ГЕРОИ "ШКОЛЫ ЕГО МЕЧТЫ" О Ю.В.ЗАВЕЛЬСКОМ
/ФРагменты интервью 2015 года/

 

>Наташа Кукина, #41

Юрий Владимирович – это какой-то недостижимый идеал. Человек, которого невозможно осознать до конца. Я не знаю, что должно произойти в жизни и какой колоссальный объём внутренней работы должен проделать человек, чтобы стать таким, как Юрий Владимирович. Для меня это абсолютно непостижимая личность. 

 


>Ольга Крылова, #43

Для большинства людей в нашей школе, ровно как и для меня, Юрий Владимирович – это воплощение человека честного и сильного, который достигает своей цели. Он создал нашу школу, он прошёл столько трудностей, мы и сами наблюдаем это. Строительство нового корпуса отчетливо показало нам, через что ему пришлось для этого пройти. Он сделал действительно всё, что было в его силах. И мне кажется, что человек с такой силой воли и такой душевной силой – это идеал для каждого из нас. Именно к такому мы должны стремиться. 

 


>Ольга Васина, #41

Я практически каждый день вижу, с чем он борется в лице системы образования, как он отстаивает интересы нашей школы, каких сил ему это стоит – и это, правда, достойно уважения. Поражают и его сила, и его интерес к детям, к учителям, к предмету, к тому, что он делает. 

  


1

>Лариса Давыдовна Гуткина

Он подвижник и романтик. Это две основные его черты. Авторитарный демократ, как он сам о себе говорит. Он всех выслушивает. Он никогда не скажет «вы виноваты», он скажет «мы виноваты» или «мы что-то сделали не так». Это его демократизм. Но если он что-то решил про себя, то переубедить его невозможно. 

 


>Андрей Злобин, #2

Юрий Владимирович изначально представлял собой некий образ человека, к которому вообще иначе относиться просто нельзя в принципе. Он человек слова – если он что-то сказал, то он это выполнит. 

 


>Аня Билак, #43

Вся атмосфера школы, всё, что вообще находится вокруг меня каждый школьный день – вот это и есть Юрий Владимирович. 

 


>Маргарита Аминадовна Гинзбург, учительница английского языка (1975-2000)

Юрий Владимирович открыл школу №43 в 1975 году. Ему было тогда 48 лет. Мы долго присматривались к новому для нас директору. Оценили не сразу, но вскоре почувствовали его влияние на каждого из нас. Юрий Владимирович редко повышал голос. Ему всегда хотелось пообщаться с детьми. Он интересовался их настроением, пытался выяснить, с какими проблемами они сталкиваются. Его часто можно было видеть в окружении ребят на переменах. Меня удивляло, что Юрий Владимирович очень скоро запомнил большинство учащихся и обращался к ним по именам, а не по фамилиям. Он приходил в школу раньше всех и стоял у входа, приветствуя ребят и учителей. Это помогало ему быть в курсе всех событий.

Мы оценили и энциклопедические знания нашего директора. По профессии Юрий Владимирович учитель географии. Мой первый выпуск в этой школе сначала роптал по поводу его требований по географии, что им приходилось знакомиться с большим объемом дополнительной литературы по этому предмету. Но учиться у него было всегда интересно. Завельскому приходилось часто заменять отсутствующих учителей в старших классах. Для него это никогда не составляло проблемы. Он свободно владеет русской и зарубежной литературой, историей, поэзией, искусствоведением, астрономией. А еще Юрий Владимирович обладает волшебным тенором и с удовольствием исполняет любимые романсы на наших вечерах и встречах. 

Мы привыкли к тому, что с ним всегда можно быть откровенным, критиковать его поступки, если с ними не согласен, и выслушивать его несогласие с тобой. Я взяла себе за правило посещать кабинет Ю.В. в конце учебного года, чтобы выложить ему все свои претензии. Он всегда был внимателен и четок. 

Наше первое впечатление от Юрия Владимировича, что это мягкий, даже слишком мягкий человек, и что он не справится с детским коллективом. Что он слишком интеллигентен, а надо быть грубее, резче, иначе он не сумеет наладить строгий порядок и дисциплину. К счастью, мы ошибались. Он в итоге справился другими способами. 

Юрий Владимирович очень любит детей. Всегда поражаешься, с какой нежностью он относится к каждому из них. Я помню, как он однажды сказал: «Я не люблю школу летом. Так пусто и тихо, неуютно в школе без детей». 

