УРОКИ САМОИРОНИИ

/ Сергей Павловский о Cорокалетии гимназии 1543 /
 

"Ребенка учит то, что его окружает"
ЛД

1. ФОРМАТ ПРАЗДНИКА

Большое видится на расстоянии, и месяц - еще не тот срок, с которого возможно оценивать прошедшее 28 ноября 2015 года сорокалетие нашей школы. Это третий по счету Большой юбилей после 25-летия и 30-летия, и сравнивать его имеет смысл только с ними. 10-летие, 20-летие и 35-летие тоже весьма памятны тем, кто их застал, но "Большой юбилей" отличается от даже очень хорошего, эмоционального, памятного и масштабного школьного праздника принципиально - на "Большой юбилей" приглашаются ВСЕ выпускники школы за все годы ее существования. Соответственно, год от года, десятилетие от десятилетия это все более и более сложное мероприятие, ведь выпускников все больше. И не только больше количественно, но раз от раза все больше разброс по возрастам и интересам, все меньше общих учителей и, как следствие, все сложнее найти общую для всех волну, соединиящую интонацию. Думаю, что формат прошедшего "Большого юбилея" (красивое просторное помещение, раннее начало, свободное общение + общая концертная часть + фуршет для желающих) при всех его тактических сбоях, стратегически был выбран абсолютно верно. Что же касается "общей волны", то и ее временами удавалось нащупывать, благодаря в первую очередь тому, что на Сорокалетие пришли все-таки те выпускники, которые эту волну сами и хотели найти. 

На самом празднике и после него было сказано уже так много слов, что мне остается прибавить к ним совсем чуть-чуть - это пара собственных личных впечатлений и пара необходимых слов о тех, кто этот праздник организовывал и проводил, но остался за кадром - о Ларисе Давыдовне и учениках старших классов.

 

2. РЕПЕТИЦИЯ В ЗАЛЕ АКАДЕМИИ НАУК

Главное, что я понял для себя в этот день 28 ноября 2015 года, что на любом празднике гораздо приятнее быть гостем, чем попасть в "почетные ряды" его организаторов. Потому что я как зашел в 11 утра на пять минут в зал проверить звук и изображение, так больше из него и не вышел ни разу до окончания концертной части в 21 – и ни тебе шампанского, ни тебе стендов в фойе, ни тебе селфи с Максимом Галкиным, ни каких прочих прелестей встречи выпускников. Академия Наук - хорошее место, зал и фойе всем понравились, но кажется, еще ни одна школа не проводила там юбилея, или другие школы покладистее, потому что техники и администраторы зала были в тихом ошеломлении от фонтанирующей разноголосицы и несусветной сутолоки учеников и выпускников 1543. С 10 утра в зале шли репетиции всех выступавших на празднике команд. 

"Скажите, а зачем вам нужно подключать сюда еще и третий ноут для видео?" - "Ну как зачем - тот ноут для выступления учителей и учеников, этот для общих роликов, этот принесли выпускники 24-й параллели, а этот - 22-ой!" - "А почему они все не могли на один все заранее записать?" - "Заранее?! Смеетесь? Да они сегодня все только впервые встретились за много лет! И то, пока еще не все."

"Скажите, а это кто?" - "Выпускники школы" - "Хм, выпускники же уже вроде были..." - "Да нет, понимаете, это были выпускники 40-й параллели, потом 37-ой, потом были выпускники девяностых, а это - 16-ая параллель!" - "Даааа?!...." (и полное понимание в глазах).

"Скажите, а вот у вас тут в сценарии написано "Открывается занавес, ЮВЗ выходит в луче прожектора", мы не знаем, кто такой ЮВЗ, но вот, если насчет луча, то техник не успеет" - "Не успеет куда?" - "Не успеет добежать с 1 этажа на 4" - "А зачем ему бежать?" - "Ну, он должен спуститься открывать занавес, а потом подняться - управлять лучом" - "Даааа?!..." (и полное понимание в глазах) "А занавес сам не открывается, без техника?" - "Без техника, нет. Вы думаете, это так просто - кнопку нажал, и занавес открылся?" - "Честно говоря, мы так и думали, ну ладно, давайте этот вопрос с ним решим, где он?" - "На обеде"

"Скажите, а вот тут у вас ЕДВ и АВК - это кто такие?" - "Это наши ведущие, вы их легко отличите друг от друга, ЕДВ - женщина, АВК - мужчина" - "Как-как Вы сказали? Погодите, я карандашиком помечу"

"А почему они так галдят?!" - "Ну, дети. Мы же - школа..." - "Дети?.." (С сомнением рассматривая репетирующую команду выпускников 90х)

"Скажите, кто у вас тут главный по выступлениям!" - "Главного нет" - "Как так?" - "Ну это разные команды, у каждой свой режиссер, они приходят по очереди, репетируют" - "Ну у вас же так ничего не получится!" - "Посмотрим".

