Выпуск № 11 (65)

7 марта 2003 года

 

Ничто не дается так дешево                 
    и не ценится так дорого, 
                     как ВЕЖЛИВОСТЬ!


Вежливость - лишь часть человеческой культуры 
Культура …. Этикет…. Вежливость -
тема этого выпуска нашей газеты.


КУЛЬТУРА -ЭТО                                  

                               (подборка определений понятия подготовлена Ампар А. (9 «г») 

“…Культура - прежде всего понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, т.е. социальное “…” культура имеет, во-первых, коммуникационную, во-вторых, символическую природу “…” культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией, а значит, культура возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.

Ю.М. Лотман “Беседы о русской культуре” 

 

“Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими духовных и материальных ценностях.”

“Философский энциклопедический словарь”, М., 1983 г., с. 292-293 

 

“Самое простое определение слова “культура” – это все, что не природа, все, что создано человеком.”

 учебник по МХК

 

“Cultura (латинск. словарь) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.”

латинско-русский словарь

 

“Культура в более широком смысле – это знание, верование, искусство, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.”

антрополог Э. Тейлор 

 

“Культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.”

лингвист Э. Сепир

 

“Культура – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества.” 

Р. Линтон

 

“Базисные элементы культуры существуют двух видов – материального и духовного “…” элементы, созданные трудом и гением человека являют материальную культуру “…” познавательная, нравственная, художественная и правовая культуры относятся к культуре духовной “…” культуры различных народов, населяющих планету, составляют мировую культуру, а культуры слоев общества образуют культуру национальную “…” возникают также малые культурные миры – субкультуры (например молодежная) “…” отличают три формы культуры – элитарную, народную и массовую “…”

“Главная функция феномена культуры - человеко-творческая или гуманистическая.”

Бердяев “Самопознание”

Культура – образование умственное и нравственное.

Владимир Даль «Словарь живого великорусского языка»

 

 

Культура – образование умственное и нравственное. По-видимому, исходя из этого определения, культурный человек сочетает в себе культуру мысли, которая определяется знанием, и культуру поведения, которая определяется законами нравственности. Однако в нашей гимназии для многих гимназистов эти понятия, к сожалению, совпадают не всегда. Умными хотят быть все, хотя это и нелегко, проявлять культуру нравственную умеют и стараются далеко не все, хотя это и легко.

Четыре элементарных правила, которые должны соблюдаться в любом культурно организованном обществе, хорошо известны.

НЕ СОРИ ТАМ, ГДЕ ТЫ НАХОДИШЬСЯ: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят;

ПРОПУСТИ ВПЕРЕД СТАРШЕГО, ЖЕНЩИНУ, ДЕВУШКУ, ДЕВОЧКУ:– это будет приятно не только тому, к кому ты проявил знак уважения, но и тебя возвысит как в глазах окружающих, так и в своих собственных.

НЕ ПОРТЬ ШКОЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО: оно является и твоей личной собственностью, а порой сделано и приобретено с участием средств твоих родителей. Кроме того, не что иное, как чистота, порядок, сохранность помещений и имущества определяет лицо учебного заведения в целом, а также воспитанность и культуру каждого, кто учится и работает в нем.

НЕ ЗАБЫВАЙ СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ: СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ, ИЗВИНИТЕ: именно они украшают нашу жизнь, делают приятным общение и позволяют считать, что ты имеешь дело с культурными и вежливыми людьми.

Однако, увы, эти правила не столь хорошо выполняются. Вы в этом легко убедитесь, если минут десять постоите у входа в школу и увидите, что мало кто решится пропустить вперед даже учителей, не говоря о других простых незнакомых и даже знакомых людях. 

Еще яснее вы это поймете, если после второго, третьего и последующих уроков пройдете по коридорам и лестницам школы и внимательно оглядитесь вокруг. А еще нагляднее это будет, если вы не поленитесь, возьмете целлофановый пакет и соберете в него все, что валяется вокруг. «Культура» будет даже не на лицо, а просто в руках. И что удивительно, ни один из тех гимназистов, кто «потерял» по дороге фантики, коробки от сока, апельсиновую корку, использованный пакет или целый бутерброд, не бросит ничего на пол собственной квартиры. Почему так? Родной дом дороже? Там придется убирать самому, а здесь дежурным? Или культура в доме одна, а здесь другая?

Уважаемые гимназисты! Мы вас очень просим: здоровайтесь с взрослыми, даже незнакомыми в стенах школы, если можете;

Пропускайте вперед людей старше себя, если успеете и вспомните об этом.

