Большая Даниловка

Интервью Первому каналу, 15 июня 2012 года

Ссылка на полное интервью Первому каналу

РЕПОРТАЖ ПЕРВОГО КАНАЛА   РЕПОРТАЖ т/к "МОСКВА-24"   РЕПОРТАЖ т/к "КУЛЬТУРА"


Юрий Владимирович, еще раз Вас поздравляю с Днем Рождения, с Юбилеем! Вы более 30 лет руководите школой, а стаж работы учителем у вас более 58 лет…

62 года. Кошмар! С 1950 года.

Наверняка Вы помните свою первую школу.

Конечно, помню. Она находилась в далеком селе Большая Даниловка. Это на Украине. Помню хорошо это село и свой первый урок, и как это все было. Но для того, чтобы представить себе ту школу, нужно сначала представить себе ту эпоху, то время, 50-й год. Ну, Вы из книжек, из кинофильмов, из разных других источников, наверное, имеете представление об этом времени. Чем оно характеризуется? Голод, холод, послевоенная нищета, которая еще в эти годы, к сожалению, оставалась. Она долго над нами властвовала. Я помню, первое пальто у меня появилось примерно в 1951-м году, а так я ходил в ватнике, в стеганой фуфайке. И ребята ходили пешком в то село, в нашу школу. Это было здание бывшего земского училища, такое кирпичное, большое, двухэтажное здание, и в нем была школа, которая работала в 3 смены. Третья смена начиналась где-то в 5 или полпятого. Вот там мне пришлось начинать работать. 

Там интересные истории были. Я помню, когда в первый раз добирался в это село, то не доехал – распутица, везде огромное количество воды, грязь. Надо было часть пути идти пешком. И вот я спускаюсь с пригорка, а внизу уже это село, очень большое село. Спускаюсь, и тут мой путь преграждает довольно большой ручей, достаточно глубокий. Как перейти его, я не знаю – я городской житель, у меня туфли, шляпа, вообще я выглядел странно в этом природном антураже. На том берегу стоит парень лет восемнадцати, у него высокие резиновые сапоги до колен, и он переносит всех с одного берега этого ручья на другой. Делают люди это очень просто: они садятся ему на спину, обхватывают руками его шею, и он таким вот образом их переносит. За соответствующую мзду, разумеется. Мне ничего не оставалось сделать, как воспользоваться той же самой услугой. И когда он меня перенес, то спросил: «Ты куришь?» Я сказал: «Курю», и он попросил папиросу (сигарет тогда не было). И я в качестве благодарности за услугу подарил ему коробку «Казбека», в то время это были дорогие, прекрасные папиросы. 

Таким образом добрался до школы – мокрый, весь грязный. И где-то через 2-3 дня пришел на свой первый урок. Надо хорошо себе представлять, в каких условиях он проходил. Электричества не было, на учительском столе стояла керосиновая лампа. Центрального отопления, разумеется, тоже не было. В классе стояла старая, еще дореволюционная плита, обложенная глазурованной плиткой. Она топилась дровами, и это было очень приятно. Дрова трещали, пламя отражалось на потолке, на стенах. Из одного угла до другого крестообразно висели веревки. Весной и осенью дети часто приходили в школу все мокрые –дождь, слякоть, здесь же раздевались, снимали портянки, девочки снимали чулки и все это вешали на веревки. И пока вещи сушились, они сидели босиком. В классе было, на самом деле, тепло. 

Так начался мой первый урок. Он проходил при свете вот этой керосиновой лампы, которая стояла у меня на столе. Ну, чего-то говорил, что-то рассказывал. В классе стояла абсолютно мертвая тишина, и меня это обрадовало, я подумал: «Как хорошо ребята меня слушают, наверное, я говорю интересные вещи, и им это нравится». Через некоторое время я решил пройтись по классу в задние ряды, которые плохо освещались тусклым светом лампы. И когда я прошел туда, только тогда сообразил, почему была такая тишина. Ребята играли в карты, девочки что-то вязали, что-то вышивали. Я-то думал: «Какой же я прекрасный учитель, как хорошо говорю, как прекрасно ребята меня слушают», но тут все встало на свои места. 

Я ведь вообще не собирался быть учителем, я учителем стал случайно. И вот только эти дети из украинской школы, многие из которых стали моими друзьями, вот именно они, эти дети, сделали меня учителем. Без них я бы никогда учителем не стал бы. И я им очень благодарен.

А как они Вас сделали учителем?