"Скажите, а зачем вы закрыли все входные двери в зал?!" - "Я не закрывала" - "Но они же закрыты!" - "Да, так положено, за час до начала мероприятия запереть все двери, чтобы не ходили посторонние" - "Но наш звукорежиссер, он вовсе не посторонний, а войти не может. Он нам срочно нужен здесь!" - "Пусть идет в обход" - "Ну не только он, сейчас придут следующие, они замучаются искать ваш обход - откройте двери, пожалуйста" - "Не могу, у меня нет ключа" - "А кто может?" - "Не знаю" - "Но кто-то же их запер!" - "Наверное, администратор" - "Так скажите ему, чтобы открыл, у вас же рация!" - "Он на обеде, там не ловит..."

"Позовите вашего главного!" - "Но у нас же его нет, я же Вам уже объяснял..." - "Ничего не знаю, позовите. Это безобразие!" - "Ну что опять случилось? Только успокойтесь, пожалуйста, все в порядке" - "А это что такое?!" - "Где?" Приводит меня в третий от сцены, самый-самый VIP-ряд, там валяются вещи репетирующих, но самих репетирующих уже нет. По белым майкам с цифрами "1543" догадываюсь, что это вещи кого-то из выпускников 90х, которые уже закончили репетицию и пьют сейчас шампанское. - "Вот это что?!" (Она толкает ногой на полу ботинки, и приподнимает со стула чьи-то снятые брюки с поясом, из них вываливаются два носка) - "Ну... это..." - "Есть же раздевалки, есть гримерные! Почему тут? Чье это?!!" И я, глядя на эти два стыдливых носка на шикарных широченных креслах, привыкших принимать в свои лона в основном академиков, членкоров и генералов, пряча улыбку, произношу: "Ну, я же Вам говорил, Татьяна Севастьяновна - ну школьники же. Чего от них еще ожидать? Потерпите нас еще немного, пожалуйста!"

Да, не каждый человек способен выдержать наш праздник… Всем со стороны кажется, что в 1543 только учится сложно. А праздники праздновать, между прочим, порой не легче. Они ведь у нас не просто так, а каждый со своим особым посылом и сверхзадачами, которые вот уже сорок лет ставит перед школой Лариса Давыдовна Гуткина. 

 

3. ГЛАВНЫЙ ПО ПРАЗДНИКАМ

Роль Ларисы Давыдовны в жизни 1543 столь велика, что об этом надо говорить отдельно, не сейчас. А с другой стороны, мы все время говорим - не сейчас, не сейчас, сейчас не то, сейчас на бегу, а вот когда-нибудь потом... Но когда-то пора понять, что вся наша жизнь и есть "на бегу", что как раз только то, что "на бегу", то и есть жизнь. А мифическое "потом" никогда на самом деле не настает. И нужно все хорошее говорить сходу, как только пришло в голову, ничего не выжидая. 