Не сорите, не бросайте ничего на пол, даже если не можете увидеть рядом мусорный бочок.

Не портите школьное имущество, даже если у вас очень хорошее или очень плохое настроение и хочется выразить себя, поищите или придумайте для этого другой способ.

ПОМНИТЕ: чисто, уютно, красиво не там, где убирают, а там, где не портят и не сорят. Наша гимназия – это наш общий дом и нам его сохранять, нам в нем жить и нам им гордиться.

 

 




На тему этикет, культура, вежливость гимназисты
рассуждают, спорят, иронизируют.


Этикет и его значение.

Слово “этикет” французского происхождения, образованное от слова “etiquette”, которое, в свою очередь, обозначает установленный порядок, соблюдение определенных норм поведения.

Этикет существовал и существует всегда и везде. Например, одно из немногих правил этикета, существовавшее во все времена, - приветствие. На Руси слово “здравствуйте” сопровождалось поклоном, во Франции – реверансом…

Раньше этикет имел большое значение для знатных людей: князь вел себя не так, как крестьянин, королева – не так, как ее посудомойки. Сейчас же, когда все люди равны и их “знатность” зависит от их труда, этикет стал более распространен.

Человек, соблюдающий правила этикета, демонстрирует свое хорошее воспитание.

- Как правильно держать ложку или вилку?

- Как пригласить даму на ужин и где сесть даме или мужчине?

- В какой руке держать вилку или ложку?

- Как правильно обходиться в кругах общества?

- Как правильно переходить дорогу?

- Как правильно разговаривать со взрослыми людьми?

На все эти вопросы вам поможет ответить всего лишь одно слово – ЭТИКЕТ. Этикет – это правило общения в обществе и в кругах общества.

И если вы хотите быть добрыми и порядочными людьми, то, пожалуйста, соблюдайте правила этикета.

 

Червонцева З. Бакланова Ю. 5 “в”

 

 

Этикет – это наука о том, как надо вести себя.

Что такое этикет? Этикет – это наука о том, как надо себя вести. Ведь надо, чтобы было приятно не только тебе, но и окружающим. Наверное, вам будет не очень приятно, если за столом рядом с вами сидит человек, который чавкает, берет руками жирную еду, а потом трогает этими руками другие предметы или толкает рядом сидящих локтями. 

Поэтому существуют особые правила поведения. А вот пример из жизни. На моем дне рождения один из моих друзей решил повеселиться. Он взял бутылку с Кока-колой, встряхнул ее и открыл крышку. Вода, конечно, разбрызгалась на окружающих и на пол. Это человеку было смешно, а нам нет. У кого-то испачкалось платье, у кого-то брюки. Но больше всего не повезло мне и маме. После того, как гости ушли, мы отмывали сладкие пятна на полу и даже на ковре. 

Еще один случай. Перемена. Дети отдыхают. Одни читают, другие разговаривают, а группа детей нашла другое занятие. Они взяли невыжатые тряпки и начали ими кидаться. При этом они сначала размахивались, и брызги, конечно, летели во все стороны. Когда я подошла к моей парте, все учебники, тетради и пенал были залиты водой, а портфель валялся рядом. Между прочим, пострадали не только мои учебники. Играющие дети были полностью мокрые. Таких случаев можно привести еще очень много, но желательно, чтобы их было как можно меньше.

Поэтому людям обязательно надо знать правила этикета!

 

Силантьева Екатерина 5 “б” 

 

 


 


Бескультурье или усталость?

В очередной раз услышав от учителей сетования на бескультурье учеников и общегимназическую невежливость, я задумываюсь. Неужели мы действительно ни с кем не здороваемся? И это так бросается в глаза?!

На перемене, пугая младшеклассников, привидением скольжу вдоль стены; наблюдаю за окружающими. Пятый класс – здоровается со всеми, кто выглядит старше восемнадцати лет. Седьмой тоже. Девятый – уже только с учителями. А мои любимые “однопараллельщики” пробегают мимо с отсутствующими лицами, в глазах тоска вперемешку с интегралами, поперек лба надпись “Толстой - великий русский писатель”. Не видят даже классных руководителей.

