#СОРОКВТОРАЯ

/© фото Ильдара Кадырова/

Сорок вторая пошла на взлет – прозвенел Последний звонок, до Выпускного остался последний месяц. 

Официальная часть Последнего звонка прошла в традиционном жанре многочасовых речей, ведь, как сказал один из родителей, «в 1543 высказаться нужно непременно о каждом, иначе тут и не может быть». Все речи, безусловно, еще переслушаем, пересмотрим и переосмыслим в записи, а пока только по памяти о некоторых общих тенденциях и особенностях.

Отрадно, что год от года в речах выпускников все меньше казенного и формального «МарьВанна вложила столько души в нас, мы ее никогда не забудем и т.д.». Все больше и больше уверенности, четкости, живых реакций, интересных наблюдений, неожиданных поворотов. От самого начала, от слов двух Ань про Юрия Владимировича, сидящего в первом ряду – «Надо же, он знает мое имя!» – до финального обращения к стоящему традиционно в самом конце актового зала Ермакову – «Разрешите выпускаться, товарищ Васьков!» девушек, сыгравших два года назад бессмертных героинь повести «А зори здесь тихие». 

Заставили задуматься и слова Инессы Владимировны о разнице профессий Учителя и Врача. До этого мы чаще слышали об их сходстве. Врач сталкивается с людьми в самые неприятные и сложные, часто тяжелые, моменты их жизни, а Учитель – в самом прекрасном и интересном их возрасте, поэтому учительская профессия, на самом деле, – счастье. И вторая мысль Инессы Владимировны не менее важна. Ученики 1543 действительно Избранные, но не потому, что чем-то умнее или лучше учеников других школ, это не так, но потому, что сами добровольно избрали этот тяжелый путь, на котором с тебя куда больше спросят, чем похвалят или наградят, путь на котором тебе придется куда больше отдавать, чем брать. И к такому пути готов далеко не каждый. 

Любопытно при этом, что закончится Последний звонок видеоклипом со звонким рефреном «Мы – раздолбаи». И как одно сочетается с другим, как может существовать такое амбивалентное создание как «Избранный раздолбай» странным может показаться только человеку извне. В 1543 это на интуитивном уровне хорошо понимает каждый. 

Капустник у 42-ых получился куда менее традиционным, чем официальная часть. Физхимики выступили наиболее слаженной и структурированной командой – сделали клип всем классом, вышли на сцену всем классом, очень четко вышли – мальчики налево, девочки направо, спели песню – громко, динамично, задорно, слов почти не было слышно за музыкой, но это, наверное, так и было задумано, ведь смысл всем был ясен. Математики и биологи сделали все возможное, чтобы не повторять штампы и стереотипы своих профилей. Ведь обычно как? Биологи представляют в лицах одни только им ведомые ситуации, случившиеся в далеких, только им ведомых биопрактиках с участием только им ведомых преподавателей и все это в только им понятных терминах, а математики всегда шутят про то, что в матклассе мало девушек. В этот раз одного испанского танца Ани Цеханович было достаточно, чтобы без всяких лишних слов показать, что количество никогда и нигде не определяло качества, а биологи… Ну вот многие спрашивали потом в растерянности друг у друга – а что это такое имели в виду биологи? Одно понятно – в этот раз не про биологию. А про что? Попробуем дать свой вариант ответа. Тут нужно всем напомнить, что гуманитарии собирались (об этом даже было заявлено в программе Дня Культуры) поставить во время Последнего звонка спектакль «Пир во время чумы», и, я думаю, биологи подготовили свой мощный ответ на такое странное решение гуманитариев. Но гуманитарии взяли и всех обманули, постановку отменили (как в том анекдоте – «Вчера обманул таксиста – деньги дал, а сам не поехал»), а биологи уже не смогли остановиться и по инерции свой мощный ответ предъявили. Поэтому получился такой своеобразный и очень самобытный ответ без вопроса, чума во время пира. 

А что гуманитарии? Они не только сняли ролик, который стал совершенно новым этапом творческой жизни школы – как это придумано! как это спето! какая раскадровка! как они двигаются! как играют одновременно, в одном кадре десятки человек! какой драйв! Но они сделали и еще одно важное дело. Очень наглядно и при этом совершенно непринужденно, легко, самоиронично продемонстрировали, что гуманитарии – это не просто те, кто про литературу или про историю, или даже про историю искусств, но это, в первую очередь, те, кто умеет обобщать, кто способен разглядеть единство в многообразии, кто может воспринимать и анализировать не только свой жизненный опыт, но и опыт других, причем на самых разных уровнях – сперва друзья/одноклассники/сошкольники, а затем, если получится, то и современники/соотечественники/человечество. Их «ЛаЛаШкола» – это и очень частная история внутриклассовых взаимоотношений, и одновременно про всех – и 41-х, и 43-х, и 40-х, и 44-х, и 37-х, и 45-х и т. д. И в этом финальном танце классов на весенней школьной лестнице эхом звучит знаменитый «танец параллелей» на Сорокалетии гимназии прошлой осенью – быть может, одном из самых памятных событий школьной жизни, современниками которого они стали.

"Не ликуйте зря, учителя – 
 На смену нам придет младое племя…"

Сорок вторая пошла на взлет. А «молодому племени» пусть звучит напутствие, сформулированное на Последнем звонке Соней Кокартис: «Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, как много замечательного было с нами в 1543, и как много еще могло быть, если бы мы не зевали, не ленились, если бы не отказывались от того, что нам предлагали. Так что, цените время, которое у вас осталось в 1543. Цените сейчас, а не когда будете выпускаться. Цените то, что вокруг вас!» 

 

Сергей Павловский
23 мая 2017 г.
 

 

Ссылка на ролик "ЛаЛаШкола"

 

 



Тексты С.Павловского о 1543

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543