СНЫ О МАРИИ

На днях снимал творческий зачет шестых классов по приглашению родителей параллели. Мне понравилось! Смешные Иван-Иванычи и Иван-Никифоровичи, романтичные Владимиры Дубровские, испуганные Хомы Бруты. Из ряда пластических образов набросал традиционный клип под весьма странным путем ассоциаций вспомнившуюся песню, зато равноудаленную от всех произведений, это Сергей Никитин на стихи Арсения Тарковского. 

Вообще, я не очень разбираюсь в театре. Конечно, виртуозная актерская игра производит впечатление и выработанная долгими репетициями слаженность коллектива вызывает уважение к труду других людей. Но когда случается так, что о спектакле думаешь и третий, и четвертый день, когда актерам удалось не просто поразить тебя на время своей работой, но рассказать тебе что-то новое о том литературном произведении, которое они ставят, или об эпохе, которая в книге описана, или о тех нравственных проблемах, которые описал ее автор, или даже, наконец, о тебе самом – то это перевешивает все, и тогда все театральные критерии отходят на второй план. Для меня, по крайней мере, это так. Литература первична, театр вторичен.

Одна из команд 6 класса «В» показала «Тараса Бульбу» с совершенно новой для меня стороны. Эпическая история о брутальных и жестоких мужчинах предстала перед нами очерченной двумя женскими образами. Первая, конечно, это «прекрасная полячка», в которую влюбляется Андрий, а про вторую я бы даже и не вспомнил, что такая была – это жена Тараса и мать обоих сыновей, фигурирующая в действии совсем немного, в первой главе, до отъезда мужчин в Сечь. Сокрушается, что сыновья так мало побыли дома, не хочет расставаться, боится, что больше их не увидит. Так и происходит. Больше она не увидит никого – ни сына-предателя, ни сына-героя, ни мужа-убийцу. В повести она описана как жалкая, плачущая старушка, ее образ теряется за более сильными, а в спектакле ее жизнь продолжается, и именно ей поручается произнести финальный авторский текст, самые громкие и ключевые слова об огнях и «русской силе, которую никто не пересилит». И сыграно это было так, что уже и непонятно – та ли это конкретная Мать или уже некая обобщенная Родина-мать, несокрушимая, выплакавшая все слезы, с глазами сухими и непоколебимыми, как у статуи. (Браво, Мария Обридко).

И вся повесть в таком освещении получается о вневременном, архетипическом выборе между двумя женщинами – невестой, возлюбленной и матерью, родиной, между частным и общим, между личным счастьем и общим делом. И в отличие от Отца, который за предательство карает: «Я тебя породил, я тебя и убью», Мать остается матерью всем – и героям, и предателям родины. 

 

Сергей Павловский
20 марта 2017 г.
 

 

#ССЫЛКА НА КЛИП#

#ССЫЛКА НА "ТАРАСА БУЛЬБУ"#

#ССЫЛКА НА ПОЛНУЮ ЗАПИСЬ ТВОРЧЕСКОГО ЗАЧЕТА#

 



ТЕКСТЫ СЕРГЕЯ ПАВЛОВСКОГО о 1543

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543