Экскурсия по школьному музею



Этот текст написан к 35-летию гимназии и озвучен в пятницу, 1 октября на праздновании дня учителя. Представьте себе, что мы находимся в 2090-м году и посещаем мемориальный музей гимназии №1543...

Здравствуйте, дорогие экскурсанты!
Мы находимся перед входом в мемориальный музей Московской гимназии № 1543 на Юго-Западе. Перед вами – здание типового проекта московской школы конца 60-х – начала 80-х годов прошлого века, известного, как «самолетик». Наша экскурсия посвящена истории этого славного учебного заведения. Представьте себе, что в его классах и коридорах когда-то звучали бодрые детские крики и строгие учительские голоса, и следуйте за мной.
Мы входим в вестибюль гимназии. Желтый кружок на дверях был не всегда, он появился не ранее осени 2010 года. Происхождение и смысл его не вполне ясны. Возможно, он как-то связан с солнечным культом. Другая версия утверждает, что это элемент магического культа, призванный охранять школу от злых духов. В любом случае, он помогает не ошибиться дверью.
Мы с вами входим в вестибюль гимназии. Перед нами – скульптурная композиция неизвестного автора. Три фигуры в центре композиции условно называются «дежурный администратор», «дежурный учитель» и «Софья Филипповна Либерова». Посмотрите – губы последней скульптуры как бы произносят фразу: «Молодой человек, сними шапку!». Нетрудно заметить, что композиция создана по мотивам более ранней и более известной скульптурной группы «Лакоон и его сыновья». Она символизирует борьбу Порядка и Хаоса.
Обратим свои взоры на противоположную стену. Вы видите большое мозаичное панно, которое называется «Директор гимназии Заслуженный учитель РФ Ю.В.Завельский дает заместителю директора гимназии Заслуженному учителю РФ Л.Д.Гуткиной руководящие указания по внесению изменений в план учебно-воспитательной работы в присутствии членов административного совета. Среда, 15 часов 43 минуты по московскому времени». Повернем направо. Перед нами за решеткой выставка образцов ученической верхней одежды конца ХХ – начала ХХI века. Превалирует, как вы видите, зимняя одежда. Сразу хочу сказать, что выставка ученического нижнего белья того же периода расположена в соседнем здании на втором и третьем этажах, в бывших физкультурных раздевалках.
Зал №9 посвящен истории преподавания физики в гимназии. В витрине напротив выставлены подлинные личные вещи А.Ю.Волохова, а именно полотенце А.А.Ермакова, мыло Д.И.Кошкова, шариковая ручка Д.Ю.Королева и столовая ложка из школьного буфета.
Посмотрите налево. Перед нами – реконструкция рабочего кабинета завуча гимназии В.М.Виленского. Идея экспозиции позаимствована у первой сцены трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь». Перед вами сундуки: с объяснительными записками учащихся, докладными записками учителей, заявлениями родителей учащихся, объяснительными записками учителей, объяснительными записками родителей учащихся и – «шестой сундук, сундук еще неполный» с табличкой «просто макулатура». В углу за отдельным столиком – восковая фигура выпускницы, единомышленника, жены и соратника Виктора Михайловича – Ольги Эдуардовны Шейниной. Она как бы проверяет утреннюю электронную почту, поступившую из Управления образования. Обратите внимание на то, как достоверно автору удалось передать выражение одновременного возмущения, тоски и безысходности на лице фигуры.
Внимательнее смотрим под ноги – перед медицинским кабинетом скульптурная группа в натуральную величину «Пятиклассники пришли на проверку реакции манту». 29 ростовых фигур, гипс, алебастр.
Мы поднимаемся по правой лестнице. Пространство между первым и втором этажом занимает экспозиция, посвященная жизни и деятельности многолетнего руководителя кафедры обеспечения нормального функционирования учебного процесса Г.А.Буздаковой. Ведро, швабра и тряпка подлинные, халат эпохи (подлинник хранится в кладовке мужского туалета 2-го этажа).
Поворачиваем налево. При входе в левое крыло второго этажа табличка: «Здесь могла бы быть начальная школа». Зал №25 посвящен виднейшему охотнику гимназии Л.А.Кацва. На стенах и по углам – подлинные чучела злостных нарушителей школьного режима: в зубах у них сигарета, в передних лапах – банка пива, губы как будто шепчут «Я пропуск дома забыл», а в глазах ужас от встречи с Леонидом Александровичем, идентичный натуральному. У дальней стены зала – экспозиция, посвященная любимому хобби мастера, которому он всецело отдавался в перерывах между охотой: в семи шкафах вы найдете написанные им пособия по истории России.
Пройдем немного дальше. Перед нами – совмещенные залы, посвященные преподаванию информатики. Это – одно из самых теплых и трогательных мест нашего музея. Авторам экспозиции великолепно удалось передать атмосферу типичного урока. Кажется, еще минуту назад здесь были люди: дымится недопитый чай в кружках, еще не засохли крошки от вафельного торта, еще не успела вытечь начинка из только что надкушенной конфеты. Аккордеон С.Е.Дубова как будто бы только что издал последний звук, на столе В.Д.Арнольда в художественном беспорядке разбросаны сборники авторской песни и другие необходимые ему для работы пособия, на стуле Н.Н.Любимовой сиротливо лежит как бы забытый кулечек с косточками для собачки Микеньки.
Соседнее помещение занимает экспозиция «Семья Букиных». Через пуленепробиваемое стекло вам хорошо видны подлинные ведро с водой, тряпка и полустертые формулы по тригонометрии на последней, чудом сохранившейся в этой школе коричневой доске для мела.
Остановимся на секунду перед дверью соседнего кабинета. На стенде перед нами 12 вариантов тарификации, составленных в сентябре 2010 года О.И.Голубковой. За сухими цифрами перед нами в полный рост встают подлинные трагедии этой эпохи.
Пройдем дальше по второму этажу. В маленьком зале №23 осмотрим голограмму «Е.А.Чернышова за столом И.В.Раскиной в кабинете А.В.Хачатуряна проверяет работы учеников Д.А.Коробицына». В зале 22 все подлинное – роскошная кожаная мебель, суперсовременная аудио- и видеотехника, богатые сервизы; все это создает абсолютно ложную атмосферу краткого отдыха сотрудников гимназии в перерывах между уроками. По слухам, здесь основатель и директор гимназии частенько скрывался от коллектива. По праздничным датам здесь же якобы происходили коллективные нарушения трудового законодательства и профессиональной этики.
Залы 20 и 21 повествуют нам о роли английского языка в жизни гимназии. На этом стенде вы видите фотографии трогательных, хотя и безграмотных надписей на английском языке, обнаруженных сотрудниками музея под слоями краски в школьных туалетах. Карта на стенде №2 показывает страны, посещенные Галиной Тихоновной и Светланой Владимировной во время летних поездах с учениками. Обратите внимание, как мало на ней свободного места. Полустоптанные туфли для степа и лист фанеры, принадлежавший Е.С.Богдановой, в витрине №3 рассказывают нам еще об одной страничке жизни и деятельности этого замечательного методического объединения.
Пройдем дальше, в правое крыло. Здесь царство немецкого языка. В углу – чучело ученика гимназии им Лессинга г.Дёбельна, приехавшего по программе академического обмена. На голове у него ушанка, в передних лапах – балалайка и матрешка, символы русского гостеприимства. На стене у зала №15 – картина неизвестного художника-баталиста «Н.А.Михалева принимает 8-ю пересдачу зачета у 11-классников Баранова и Пономарева». Холст, масло, кровь бычья натуральная концентрированная.
Проследуем на третий этаж по левой лестнице. Между этажами экспозиция подлинного расписания липовых объединений дополнительного образования – кружков, факультативов, дополнительных занятий. В витрине также выставлены образцы журналов и программ деятельности вышеуказанных объединений, также не имеющие никакого отношения к реальности.
Повернем направо. Здесь безраздельно царит математика. На стенах – портреты заслуженных членов кафедры, в залах №№ 28-30 выставлены подлинные циркули, угольники и перечеркнутые крест-накрест красной ручкой ученические работы, как бы еще хранящие тепло рук М.А.Буланян, Т.И.Даниловой и О.И.Тепловой. По странной прихоти составителей экспозиции здесь же почему-то экспонируются подлинные таблицы результатов школьных интеллектуальных игр и КВНов.
Важнейшему из языков – великому и могучему – посвящены залы №№31, 32, 37, 38, 45 и 47. Обратите внимание на подлинные вещи: любовно выполненную корявыми детскими ручками инсталляцию «Семь кругов ада О.Е.Потаповой», портрет неизвестного Некрасова из собрания И.В.Дорожинской, шаль и недопитый чай Е.Д.Волжиной, любимый ксерокс С.Ф.Либеровой. Здесь также выставлены некоторые предметы и фотографии, повествующие о насыщенной театральной жизни гимназии: самопадающие ширмы, помнящие весь современный и классический репертуар, портреты учителей и выпускников в гриме, обломки подсвечников, сабель и обрывки париков.