Я считаю, что нам очень повезло с директором. Я думаю, что его самой сильной чертой является толерантность, умение находить компромиссы в коллективе, среди такого звездного состава учителей. А ведь характер некоторых из них вовсе не ангельский. Попробуйте наладить дружелюбную атмосферу в такой школе!

Почему у Юрия Владимировича получилось? Я так думаю, что он нигде и никогда не проигрывал. Мне кажется, что он очень требователен к себе. Он все время прокручивал в мозгу каждый свой следующий шаг, фразу, выступление, с которым он обратится к учителю, ребенку, родителю, классу, всей школе. 

 


>Андрей Тихонов, #41

Юрий Владимирович – человек очень широкой души и потрясающий психолог. Я думаю, что он очень хорошо разбирается в человеческой душе.  

 


1

>Никита Лебедь, #41

Для меня Юрий Владимирович – это самый большой авторитет в моей жизни. Такого педагогического мастерства, которое есть у Юрия Владимировича, я не встречал нигде. Когда приходишь к Юрию Владимировичу и общаешься с ним, такое ощущение, что он видит тебя насквозь. Ты можешь даже не объяснять всего, он через пару слов поймёт, что происходит у тебя, и даст совет, который попадёт точно в цель. Своим опытом он все твои проблемы щёлкает как орешки. 

Ну, обычно к директору меня приводят, если я где-то накосячил. Конечно же, он наказывает. Какое воспитание без наказания? Но каждое наказание оно очень правильное. Осмысливая его, я понимаю, что если бы я услышал такое даже из уст своих родителей, я бы вот не послушался, я бы бунтовал до последнего. А когда это говорит Юрий Владимирович, то сразу смиряешься. Не потому, что должен, а потому, что понимаешь, что он прав. 

 


>Татьяна Антоновна Шустилова, #33, учительница английского

Юрий Владимирович – один из тех людей, о которых я просто не могу говорить без пиетета. Когда я училась в школе, я до конца не осознавала значимость его роли. Я начала это понимать на первом педсовете по 5-ым классам, когда он стал так ставить вопросы, что я даже не ожидала, что вот такого рода вопросы ставятся в школах на педсоветах. О том, как нужно бережно относиться к каждому ученику, о том, как надо помогать вот тем-то, и тем-то ученикам, потому что у них есть потенциал, о чем свидетельствуют такие-то оценки, но вот они получили по одной тройке, и как мы можем им помочь. Когда я это услышала, я вообще совершенно по-новому взглянула на учебный процесс, на работу учителя и, конечно, на работу директора. Я поняла, что директор — это не просто организатор, который всех собирает. Я почувствовала, что директор относится к учителям, как учителя к ученикам. Он пытается нас воспитать, довести до своего высочайшего уровня педагогического мастерства, и, мне кажется, вот это поддерживает на таком незримом для учеников уровне жизнь нашей школы. Он как сердце нашей школы. 

 


>Борис Петрович Гейдман, учитель математики

Все мы конформисты в большей или меньшей степени, а Юрий Владимирович – это конформист века, в хорошем смысле этого слова.

Он носитель высочайшей образовательной и гуманитарной культуры, и сегодня мы к этой культуре приобщаем ребёнка. Я не знаю, что будет завтра, понимая под «завтра» очень многое, и грустное в том числе, но сегодня у нас один из мощнейших в Москве педсоветов, состоящий из носителей образовательной культуры в лучшем смысле этого слова.

 


1

>Виктор Михайлович Виленский, завуч, учитель географии 

На самом деле это большое счастье, что в жизни так повезло, что я встретил такого человека как Юрий Владимирович. Это, конечно, уникальный человек, энциклопедически образованный, потрясающий в этом смысле – я не знаю больше таких людей. Это, конечно, уникальный человек и уникальный директор. Дай бог, чтобы он и дальше руководил нами. 

 


1

>Ольга Эдуардовна Шейнина, #11, учительница истории

Юрий Владимирович – это наше всё. А дети мои, одноклассники моей дочери и сама Сашка, они всегда говорили так: «Он солнце». Конечно, мудрость его совершенно удивительна.

Как-то была история, когда я училась в 10-м классе, и надо было готовиться к выпускным экзаменам, а намечался какой-то вечер в школе, и мои родители пошли и сказали Юрию Владимировичу, ну зачем же вы им это разрешаете? Получается, что мы плохие, а вы хорошие? А он тогда сказал: «Да, мы хорошие! Для детей мы всегда хорошие». 

И мне мама моя до сих пор это вспоминает. Говорит, вот встретила Юрия Владимировича, он всё ещё хороший для детей. 