Вопросами, которые они задавали на уроках, нарушениями дисциплины, с которыми мне приходилось бороться, хулиганством некоторых ребят, с которыми я провел за 5 лет немало многочасовых бесед. Это даже трудно сосчитать по времени, сколько же я с ними разговаривал…

То есть Вам все это понравилось?

Да. И детям, и мне это понравилось. И где-то через год я понял, что я буду учителем. Я просто не смогу уже быть каким-то другим человеком. На каникулах я скучал по ребятам. Понимаете, там много было хороших ребят. Как теперь сказали бы, то были педагогически запущенные дети, они в течение войны нигде не учились. Ведь вся Украина была оккупирована. Многие из них соскучились по знаниям, им было все интересно. И я почувствовал, что я им нужен. Эта мысль сначала привязала меня к учительской профессии, а потом сделала учителем. Тогда я понял, что настоящий учитель рождается не на студенческой скамье, он рождается только в живом общении с живым ребенком.

Имея такой опыт, наверняка у Вас есть какие-то принципы понимания того, каким должен быть учитель.

Вы знаете, об этом нужно говорить долго. Учитель – это и доброта, и умение чувствовать другого человека, и умение его понять, и умение объяснить так, что даже очень сложные вещи ему оказываются понятными. Много всего. Но самое главное заключается вот в чем. Учитель – это человек, которому должен быть интересен другой человек – ребенок, подросток, юноша, девушка. Если у человека есть такой интерес, то это может служить основой для того, чтобы стать учителем. Хорошим или плохим, это уже другой вопрос. Но ты учителем будешь. 

Не обязательно любовь, но интерес необходим. Ребята ведь очень разные: есть умные дети, есть глупые дети, есть воспитанные дети, есть хамы, есть добрые дети, есть злые дети. И никто не может заставить учителя любить каждого из них. Но если есть интерес, тогда ты сможешь стать учителем, а если интереса нет, тогда, как бы ты не старался, ты учителем не станешь. Потому что любые дети тебя быстро раскусят и таким же образом будут к тебе относиться. 

Человек, становясь учителем, должен следить за ростом ребенка, его должны радовать его успехи, его достижения, его радости. Он должен огорчаться его бедами, нужно уметь жить этими бедами, огорчаться его поражением, каким-то ошибками, помогать ему их преодолевать. Это все идет от интереса к человеку. 

А некоторых можно и любить, и это совсем не плохо. Я думаю, что у каждого нормального учителя таких ребят немало. Надо только не создавать так называемых любимчиков. Это когда другой ребенок понимает, что этот учитель недодает ему, потому что все лучшее отдает другому ученику, которого любит. Это страшная вещь. Этого нельзя допускать. 

А Вы помните самый счастливый день в Вашей карьере, в жизни?

День мне такой трудно вспомнить, много было таких счастливых дней. Самые счастливые, наверное, это дни, когда ребята делят с тобой радость той жизни, в которой мы живем. 

Вы грустите, когда дети выпускаются?

Конечно. Если с пятого класса они учатся здесь семь лет, за эти семь лет привыкаешь же к ним. Они привыкают ко мне, к своим учителям, а мы, в свою очередь, привыкаем к ним. Это же естественное чувство. 

В одной из Ваших статей Вы как-то говорили, что учитель – это судьба. Почему?

Когда молодой человек выбирает профессию, он может себе примерно представить, как он будет в ней выглядеть. А в учительской профессии это очень трудно сделать. Как мне кажется, подавляющее число хороших учителей стало ими случайно. Просто стечение обстоятельств было таким, расклад этой жизни выпал на учительскую профессию. Я видел много хороших учителей, которые в молодости, когда им было 17 лет, не мечтали быть учителями. 

Подводя итог Вашей педагогической деятельности, что Вы можете сказать?

Я не могу сказать, счастлив я или нет. Для меня понятие счастья очень сложное. Да, вот сегодня я счастлив, что будет завтра, послезавтра, через десять дней, через год, мне трудно сказать. Сказать, что я счастливый человек тоже не решаюсь. Я просто человек, который должен был выполнить то, что ему положено было… Если бы я был верующим человеком, то сказал бы, от Бога. Но то, что судьба мне велела делать, я это делал. Старался делать хорошо. Вот и все.

 

Юрий Владимирович ЗАВЕЛЬСКИЙ
2012 год
Записала Наташа Жигарева, 9Г

1

85ЛЕТИЕ Ю.В.ЗАВЕЛЬСКОГО в 2012 ГОДУ
СТРАНИЦА Ю.В.ЗАВЕЛЬСКОГО НА САЙТЕ 1543
WWW.1543.RU