновну отличали без преувеличения блестящие знания по физике, в том числе теоретической, и несвойственные многим студенткам-девушкам прекрасно сформированные умения в области физического эксперимента и в области проведения учебного физического эксперимента.

Сильные студенты есть в каждом потоке, но более чем за 40 лет работы в педвузе я один раз встретилась с ситуацией, когда за год до окончания вуза (а тогда бакалавриата и магистратуры не было, все учились в специалитете 5 лет) был готов текст дипломной работы! Да, в конце 4 курса у Евгении Валентиновны был написан полностью текст очень интересной выпускной работы, посвященной методике обучения учащихся выполнению домашних заданий по физике.

В этой работе по объему, содержанию и уровню научно-методической грамотности существенно превосходящей подавляющее большинство всех известных мне выпускных квалификационных работ будущих учителей физики, было все, что только можно себе представить по проблеме психолого-педагогического обоснования, функций и видов, формулировки, инструкций по выполнению и способов проверки домашних заданий по физике. И интересные примеры заданий, уроков физики, на которых эти задания не просто проверялись, но играли важную роль в понимании и усвоении нового материала. Это была глубокая серьезная, «взрослая» работа, будто написанная опытным учителем!

Все годы своей работы при рассмотрении со студентами вопроса домашних заданий я опираюсь на эту работу и нахожу в ней все новые и новые интересные идеи.

Вот так уже при окончании института стало ясно, что Евгения Валентиновна будет необыкновенным учителем! Так и произошло. Работа в школе 43, а затем и в гимназии 1543 раскрыла настоящий педагогический и, как бы странно это ни звучало, методический талант Евгении Валентиновны.

Сказать, что ее уроки были интересными и грамотными – это ничего не сказать! Каждый урок – произведение искусства. Красота физической науки и истории физики, увлекательный сюжет, который не оставлял равнодушным никого, виртуозный учебный физический эксперимент и, самое главное, насыщенная самостоятельная работа каждого ученика на уроке, доставлявшая радость познания и успеха!

Идеи современных образовательных стандартов – активная и осознанная самостоятельная деятельность обучающихся как основа образовательного процесса, соответствие современному уровню науки, интеграция физики и астрофизики, глубокие методологические и философские основания в содержании учебного материала, демократичный стиль общения, приоритет личностного развития ученика, учебное взаимодействие в ученическом коллективе и в малых группах, самостоятельное ученическое целеполагание и рефлексия и многие другие – задолго до появления этих стандартов воплощались в реальных уроках Евгении Валентиновны.

Как это могло быть? Значит, могло. 

Я была на многих уроках Евгении Валентиновны, по мере своих способностей помогала оформить статьи, в которых эти уроки описывались, для методических журналов и газет (тогда такие были). Евгения Валентиновна непрерывно генерировала идеи и их реализовывала. Причем не только на уроках. Никогда не забуду удивительные школьные спектакли историко-научного содержания, поставленные Евгенией Валентиновной по ее же сценариям. В этих спектаклях сочетались закономерности развития фундаментальных физических идей и захватывающий сюжет, судьбы людей науки и социальные проблемы, красивые декорации и костюмы, сложное и абсолютно грамотное с научной точки зрения содержание, юный возраст актеров и драматичные ситуации, которые не каждый взрослый сможет оценить.

Когда я пришла работать в классы, где физику вела Евгения Валентиновна, после ее ухода из школы, я очень четко ощутила, насколько хорошо подготовлены ученики по физике, причем не только в математическом, но и в биологическом и гуманитарном классах, и как они любят Евгению Валентиновну и физику. Воспитанные, интеллигентные и умные молодые люди не «испытывали меня на прочность», но давали понять, какого учителя они потеряли. А моя задача заключалась в том, чтобы хоть как-то смягчить боль расставания с любимым учителем.

Через два года после отъезда в Америку Евгения Валентиновна с успехом защитила в Москве кандидатскую диссертацию на тему «Методика преподавания физики в гимназии». Ее руководителями были Каменецкий Самуил Ефимович, доктор педагогических наук, профессор, несколько десятилетий возглавлявший кафедру методики преподавания физики в нашем педвузе, и я, а оппонентами – Пинский Аркадий Аронович, доктор педагогических наук, профессор, один из авторов учебно-методического комплекта по физике для профильного уровня ее изучения, который до сих пор широко распространен в школах, и Каспржак Анатолий Георгиевич, кандидат педагогических наук, в те годы возглавлявший одну из лучших гимназий в Москве и выполнивший первое диссертационное исследование, посвященное гимназическому физическому образованию. 

И написать, и защитить диссертацию Евгении Валентиновне было совсем не трудно. Она все делала удивительно легко, быстро, почти играя…

И не только в работе. Дома, в семье, когда вкусно готовила и без напряжения вела хозяйство, растила двух сыновей. В школе после уроков, когда в физкультурном зале вела занятия (теперь это называется фитнес) для учительниц и школьниц. Изящная, очаровательная, музыкальная и артистичная, спортивная и очень энергичная женщина…рядом с ней всегда хорошо!

Как в одном человеке сочетаются высоко развитое физическое мышление, энциклопедические знания по физике, истории и методологии науки, вполне достаточные для того, чтобы стать физиком-исследователем, блестящее знание английского языка, позволяющее писать на английском языке учебные пособия и свободно не только говорить, но и преподавать физику на английском уже тогда, до реального погружения в соответствующую языковую среду, педагогический талант, творческое начало, спортивные достижения, материнская и дочерняя забота и умение вести хозяйство, никогда не показывать свою усталость и всегда современно и элегантно выглядеть!!!???

Думаю, Евгенией Валентиновной всегда гордились ее родители – доктор физико-математических наук, профессор, ученый-физик, Валентин Семенович Эткин, преподаватель математики в школе и в педагогическом институте, Инна Григорьевна Вишняцкая, а также свекровь, блестящий учитель физики одной из лучших школ Москвы (№710) Ханчина Инесса Витальевна.

И ученики Евгении Валентиновны, и ее коллеги – мы тоже ею гордимся.
.

НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ШАРОНОВА




Автореферат к диссертации Е.В.Эткиной
Защита проходила 3 марта 1997 г. на физическом факультете МПГУ.
Тема "Методика преподавания физики в гимназии".
Руководители - док. пед. наук Каменецкий С.Е., канд. пед. наук Шаронова Н.В.
Оппоненты - док. пед. наук Пинский А.А., канд. пед. наук Каспржак А.Г.
Юрий Владимирович присутствовал на защите.


1
1
1
1
1
1
1
1
1