Во время подготовки к Сорокалетию я внимательно наблюдал Ларису Давыдовну и поэтому, хотя мы работаем вместе уже немало лет, обратил внимание на несколько черт, которые, возможно, раньше и замечал, но чуть меньше. Первое - сколько же в ней энергии и сил, трудоспособности. Провести даже один день в школе с 1 урока до 10 вечера весьма непросто, а она это делает каждый день всю жизнь, решая миллион задач. Второе - не разбираясь ни в каких современных гаджетах, весь круг школьных дел и вопросов держит исключительно в голове, знает и помнит все и обо всех, начиная с 7"б", заканчивая семейным положением детей выпускников третьей параллели. Третье - стопроцентное пропускание всех вопросов через сердце, ничего нет такого, что было бы ей все равно, на что бы она просто махнула рукой, спокойно отключилась бы. Четвертое - поразительная (и многими отмечаемая) способность (вызывающая частые шутки на капустниках) бывать в разных точках пространства одновременно. Эту квантовую способность ЛД характеризует, например, одна из ее телефонных фраз (цитирую дословно ее абсолютно серьезный тон делового телефонного разговора): "Да, хорошо, тогда приходите завтра в гимназию, мы решим это вопрос. Когда и куда именно Вам подходить? Приходите к 15 часам и попробуйте найти меня в моем кабинете". В этой фразе, сказанной не на показ, без свидетелей, а именно по делу, вся сущность Ларисы Давыдовны. Пятое - невероятная скромность. Кто только не поднимался на сцену в день Сорокалетия в течении пяти часов, чего только там не творил, но только не человек, который все это затеял, много лет готовил и все организовал. Зная Ларису Давыдовну, можно точно сказать, это не та скромность, что "паче гордости", а настоящая - от того, что не сочла нужным, а не от того, что ждала, пока позовут сами. И на финале вечера, конечно, позвали. Не могли не позвать. Наконец, шестое - это умение всегда отвечать на поставленные вопросы. Это означает, что если ты вопрос задал (деловой вопрос, не про погоду), то ты тут же получаешь на него или ответ или сообщение о том, когда этот ответ будет обдуман и готов, и после, когда подходит время, ты этот ответ всегда получаешь. Это одна из самых необходимых черт руководителя - любому, от вожатого в школьном походе до командира подразделения в армии, нужно уметь быстро выбирать единственное решение из многих возможных. Да, наверное, этот выбор получается не всегда самым лучшим, но "лучшее решение", когда все уже позади, сформулировать не большой фокус, а вот решать на ходу, на бегу, исходя только из текущей ситуации, брать ответственность за это решение на себя - вот задача командира. В школе ведь все как в жизни - "a la guerre comme a la guerre", "и вечный бой, покой нам только снится". 

А еще, мне недавно попалась на глаза статья Ларисы Давыдовны в научно-методическом журнале "Классный руководитель", в статье такая фраза: "Делайте праздники не ДЛЯ детей, а ВМЕСТЕ с детьми". Как же лаконично и точно можно описать все то, что мы много лет знаем и видим на праздниках 1543, пытаясь понять, в чем же секрет этих праздников, которые славят нашу школу не меньше, чем победители олимпиад и ЕГЭ, потому что именно на праздниках, возможно, отчетливее всего и бросается в глаза та сила, которая побуждает учеников побеждать на олимпиадах и ЕГЭ, а учителей продолжать работать сорок лет. Лариса Давыдовна знает этот секрет и делится им со всеми нами. Готовясь к празднику Сорокалетия она стремилась к тому, чтобы никто из школьников старших классов не остался в стороне, чтобы каждый класс и каждый ученик смогли поучаствовать, придумывала задание каждому. Кроме непосредственно своего выступления на сцене, школьники еще собирали материалы для выставки, писали статьи о своих учителях в рамках проекта "учитель - это судьба", собирали информацию о выпускниках, вытаскивали, перевозили, расставляли в 9 утра всю бесконечную Летопись 43 школы, потом забирали ее из Академии наук, регистрировали выпускников, дежурили по лестницам и по сцене, фотографировали, крутили ролики ролики и песни, рассаживали гостей. По сути школьники работали для того, чтобы у нас, выпускников, получился отличный праздник. Хочется теперь поблагодарить их за это. 

 

4. ОБРАЩЕНИЕ К УЧЕНИКАМ ШКОЛЫ 
                         (или что такое "ВСТРЕЧА ВЫПУСКНИКОВ")

Спасибо вам, старшеклассники, от нас, выпускников, за вашу помощь в проведении юбилея! Мы это очень ценим. Мы внимательно следим за вами - потому что любуемся и ревнуем одновременно. Вы продолжатели нашего общего дела, в котором и мы принимали когда-то участие, поэтому Ваши успехи и удачи имеют и к нам какое-то, пусть и очень косвенное, отношение, и именно от этого, пожалуй, мы совершенно искренне всегда радуемся за вас, когда узнаем о ваших новых успехах и достижениях. А легкая ревность к той любви, с которой наши учителя относятся теперь к вам, заставляет и нас самих не сидеть на месте, почивая на заслуженных лаврах, а бороться и дальше, искать выражения своей любви к школе все в новых и новых формах. 