Провожу следственный эксперимент: усилием воли в течение нескольких дней заставляю себя здороваться СО ВСЕМИ. Начинаю с охранника на вахте: в ответ на мое “Доброе утро” встречаю потерянно-удивленный взгляд. Есть контакт. Стремительно перемещаюсь по школе, радостно здороваясь со всеми встречными. Честно говоря, юношеским склерозом не страдаю, но где-то после пятого урока при встрече с потенциальной жертвой моей вежливости судорожно пытаюсь вспомнить, виделись ли мы сегодня. Не могу. На всякий случай здороваюсь. В какой-то момент вижу удивленные глаза Ольги Евгеньевны и понимаю, что пробегаю мимо нее раз седьмой. Неужели столько же раз здоровалась? Елки-палки… Эксперимент считаю прекращенным после того, как выходя с урока истории пытаюсь в дверях на прощанье еще раз поздороваться с Леонидом Александровичем. Пред раздевалкой меня ловит одноклассник, посвященный в тайну журналистского расследования, и, гадко ухмыляясь, говорит: “а теперь бегом по школе и попрощайся со всеми, с кем поздоровалась”. Сажусь на пол прямо посреди коридора.

Не оправдываю я привычку не видеть никого и ничего, что вы! Но… Господа педагоги! Если любимый ученик смотрит сквозь вас и не реагирует на приветствие, не обижайтесь. Может быть, у него в голове сейчас идет стремительная идентификация: “Мама? Бабушка? Соседка тетя Маша? А, классный руководитель! Здравствуйте, Ольга Евгеньевна!” Но Ольга Евгеньевна уже в другом конце коридора.

 

11 “г” С.С

 



Бесперспективник

Эта статья – об этикете и вежливости, а также об их отсутствии. Кому неинтересно, может дальше не читать, потому что с самым главным – с заголовком – он уже ознакомился. Пусть размышляет.

Вообще-то я и сама хотела бы перед вами покаяться. Каюсь. Я принадлежу к необразованному и невоспитанному поколению, которое на уроках переписывается, а после уроков с удовольствием кладет ноги на учительский стол. Я забываю о дежурствах в гардеробе, таскаю хлеб из столовой и вот уже неделю не здороваюсь с Л.Д. И тот, кто ни разу не приходил в школу без сменки и не бросал на пол обертки, очистки и огрызки, пусть первым бросит в меня камень. Ну как?

Но ведь проблема-то не в этом. Суть проблемы заключается, если можно так выразиться, в смещении полюсов ценностей до прямо обратного положения. Вот. Проще говоря, когда Сан Саныч объясняет гимназисту, какие слова можно говорить, а какие – нет, когда некоторые учителя в глубине души уже подозревают, что озлобленные старшеклассники тайно вешают козявки им на стол, плохо дело. Хотя ну что тут сделаешь? На этом уроке выплюнул жвачку, на следующем – снова жует. Неделю не опаздывал, а на следующей – все снова. Может быть, просто горбатого могила исправит. А вообще-то, брать бесплатные апельсины лучше, чем грабить старушек в переулках. 

Бог нам судья. 


***


 


 


Бывает и так. «Над кем смеетесь? Над собой!»
(рецензия на спектакль «Фауст» в театре Станиславского.)

Спектакль был поставлен, мягко говоря, странно. «Фауста» я не читал, а после просмотра спектакля сюжета я так и не понял. Этот спектакль – некое современное прочтение классики режиссером спектакля. 

Про игру актеров ничего плохого сказать не могу. Роли были исполнены великолепно! Актер, игравший черта, был настолько эмоционален, что даже мог заставить публику современной Москвы плакать! Несмотря на то, что декораций практически не было, костюмы актеров были подобраны изумительно. Костюмы актеров были красочными и подчеркивали стиль эпохи, в которой происходит действие. Сюжет, конечно, пострадал, но в этом спектакле был совершен режиссерский ход, который я долго еще не забуду.

- Алло.

- ………

- Да, дорогая. «Фауста» смотрю!

- ……...

- Хорошо, я не поздно. Сейчас я ему привет передам! До вечера, целую.

После этого разговора зритель кладет трубку, встает со своего места, идет на сцену, хлопает «Фауста» по плечу, вставляет в рот сигарету, прикуривая ее ему и уходит за кулисы. Ему долго аплодировали. И тут я вспомнил строки Гоголя: «Над кем смеетесь? Над собой!» 

 

Бычков Александр 9 «в»




Смешинка


Не причесанный, не мытый,
Но веселый и сердитый,
В меру вежливый и вредный,
Непоседливый, драчливый,
Добрый, смелый, шаловливый,
Ходит он в ботинках “чистых”,
Грязь осталась на паркете.
Вы узнали себя, дети,
В этом ласковом портрете?


Буко Денис 6 «б» 

 


 

 


 


 

Предыдущий
номер

Все Выпуски

Следующий
 номер