ФИЗИКА

Предлагаемый комплект задач является ориентировочным вариантом. На экзамене будут предложены другие задачи, однако структура вари- анта (количество, тематика и сложность задач) изменится незначительно.

Экзамен будет происходить в форме устной сдачи задач по письменным решениям. Каждый ученик решает задачи письменно и по мере их выполнения "защищает" свои решения устно. За все время экзамена (примерно 3 часа) ученик встретится с несколькими экзаменационными комиссиями, каждый раз успехи ученика фиксируются. Возможна повторная сдача нерешенных или не полностью решенных задач. Решать все задачи варианта не обязательно, однако, чем больше задач решено - тем лучше будет результат. Имеет смысл начинать работу с задач, которые представляются наиболее легкими. Экзаменационные комиссии имеют право задавать дополнительные вопросы в пределах программы.


1. Что общего между слипанием листов бумаги, пайкой и сваркой металлов? Что различного? Объясните подробно на основе представления о молекулах.

2. Покупатель хочет купить на рынке килограмм изюма, причем выясняется, что у продавца неисправны весы: при размещении на чашах двух килограммовых гирь одна из чаш перевешивает. Предложите способ точного взвешивания гирь одна из чаш перевешивает. Предложите способ точного взвешивания килограмма изюма, чтобы в убытке не оказался ни покупатель, ни продавец. Внутреннее строение весов считается недоступным. Гири массой менее килограмма отсутствуют.

3. Первую треть пути турист шел по шоссе со скоростью 6 км/ч, а остальной путь - через бурелом со скоростью 3 км/ч. Определите среднюю скорость туриста и постройте графики зависимости скорости от времени и пути от времени.

4. В U-образной трубке налита ртуть, в одно колено трубки доливают столб воды высотой 26,2 см. На сколько повысится при этом уровень ртути во втором колене? Плотность ртути 13600 кг/куб.м. Как бы изменилось решение задачи, если бы площадь сечения трубки, в которую наливали воду, была в 4 раза больше, чем у второй трубки?

5. На дне сосуда, заполненного 100 граммами спирта, лежит пластмассовая деталь. Сколько воды надо добавить в сосуд, чтобы деталь всплыла? Плотность спирта 800 кг/куб.м, плотность используемой пластмассы 850 кг/куб.м.

6. Объясните существование времен года на Земле. Всегда ли на планете должны существовать времена года?

 

Программа к экзамену по физике
физико-химического профиля

I. Предмет физики, язык физики Физические явления, их классификация. Наблюдение, эксперимент, гипотеза. Физические величины, их измерение, единицы измерений. Взаимные зависимости физических величин, различные языки их описания (с помощью слов, графика, формулы).

II. Основные сведения о строении вещества Молекулярная гипотеза и эксперименты, лежащие в ее основе. Диффузия; растворение; испарение. Броуновское движение. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Силы взаимодействия между молекулами. Различие строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение явлений на основе гипотезы о молекулярном строении вещества. Состав атмосферы.

III. Пространство Измерение основных физических величин, характеризующих пространство: длины, площади, объема. Связь между этими физическими величинами для простейших геометрических фигур (прямоугольник, параллелепипед, окружность, круг, цилиндр). Перевод единиц измерения площади и объема.

IV. Механическое движение и его описание Механическое движение, путь, траектория. Относительность движения. Равномерное движение. Скорость равномерного движения. Описание равномерного движения с помощью формул и графиков. Средняя скорость неравномерного движения.

V. Взаимодействие тел Инертность тел. Взаимодействие тел как причина изменения их скорости. Масса тела. Плотность вещества. Сила, ее векторный характер. Виды сил (сила тяжести, сила упругости, вес, сила трения). Равнодействующая. Давление.

VI. Гидро- и аэростатика Давление жидкости. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Выталкивающая сила, ее причина и способ расчета. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

VII. Основные сведения из астрономии Земля как одно из тел Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Планеты, их спутники. Причина солнечных и лунных затмений. Причина смены дня и ночи и смены времен года. Причина наличия полярного дня и полярной ночи. Солнце как одна из звезд нашей галактики.