И не огорчайтесь, если вам на Сорокалетии показалось, что не всем выпускникам было все время интересно происходящее в зале на Концертной части. Понимаю, что для вас, привыкших к Дням Культуры и Гимназии, к той напряженно внимающей и внимательно-вежливой атмосфере в Актовом зале 1543, немного дико то, как можно бродить, не слушать, бегать в буфет во время выступлений своих одношкольников. И уж точно вам должно быть непонятно, как можно прийти на школьный праздник, но не пойти на Учительский капустник. Я сейчас попробую взять на себя неслыханную дерзость говорить от лица других и попытаюсь немножко объяснить вам, что такое "Встреча выпускников", и почему на ней происходящее в Фойе на порядок важнее всего происходящего в зале. 

За свою жизнь человеку приходится не раз знакомиться с новыми людьми, сближаться с ними, а затем расставаться. Это происходит и в 10 лет, и в 50. И все встреченные за жизнь люди, конечно, оставляют навсегда в человеке свой след. Но два фактора делают твою жизненную встречу-расставание именно с одноклассниками особенной, отличной от всех остальных. Первый фактор - это возраст, самый бурный в развитии личности - 14-18 лет, второй - ее массовость, не один, не два, а десятки человек были тебе очень близки, а потом внезапно исчезают из твоей жизни. Исчезают не все, но очень-очень многие исчезают из жизни непременно. Это бывает очень больно, но ничего не поделаешь, как ни старайся - всех не сохранишь, расставание неизбежно, как закон природы. А вот "Встреча выпускников" - это мероприятие, которое на самом деле в чем-то этот закон природы нарушает, как нарушаются законы природы в сказке о Спящей красавице, когда целый мир консервируется, заспиртовывается, засыпает неизменным на годы, десятилетия. Этот спящий параллельный иллюзорный мир, мир твоего детства, мир, где все осталось, как было раньше, он порой очень согревает нас здесь, в этом мире не иллюзорном и перпендикулярном. Но ходить по нему слишком часто или слишком далеко небезопасно. В нем возможны совершенно невероятные столкновения. При встрече с человеком из детства взрослые люди, давно зашитые в броню своих профессиональных узкокроенных костюмов, иногда вдруг открываются малознакомым, но таким близким когда-то людям, вдруг не бояться открыть им то, что давно от всех прячут. Или наоборот - так много важного было недосказано между ними в школьном отрочестве, а теперь все так легко сказать - потому что с годами стал то ли смелее, то ли циничнее. Точнее всего подобное описано в сказке Шварца, когда после многих лет встречается пара давно немолодых людей: "Зачем Вы уехали тогда с бала?" - "А зачем вы целовались тогда с этим парнем?" - "Чтобы отомстить. Вы же танцевали с тогда с другой." - "Ну... Танцевать прилично." - "Но Вы же не просто так, Вы шептали ей что-то на ухо." - "Я шептал ей: раз, два, три... Она все время сбивалась с такта." - "Смешно." - "До слез." Да, безусловно, для такого разговора нужна не только сама неожиданная встреча через много лет, но и особая атмосфера, вызывающая откровенность и рефлексию. В сказке это искусственно засыпанная снегом горная гостиница, а на "Встрече выпускников" такую атмосферу рефлексии создают стены школы, лица учителей и других людей твоей юности. 

У всех, конечно, все по-разному, но важно понимать, что "Встреча выпускников" - это совсем не обязательно всегда только веселый праздник, хлопание друг друга по бокам, поцелуи, фотографирование и выпивание. Это часто еще и большая внутренняя работа души. Для кого-то это важная переоценка своих друзей - вот этот, кому в школе все смотрели в рот, как пророку, просто ведь балабол и фанфарон, который кажется умным только пока кого-то бранит, а ведь доброе слово о других сказать всегда сложнее, это далеко не каждый умеет, а вон тот - наоборот, совсем неприметный в школе, с которым тебе и общаться не очень хотелось, потому что у него все время слюни изо рта текли, похоже, очень цельный и неплохой человек. А от переоценки людей из своего детства (друзей ли, просто знакомых ли, соперников ли, да и от переоценки учителей тоже) неизбежно переходишь и к переоценке себя самого. Общаясь с ними ты видишь и себя тогдашнего, себя, от которого, возможно, стремился убежать и измениться, а, возможно, наоборот, которого случайно упустил, или и то, и другое одновременно. А тот поцелуй самой красивой девочки из параллельного класса, о котором ты мечтал годами, которого так тогда и не добился, и который так легко, почти на бегу, достался тебе теперь - теперь, когда он тебе совсем и не нужен – он скорее всего, принесет тебе после больше тоски, чем радости... 