На стене у зала №35 выставка, посвященная социальным благам, щедрым дождем изливавшимся на учащихся. Многочисленные образцы проездных билетов и бесконечные списки бесплатников трогательно оттеняет выделяющаяся на их фоне своей простотой и понятностью таблица Менделеева.
Зал №34 превращен в экспозицию археологии школы. На дальней стене – бережно, буквально по миллиметру вскрытая реставраторами настенная фреска работы неизвестного автора «Нечто псевдодревнегреческое на фоне псевдодревнегреческого пейзажа». Она радовала своими сочными цветами и причудливыми линиями не одно поколение школьников, пока по каким-то непонятным причинам не была скрыта под слоем недорогой масляной краски. Здесь же экспонированы: уникальная коллекция древних книг, принадлежавшая когда-то И.В.Новикову, крышки парт из школьного подвала с тщательно процарапанной рекламой чая «Липтон» (загадка, еще ждущая своего исследователя), бережно освобожденные археологами из-под слоя пыли стопки так и не дождавшихся проверки работ по обществознанию.
Зал №33 посвящен таинственной загадке. Пожилые выпускники гимназии вспоминают, что в этом кабинете, отведенном под французский язык, ближе к вечеру периодически слышались сигналы горна и барабанная дробь. Мнения исследователей разделились: одни полагали, что на звуки безупречной французской речи сюда являлся дух покойного императора в окружении ветеранов Старой гвардии, другие связывали это с тем, что в 1975-89 гг. здесь располагалась пионерская комната.
Спускаемся вниз и вновь останавливаемся перед мозаичным панно «ЮВ дает накачку ЛД», как его несколько фамильярно для краткости называют сотрудники музея. Теперь наш путь лежит по переходу в соседнее здание. В переходе – постоянно обновляемая художественная экспозиция бесчисленных работ Н.А.Михайловской. Сейчас вы можете осмотреть 132-ю выставку работ раннего периода творчества плодовитого автора под названием: «Гимназические мотивы в творчестве Лидии Чарской глазами художников-конструктивистов юго-западной школы». В начале экспозиции в зале №11 – мемориальная мастерская художницы. На столе вы видите ее рабочие инструменты: ноутбук, проектор и словарь английского языка.
В зале №10 обратите внимание на бесценный экспонат – холодильник конца ХХ века. В его открытом пространстве пытливый взгляд заметит бережно собранные сотрудниками музея свидетельства повседневной жизни сотрудников гимназии – кусочек тортика Эдуарда Суреновича, баночку с селедочкой Ларисы Давыдовны и килограмчик красной икорки Виктора Михайловича.
Продолжил тему повседневной жизни осмотром экспозиции «Столовая». Сотрудники музея бережно воссоздали трогательную обстановку милого хаоса через минуту после окончания третьей перемены. Сиротливо застыл на полу надкушенный кусочек рыбной палочки, огрызочек яблочка, корочка пирожка. Крахмальные колпаки и фартуки у раздаточной – подлинные фрагменты парадного костюма работников пищеблока. Об их нелегком труде повествуют заботливо изготовленные нашими художниками муляжи винегрета, паштета и пирожков с яблоками. Калькулятор и большая сумка с мелочью завершают осмотр, в точности так же, как это было в ту эпоху.
Напротив – небольшой закуток, любовно именовавшийся в гимназии «аппендиксом». Слева – недавно открытая экспозиция, подготовка к открытию которой потребовала многих лет напряженной исследовательской работы. В зале №13 перед нами развернуты интерьеры одного из самых потаенных мест этого здания – подпольное конспиративное укрытие Л.Д.Гуткиной. Именно здесь, ловко оторвавшись от погони и усыпив внимание охраны («охранки», как ее ласково именовали гимназисты), Лариса Давыдовна, как Ильич в шалаше, написала в тишине и в тайне свои лучшие произведения: черновой вариант выступления на педагогическом совете, посвященном коммуникативным аспектам взаимодействия классного руководителя с учащимися, неуспевающими по предметам естественнонаучного цикла, набросок самоанализа плана воспитательной работы гимназии на вторую неделю февраля 2009 года, и другие труды, нашедшие своего читателя значительно позже.
В помещении напротив, где в ранний период существования гимназии находились учебные мастерские, вы видите гордость местных краеведов – маленький зал-музей, посвященный истории Тропаревского казачьего войска. Благоговейно развешивали они по стенам подлинные предметы – свидетели героического пути бессменного походного атамана этого войска – В.В.Литвиненко: киянку, кувалду, лестницу-стремянку, шпиндель и наградное оружие – шашку с надписью «За освобождение территории гимназии от учащихся соседней 31 средней школы».
Пройдем глубже. Вы чувствуете запах старых книг – ведь его ни с чем не спутаешь. Эта часть экспозиции посвящена деятельности одного из старейших и преданнейших сотрудников гимназии – бессменного библиотекаря и председателя профкома Н.Г.Сорокиной. В застекленных шкафах – бережно сохраненные ею в нелегкую годину смут в умах «Денискины рассказы» и «Витя Малеев в школе и дома», «Васек Трубачев» и «Тимур и его команда».
Поднимемся наверх. Большой зал посвящен масштабной экспозиции «Физкультура и спорт в гимназии». Среди особо ценных экспонатов – сломанная бадминтонная ракетка В.М.Виленского, свисток, унесенный В.В.Кулагиным с судейства премьер-лиги Чемпионата страны по футболу, тетрадь с третьей редакция сочинения О.А.Ильиной «Образ Катерины в драме Островского «Гроза», написанного ею в бытность ученицей гуманитарного класса, уникальное издание рабочих тетрадей по физике, созданных А.А.Ермаковым в период его философских блужданий в поисках цельного мировоззрения и фрагмент струны, порванной Д.И.Кошковым в процессе исполнения песни «Шумел камыш» на одном из заседаний кафедры.
Актовый зал гимназии – выставка несбывшихся и неосуществленных творческих проектов сотрудников гимназии. Фигура чайки на занавесе – в память о непоставленном Е.Д.Волжиной чеховском шедевре. Большой концертный рояль – точь-в-точь такой, о котором долгие годы мечтала Людмила Александровна Багаева. Богатейший выбор костюмов начала 19 в. вдоль стен – именно то, чего в конечно итоге не хватило Е.В.Терещенко для постановки спектакля по 3-му тому «Войны и мира», (в котором она могла бы, наконец, задействовать всех учащихся параллели).
Переходим к заключительной части экскурсии. Вновь пройдем через уже осмотренную нами выставку, под мозаичным панно «Юрий Завельский и зам его Лариса», как его назвал в Интернете какой-то остроумец, повернем направо и вступим в святая святых. Биологоическая часть экспозиции представленная наглядной демонстрацией эволюции выпускника 11-го биокласса от 1992 года – к 2010-му, от Дани Розенкнопа к Илье Флямеру. Восковые фигуры изготовлены из воска диких пчел, собранного руками учащихся биоклассов во время экспедиций в период в 2011 по 2041 год. В лаборантской – книги патриархов кафедры. Перед нами юбилейное подарочное издание книги «Законы Менделевича», богато иллюстрированные воспоминания Д.В.Ребрикова и Е.В.Елисеевой «Как не вылететь из биокласса и потом придти туда работать», а также альбом графики А.Н.Квашенко «Делать было нечего», созданный им в редкие часы педсоветов.
Затаим дыхание – мы подходим к залу №4. В передней части зала – скромное помещение верных соратников и помощников директора гимназии. Бережно воссоздана атмосфера эпохи и их нелегкого труда: из ксерокса торчит обрывок зажеванной бумаги, на экране компьютера – набор плана работы гимназии на 1-е полугодие 2010 года, в углу – чучело пожарника, явившегося инспектировать огнетушители. На нем блестящая пожарная каска 19 века, которая ему, однако, не помогла. Под стеклом – фотографии сыновей О.Г.Маршаковой и дочерей Н.Б.Боровой. Или наоборот.
И вот он – мозговой и нервный центр гимназии. Скромность размера и обстановки помещения разительно контрастирует с тем огромным значением, которое имело происходившее тут. В склянках тонкого стекла – слезы ученические, родительские и учительские по отдельности, на рабочем столе – стопки квитанций об оплате, на стульях у стены – стопки журналов за прошлый год (справа литературных, слева – классных). На стене напротив письменного стола картина художника реалистической школы «И.А.Бунин в своем кабинете в Грассе у портрета маленького Юры Завельского». Настольная лампа, как и 80 лет назад, бросает свет аккуратно сложенную газету «Известия».
Дорогие экскурсанты, наше небольшое путешествие подходит к концу. У нашего музея нет фиксированных часов работы. Если вам захочется осмотреть экспозицию еще раз – зайдите во двор и посмотрите на окна зала №4: если на столе горит лампа, мы – открыты.



http://community.livejournal.com/ru_1543/58513.html

 

   


35-летие