 


1

>Софья Филипповна Либерова, учительница литературы

Для меня Юрий Владимирович - это воплощение такта, интеллекта, уважительного отношения к каждому человеку, умение подобрать людей, умение доказать их состоятельность и, напротив, иногда показать, что ты сам виноват в тех промашках, которые совершаешь. Он не человек настроения, для него существует порядок, который он сам строго выполняет и требует этого же от коллег. Мне, как завкафедрой, с ним работать просто, потому что я знаю, что никаких спонтанных требований от него не будет. Юрий Владимирович не позволит никогда повысить голоса, а вот Мильграм, было, наорет – а за что наорал, никогда не знаешь. От Завельского я этого никогда не слышала. Конечно, он негодует, возмущается, когда мы что-нибудь не доделываем, но всегда тактично. Дай бог ему здоровья!

 


>Александр Юльевич Волохов, учитель физики

Завельский – это директор, который имеет четкий образ школы в голове. Он четко знает, какой должна быть его школа, что в ней должно быть. Завельский, безусловно, является учителем для нас, учителей. Ты видишь, как он работает, и себя равняешь под него. На меня и на мою работу в школе сильное влияние оказала его фраза: «Если вы сами не убеждены, вы не сможете никого в этом убедить!»

Юрий Владимирович, безусловно, интересный собеседник. Он начитанный, много знает, много думает, с ним интересно говорить. Я по праву старожила легко могу прийти к нему в кабинет просто так. Без всякого дела. «Ты чего, Саш, пришел?» (он всегда меня называет Сашей, хотя теперь разница в возрасте уже не так ощущается, как тогда, когда мне было 30, а ему 48). «Да вот, хочу просто посидеть с вами. Может, о чем-то перемолвиться». Он сидит, пишет, я что-то скажу, он что-то ответит, откинется на спинку стула, опять чего-то скажет. Вот так поговоришь с ним, и чем-то таким напитаешься…. Я думаю, что многие так же приходят к Завельскому просто посидеть. Поговорить. Спросить. Поспорить. 

 


1

>Ольга Евгеньевна Потапова, учительница литературы

Это интеллигент. Интеллигент в том высоком значении, которое нельзя определить. Это не только образованность и эрудированность. По-моему, в настоящей интеллигентности есть способность принимать чужую боль за свою, уметь сочувствовать, сопереживать, сострадать. 

 


1

>Елена Всеволодовна Терещенко, учительница литературы

Если Юрий Владимирович начинает говорить, то не слушать его невозможно. То, как он говорит, сама манера выговора завораживает. Он умеет о важном говорить не пафосно, а значимо. При напутствии выпускников, например, он говорит о чести и достоинстве. И это не звучит ни банально, ни пафосно. Он так произносит эти слова, что, мне кажется, человек, который никогда прежде не задумывался о том, что такое честь и достоинство, обязательно задумается.

Юрий Владимирович олицетворяет собой эпоху, определенный мощнейший пласт культуры того времени, к которому он принадлежит. Я поняла это, когда в 2000-ом году он рассказывал про «свой XX век». Это такая чеховская цепь времен: удивительные встречи в его жизни, о которых он любит рассказывать и вспоминать, вдруг становятся почти твоими. И как говорят, что через два рукопожатия каждый знаком с какой-то великой личностью, вот я так понимаю, что мы все через одно рукопожатие, благодаря ЮВ, знакомы с огромным количеством великих людей. Это тоже такая внутренняя сопричастность. Мне кажется, что это чувство, которое он пробуждает, вот этой сопричастности к тому, что было в его жизни, оно очень важно.

Юрий Владимирович ещё, конечно, гений дипломатии: он умеет общаться в любой ситуации, с каждым, со всяким. В один день он может умело провести разговор в кабинете начальника Департамента образования и отметить за общим столом день рождения нашей школьной уборщицы – и оба мероприятия ему интересны.

Он, конечно, культивирует рыцарство по отношению к детям, для него ребенок – это во-первых, а учитель и все остальное – во-вторых.

 


1

>Татьяна Ильинична Данилова, учительница математики

Юрий Владимирович – это гигант в моём представлении. Человек широчайше образованный. Но для меня он прежде всего необыкновенный человек именно в человеческом плане. Ко мне лично Юрий Владимирович всегда относился по-отечески. Когда я пришла в эту школу, и он узнал, что я того же года рождения, что и его дочка, то я потом все годы работы чувствовала его отеческую заботу и внимание. Я ему очень за это благодарна! Юрий Владимирович – редкий директор и редкий человек. Ну, один только факт, что он принес для моей дочери коляску своего внука и вещи своего внука он отдал для моей дочери. Какой еще директор это сделает? Я думаю, что это просто редчайший случай. Я, конечно, всегда-всегда буду это ценить и помнить. 

 


>Сергей Менделевич Глаголев, учитель биологии

Он сложный человек на самом деле, с непростым характером. Но у него есть несколько совершенно замечательных качеств, которыми должен обладать любой директор. Во-первых, он мастер компромисса. Это очень важно в школе, где работают такие разношерстные люди, каждый из которых – яркая личность, каждый тянет одеяло на себя. Надо поддерживать какой-то баланс между всеми этими людьми, и Юрию Владимировичу это удается, он несомненно делает это мастерски. 

И второе свойство, очень важное и для учителя, и для директора, для любого, наверное, начальника – он дает своим сотрудникам очень большой кредит доверия. Во многих отношениях. И даже когда из-за этого что-то случается, он в большинстве случаев старается своего сотрудника прикрыть от всех внешних давлений, от разных неурядиц, защитить его, дать ему возможность работать в нормальных условиях. Короче, «я свою сестренку Лиду никому не дам в обиду»…Это очень важно! И это, мне кажется, все мы должны в нем ценить. 

 


>Петр Николаевич Петров, учитель биологии 

Когда разговариваешь с Юрием Владимировичем, бросается в глаза то, что это человек большой культуры. Но не столько это сделало его тем, кем он стал. Потому что много есть людей большой культуры, живущих в башне из слоновой кости. А Юрий Владимирович с большим энтузиазмом относится к тому, чтобы эту свечу культуры передавать следующим поколениям, чтобы культурные традиции нашей страны не умирали, а жили. Своей долгой жизнью он доказал свою способность это делать, и, к счастью, очень помогает это делать нам. 

 


1

>Артём Соколовский, #46, 6 класс

Мне много рассказывали папа и мама о нём. И когда я его встречаю, обычно он задаёт мне вопросы про мои концерты и конкурсы. Интересуется мной и моими одноклассниками. И мне очень нравится, как говорит Юрий Владимирович. Его речь, его голос, особенная его такая особенная интонация. 

 


>Михаил Соколовский, #21

Моё отношение к Юрию Владимировичу, конечно, менялось. Я был учеником, я был учителем какое-то время, остаюсь выпускником, теперь я еще и родитель. 

Это конечно, очень мудрый человек. Прежде всего, именно мудрый. Можно с ним в чём-то не соглашаться, да, какие-то могут быть разные позиции. И выяснилось, кстати, со временем, что этих разных позиций довольно много по разным вопросам. Но каждая его позиция продумана. Это не просто дань традиции, это не дань общественному мнению, струе, в которой он находится, коллегам, может быть, но это всегда очень продуманно.

А если перейти на какой-то более высокий уровень… Юрий Владимирович это очень живой и постоянно развивающийся человек. И это, конечно, удивительно, учитывая, сколько ему лет и сколько всего он делает. 

Но помимо всего прочего, это уже сейчас, можно сказать, что Юрий Владимирович – это история. Это история нашей страны. Это история нашей культуры. Это история нашей школы. И это очень большая часть истории моей жизни. 

 


1

>Алексей Валерьевич Кузнецов, учитель обществознания 

Нашему с Юрием Владимировичем знакомству двадцать седьмой год. Когда я знал его пять лет, мне казалось, что я понимаю про него абсолютно всё. Теперь я понимаю, что Юрий Владимирович Завельский в разных ситуациях очень разный человек. 

Юрий Владимирович один из самых главных актёров нашей школы. Не по положению, а по своему состоянию. Я не всегда знаю, когда он говорит, думает ли он то, что в данный момент говорит? Раньше мне казалось, что я всегда знаю. Но я думаю, что это связано не с Юрием Владимировичем, не с тем, что он как-то изменился, а с тем, что я взрослею. 

Когда я знал его первые пять лет, это был период абсолютной влюблённости в этого человека. Но любовь проходит, и вот тогда остаётся уважение. Да вот моё отношение к Юрию Владимировичу - это уже не влюблённость, всё-таки за двадцать семь лет такое чувство сохранить невозможно, но это глубочайшее уважение к человеку, который, в общем, прожил удивительно бескорыстную жизнь в педагогике. Всё, что Юрий Владимирович приобрёл в виде статуса, каких-то медалей, каких-то званий, оно как-то само прилагалось. Он никогда не хлопотал об этом. Наверное, ему было приятно их получать, но он никогда не придавал им большого значения. 