Так что, школьники, не сердитесь на нас - выпускников! Вам ведь тоже все это когда-нибудь предстоит испытать. И тогда вы узнаете сами, что же такое самое важное, что происходит на Большом юбилее там, в Фойе, во время концертных номеров, песен и танцев. Ну и тогда обязательно выпьем вместе с вами ваш (законный уже тогда) бокал шампанского, выпьем за это понимание. 

 

5. УРОКИ САМОИРОНИИ

Ну а тем, кто дождался и выдержал всю концертную программу в пять часов - тем отдельное уважение. Вы герои. Пришло время поговорить и об этом. Потому что все сказанное выше в равной степени относится и к 25-ти и к 30-летию, а что же отличает именно 40-летие? Я помню на 25-летии группы выпускников разных десятилетий (или пятилеток?) на сцене вспоминали свою эпоху, это было все вроде бы частями и весело, но в целом - очень всерьез. На 30-летии очень серьезно рассказывали о разных аспектах гимназии - ее био-мат-гум отделениях, о театре, о походах, отдельно рассказывали о практиках и т.д. А сейчас как будто все было немного не всерьез. Все немного хаотично. Как-то даже на первый взгляд и не поймешь - а о чем нам рассказывали со сцены? Вроде всего было много, вроде даже и не скучно. Но в чем стержень? В чем сверхзадача? Ведь каждый школьный праздник - он о чем-то, это ведь не просто - собрались, повеселились и разошлись. Вот если бы мы встречались в кафе только с учителями и выпускниками - тогда да. Но "школьный праздник", то есть такой, на котором присутствуют школьники, это всегда не только праздник, но еще и урок. Любое общение с детьми - урок. Что бы вы не делали - преподавали географию, шли бы с ними в поход или в кино, просто болтали бы - любое общение взрослых с детьми это всегда урок. Не всегда, разумеется, это урок положительный. 

И вот ты сидишь в зале и думаешь - как часто люди становятся смешны именно от того, что относятся сами к себе чересчур серьезно. Порой встанет на дружеском дне рождения кто-то говорить тост - и говорит, и говорит, и минуте на десятой ты вдруг спохватываешься, что он давно уже говорит не об имениннике, а сперва "об имениннике и себе", потом "о себе и имениннике", а под конец и вовсе - только о себе любимом. Так и вот этот выпускник - ну о чем он говорит пятую минуту - о школе или о себе? То, что он много добился благодаря школе, это конечно здорово, но обязательно ли прямо сейчас перечислять все, учитывая, что тут весь зал точно таких же выпускников и каждый чего-то да добился? А вот и еще один, точно такой же, хоть и на пару десятков лет моложе - ну прямо клон первого, и тоже все про себя да про себя. Ну хорошо, вот вы так искренне-восторженно публично радуетесь собственным успехам - в какой хороший ВУЗ вы поступили, благодаря школе, и так далее - это все, конечно, здорово. А не задумывались ли вы, почему учителя 1543 ни слова не сказали за весь праздник о своих успехах за последние 10 лет?! Ни о том, сколько учителей за это время получили звание "Заслуженных", а директор, наконец, и звание "Народного учителя", ни слова о том, сколько у кого из учителей победителей всероссийских олимпиад и других достижений в сфере образования, директор в своей вступительной речи почему-то ни слова не упомянул о том, что гимназия все последние годы занимает верхние строчки московских и российских рейтингов, а говорил почему-то о человеческих отношениях. Почему? Ну, если самим неудобно себя хвалить, то почему бы не сделать так, как это обычно делается - почему бы не организовать серьезный юбилей серьезной организации всерьез - не позвать представителей министерства, РОНО, департамента, управления, округа, которые под фанфары вручали бы не последней в столице гимназии какую-нибудь важную грамоту, пузатую вазу или почетный юбилейный орден?! Да, Юрий Владимирович вручал учителям медали, но вы помните за что именно были те медали? Не за "педагогические достижения", а "за верность гимназии" - вручал он их тем, кто работает в 43-й десятки лет, и вручал поэтому одновременно и знаменитым учителям, авторам многих учебников, и простым уборщицам! И что, скажут нам, вы собрали такую уйму народу, сняли такой пафосный шикарный зал, где обычно заседают только академики да генералы милиции, чтобы наградить своих уборщиц, завернуться в пледы и потанцевать??

