ВИШНЕВОЕ ДЕРЕВО
/ Последний звонок #46 параллели /

Один из вечных вопросов школьной жизни, который встаёт перед каждым новым поколением, – для чего нужны две даты расставания со школой? В чем разница между Выпускным и Последним звонком? В этом году сущностные внутренние различия между ними стали особенно заметны, поскольку внешне они выглядели почти одинаково – оба праздника прошли утром, без гостей и с одинаковой поперечной рассадкой. Одно из многочисленных различий между Выпускным и Последним звонком заключается в следующем.

Умение произносить публичные речи – это серьезный и полезный навык, который совсем не вредно освоить молодому человеку. И школа для этого вполне благодатная среда, ведь тут можно и посмотреть на попытки других, и попробовать самому. В этом смысле "Последний звонок" – это ещё один, хоть и последний, но достаточно серьезный урок. В отличие от Выпускного, который уже окончательный выдох, праздник, бал-карнавал.

Когда количество речей переваливает за полсотни, то снова и снова овладевать вниманием зала – это нелёгкая задача. Необходимо одновременно быть и искренним, и благодарным, и ироничным. А ещё нужно достаточно повзрослеть для того, чтобы научится видеть себя со стороны, научиться понимать, что другие могут расслышать в твоих словах вовсе не тот смысл, что вкладывал ты. Например, конструкция типа "NN - прекрасный человек, мы с ним вели долгие задушевные беседы за чашкой чая, правда, его предмету я так и не научился, и ничего сейчас уже не помню..." хороша только в рамках своего класса, где шутка читается только как шутка. На общешкольном же мероприятии это не только не мило, но и просто некрасиво по отношению к учителю, который зачем-то выставляется (пусть как бы и в шутку) непрофессионалом в глазах своих коллег.

С другой стороны, где же ещё, как не на Последнем звонке, школьник имеет возможность сказать вслух всю правду о своем учителе? Только тут и на капустниках – вот два по-настоящему свободных жанра. Если внимательно прослушать весь Последний звонок, то из этих речей можно узнать и понять о школе очень многое. Да, наверное, не все речи искренние. Но искреннее от вынужденного на слух различается довольно легко.

Подводя итог этому последнему уроку риторики или, скорее, экзамену по красноречию Павел Юрьевич Боков заметил, что самую бурную реакцию зала раз за разом вызывали самые непротокольные, самые искренние, самые живые слова. И этот экзамен 46 параллель успешно сдала, поскольку по его словам, мероприятие длилось целых три часа, а никому не было скучно, никто не пытался выйти из зала передохнуть, все слушали друг друга, затаив дыхание.

Затем настал черед родителей. Выпускники 43 школы Люся Балашова и Лена Минушкина в этом году выступили в качестве родителей новых выпускников.

А оба Репьёва стали в каком-то смысле символами своих Последних звонков – с разницей ровно в тридцать лет отец и сын пронесли на плече девочку со звоночком. Такое в истории 1543 происходит впервые.

А Юлия Владимировна Даревская и вовсе попала в уникальное пересечение (математик ведь!) трёх основных школьных множеств, будучи одновременно учителем выпускного класса, родителем выпускницы и сама выпускница из класса М.А.Кукиной.

А Маргарита Анатольевна, снова выпускающая в этом году класс, когда-то давным давно, когда ребятам из 46 параллели был ещё только год от роду, поставила в 1543 чеховский "Вишневый сад". Спектакль, запомнившийся школе игрой Юрия Владимировича Завельского. Он играл Фирса. Юрий Владимирович, конечно, часто принимал участие в весёлых школьных капустниках и валял дурака столько, сколько требовалось, но в серьезной драматической роли он согласился выступить только однажды – в "Вишнёвом саде". С тех пор этот чеховский символ уходящего Золотого века стал периодически возникать в школьном фольклоре. И самый последний учительский капустник, который так и назывался – "Вишневый сад", это тоже отсылка к одноименному спектаклю Маргариты Анатольевны.

Топор Лопахина в XXI века принимает разные формы. В том числе и форму пандемии. В этом году свой ковид случился и у вишен. Болезнь "монилиоз" уничтожила почти все вишнёвые деревья в подмосковных садах. Тем ценнее подарок любимой школе от выпускников 46 параллели.

Вручая его, Никита Репьёв перечислил всех своих учителей, дав каждому весьма меткую оценку, и завершил свою двадцатиминутную речь надеждой на то, что Золотой век 1543 ещё впереди, что новое поколение учителей (таких, как Диана Александровна Филатова) посадит, вырастит и выучит новый прекрасный сад.

Сказав это, он сел под вишневое дерево со словами, что оставляет в 1543 не просто формальную "частичку души", а всю душу целиком, и поэтому никуда отсюда не уйдет. Для тех, кто не понял, это была аллюзия на жест Гаутамы Будды, который долго скитался по свету в поисках истины, после чего, отчаявшись, однажды на лесной опушке сел, правда не под вишневое, а под баньяновое дерево (ficus religiosa) и сказал примерно так же, как Репьёв: "Я отсюда никуда не уйду, пока не открою истину". Там, под этим деревом, он и обрёл Просветление.

Вот такие насыщенные, сложные, многоплановые официальные мероприятия случаются в нашей школе.

 

 

Ссылка на Последний звонок 46 параллели

 

Сергей Павловский
сентябрь 2021 года

  

 

 


 

ТЕКСТЫ СЕРГЕЯ ПАВЛОВСКОГО о 1543

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543