Юрий Владимирович по своей натуре творец. Он ведь уже был директором 589 школы три года. Но я понимаю, что его не удовлетворяло – она была не им создана. Вот это наилучший для него вариант – школа-новостройка в новом районе. Школа, которая не то, что с первого камня, а с той самой первой бутылки шампанского им построена. Он творец, он художник. 

И ещё он человек, обладающий потрясающим талантом, о котором писал Корчак – он умеет любить ребёнка. Не своего, а именно вот вообще ребёнка. Просто любить. Этим талантом не то что из людей, а из учителей обладает один из ста. А, может быть, и один из тысячи. 

Вот в какой-то момент: «Что будем делать, вот такой сложный мальчик, что будем с ним делать??» – «Да ничего делать не будем. Мы все равно ничего не сможем такого, что точно не пошло бы ему во вред, поэтому оставим все как есть». Это и есть любовь. Не переделывать под себя, так как мне удобно, а любить так, как оно растёт. Как Маленький Принц любил розу. Она растёт, блин, сама, как хочет, а он просто её любит. Вот так Юрий Владимирович тоже умеет. Я этим талантом не обладаю, поэтому я им восхищаюсь. Как всем хорошим, что я сам не умею, я восхищаюсь. 

Юрий Владимирович действительно любит детей. Ему действительно хорошо среди них. Он действительно очень переживает, что он теперь не ведёт уроки, потому что ему это физически тяжело, и от этого резко сократились его контакты с ребятами. Он, действительно, получает удовольствие от даже плохо сделанной, но искренней детской постановки на сцене. Я вижу, как часто ему хочется в столовой с ребятами поговорить. И как они к нему относятся. 

И он, наконец, стал мифом. Раньше для школьника он был один из учителей, предметник, географ. А теперь он стал чем-то совсем иным. Вот есть учителя, есть другие сотрудники школы, есть охранники, есть уборщицы. А есть дедушка! Вот есть функция, а есть звание. И то, что говорит дедушка, надо запоминать. Все остальные повторят, если им очень надо, а слова дедушки надо запоминать. 

 


>Анастасия Потоцкая, #41

На уроках литературы мы на примерах рассказов Чехова говорим о том, что можно любить человечество, а можно любить каждого человека в отдельности. И мне кажется, что Юрий Владимирович любит именно каждого человека. По крайней мере, в нашей школе. 

 


1

>Павел Довбня, #37

В современном мире порой нелегко жить без моральных авторитетов. В современной России лично для меня таковых почти нет. Разве что, может быть, Юрий Шевчук. Ну и, безусловно, Юрий Владимирович Завельский. 

Можно даже сказать, что Юрий Владимирович – это такой Лев Толстой наших дней. Его слова, его напутствия, которые он давал на протяжении всего нашего обучения в школе и лично мне, и моим друзьям, я все их помню до сих пор. Они становятся для нас неким моральным щитом, который защищает от всего, что происходит вокруг. И неким маяком, к которому хочется стремиться. 

 


>Георгий Куницын, #41

Наверное, каждый человек, который основывает что-то новое, хочет, чтобы это было идеальным. Но при стремлении человека к идеалам еще очень важно то, в каком состоянии человек приходит к финалу – ну, не к самому идеалу, идеал, понятно, недостижим, – но к тому моменту, когда его мечта уже максимально воплотилась. А доволен ли он при этом самим собой? А находится ли он в гармонии со своей совестью? 

Юрий Владимирович – яркая личность, он из тех, кто выбивается из общего ряда, герой своей эпохи. Но при этом он никогда не лез в сферы, которые являются там спорными или двусмысленными. Он посвятил себя одной из самых благородных, непререкаемых и самых необходимых профессий. 

И вот, был такой случай. Год назад выпускалась моя двоюродная сестра, и на выпускной пришёл мой двоюродный брат, который никогда до этого в нашей школе не был. И его самое первое впечатление, которым он потом поделился, было «Юрий Владимирович – это святой». Я тогда подумал и мысленно согласился с ним. Потому что Юрий Владимирович производит впечатление человека абсолютно непререкаемого нравственного авторитета. У меня нет никаких сомнений, что он не совершал в своей жизни подлостей. И мне кажется, что это гораздо важнее, чем даже «идеальная школа». 

  

 

Съемка интервью для фильма "Школа его мечты" 
Сергей Павловский и Александра Басель, 2015 год

Подготовка текстовой версии интервью 
Маша Нестерская, 2025 го
д