И вот это великое качество нашей школы. Великое! Мы не всегда его ценим. Господи, да ведь они и нас, уже давно взрослых людей, все продолжают и продолжают учить! Не математике и русскому языку, но учить своим примером "традициям человеческих отношений" во главе которых - Самоирония. Снова и снова не ленятся показать нам прописные истины, которые мы и сами интуитивно ощущаем еще со школьных времен, но редко формулируем в явной виде: "чем с большей серьезностью ты сам говоришь о своих успехах, тем ты смешнее, а чем больше иронизируешь над собой, продолжая при этом упорно трудиться, тем больше к тебе уважение". Сорокалетие открылось словами Юрия Владимировича о человеческих отношениях, а закончилось через пять часов его же словами после учительского капустника: "Человек, который умеет смеяться над собой, непобедим. Самоирония наших учителей меня, да и нас всех, безусловно, подкупает - поэтому я каждому из них верю до конца." И все было пронизано этой Самоиронией, с самого начала до самого конца - и награждение медалями, и вступительные подводки ко всем номерам Елены Дмитриевны и Алексея Валерьевича, и сердечно-ироническая речь Максима Галкина, и еврейская сюита, и все речи самовлюбленных выпускников тоже оказались не лишними, тоже встроенными в этот общий сверх-сценарий, как контр-примеры, и так часто похожие на тех или иных зверей замашки учителей тех или иных направлений, так ловко пойманные в кривое зеркало их учениками, а в Хлестаковском монологе из "Птицы тройки" сверх-пафос 1543 достигает таких немыслимо космических размеров, что сам собой филигранно оборачивается собственной противоположностью - практически мольбой несчастного Бобчинского-Добчинского: "И скажите там им всем, во дворцах и на других планетах, что есть на свете такая гимназия - 1543..." 

А в самом-самом финале, когда уже прошел и капустник, и феерически-грандиозный "Танец поколений", и финальная Круговая песня Сорокалетия, и зал был полон огнями тех, кто столько лет ждал этой важной для каждого встречи - огнями телефонов и огнями собственных душ, которые светились не менее ярко, и по очереди на огромной сцене поклоны взявшихся за руки выступавших - старшеклассников, выпускников, старших выпускников и наконец - учителей. Учителей, только что изобразивших перед нами одну из поучительных ветхозаветных историй о том, что путь служения не заканчивается покоем, на нем нельзя забронзоветь и застыть, по нему можно только или идти вперед, или свернуть в пустыню. И вот так, взявшись за руки все вместе в своих бедных рубищах и плащах, засыпанных аравийским песком, из конца в конец огромной сцены - они доходят до края, на несколько секунд замирают с поднятыми руками, жмурясь от ослепляющего, но неопаляющего света софитов, и затем разом все склоняются в глубоком поклоне перед нами, простыми смертными грешниками. И перед тем, как окончательно проснуться, только успеваешь поймать еще одну, самую последнюю из мыслей, силясь вспомнить цитату и неизбежно переиначивая ее на свой лад - "а ведь вот этот Поклон Учителя перед своими недостойными учениками, ведь это уже что-то не из Ветхого, а из Нового, что-то про омовение ног и про то, что, кто хочет быть из вас первым, тот пусть будет последним, и кто хочет быть господином, то пусть будет всем слугою, а кто хочет говорить всерьез - пусть чаще улыбается и смеется над самим собой". 

 

 

 

 


 

POST SCRIPTUM

I hope someday you'll join us
And the world will be as one

 

 

 

ССЫЛКА НА РОЛИК "ВСТРЕЧА ВЫПУСКНИКОВ"

 

 

 

ДРУГИЕ ТЕКСТЫ С.ПАВЛОВСКОГО О 1543

 

 

СТРАНИЦА 40-ЛЕТИЯ ГИМНАЗИИ

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА