ВОСПИТАНИЕ  ПРАЗДНИКОМ

     / Впечатления от Дня Гимназии 2011 /

Всем, кто видел своими глазами прошлогодний праздник 35-летия школы, было понятно, что повторить то феерическое ощущение Духа Школы, единства сцены и зала вряд ли возможно через год. Должно пройти время. И поскольку ожидания изначально были занижены, то увиденное на школьной сцене 17 декабря 2011 года меня приятно удивило и обрадовало. Да, зрителей было меньше, да, меньше пришло выпускников разных лет по сравнению с 35-летием, да, без учительского капустника праздник в 1543 – это только полпраздника (таковы традиции), но команды на сцене показали, что нынешние школьники дружны, веселы, остроумны, умны и даже тактичны. И этим КВН именно «обрадовал», а не просто «посмешил». Я не любитель профессионального КВНа по телевизору, но если иногда и попадаю на него, то он меня, бывает, да, «смешит», но никогда не «радует». А школьный радует. Снова и снова.

В знак благодарности к авторам и исполнителям хочется упомянуть некоторые удачные моменты. Не потому, что они лучше других, а просто запомнились. 

1. Начало выступления гуманитариев – во весь экран крупными буквами ксерокопия «телефонограммы» всем московским школам о проведении контрольной работы 10 декабря. Сильно. Четко. Пафосно и недвусмысленно. Завершение этой линии в строчках финальной песни: «Маразм и бред – наш враг!» Молодцы! Мы гордимся позицией своей школы. Хотя на переднем крае битвы за честь школы в данном случае не ученики, и даже не учителя, а один Юрий Владимирович Завельский. И как ему должно быть нелегко… 

2. Вообще, про политику шутили не так много, как можно было бы ожидать в наше время, и очень тонко. Не впрямую, а вплетая в ткань сюжета. Бадминтон и «это «угу» не по отношению к Л.А.» - лучшая шутка на эту тему.

3. Отдельный респект за «Эхо Кацвы»!

4. КВНы прошлых лет (10-15 лет назад) ставились без участия учителей. Да, они, наверное, были непредсказуемее и отвязнее, в них была своя эстетика, но зато с появлением режиссуры у выступлений появилась динамика, стиль, четкость, а главное (в силу театральных корней режиссеров в 1543) – актерская игра. Пародии на учителей за последние годы стали по настоящему профессиональны. Если раньше школьник нацеплял картонную бороду и произносил смешной (иногда) текст, то считалось, что это Кацва. Такой греческий театр с масками. А теперь этого мало! Теперь если на сцену выходит Кацва, то это Кацва во всем – в голосе, в манерах, в жестах, в мимике, в выражениях, в реакциях. Кацва, Волохов, Квашенко, Волжина, Арнольд, Марина Леонидовна, Лариса Давыдовна, я уж молчу про Колю Лисса – незабываемые образы! 

5. Еще очень понравилось, что круг пародируемых фигур постоянно расширяется. Если Наталью Николаевну раньше уже изображали, то Полину Волкову я точно вижу впервые. А пародия на Андрея Копенкина – вещь вообще уникальная. Бывало, что учителя пародировали учеников, но чтобы один ученик школы изображал другого, и это было бы так смешно и понятно всему залу, а не только одноклассникам – такое я вижу впервые. Во-первых, это конечно, слава. Но это явление не уникальное – в истории школы было немало старшеклассников, чье имя знали все, от первоклассника до выпускника. (Когда-то в школе были и первоклассники.) В песнях про них пели, но вот пародий не помню. Это живо, это смело, это ново.

6. И все-таки, самая лучшая пародия – это Пьер Безухов! «Что хорошо, а что дурно? Кто я? Кто вы? Почему они все время говорят о лошадях?» Это было настолько остроумно и хорошо сыграно, что, как мне кажется, тут снова ученики переиграли своих учителей (если вспоминать капустники последних лет по классическим произведениям Чехова и Булгакова). 

7. Отдельное спасибо Елене Всеволодовне за упоминание «Путешествия Юрия Владимировича по экватору». Оценил.

8. Я болел за математиков, конечно. И на «Разминке» они были сильнее. Но после рекламного ролика «За партию ЕДВ», я понял, что гуманитарии победят. Потому что это полный восторг! Тут чисто-личное. Когда я сам учился в 43, у меня была мечта, чтобы «We Don’t Need No Education» прозвучала со школьной сцены. Мне самому не удалось. В первый раз этот гимн школьников всех стран прозвучал в 2002 году на выступлении XXX параллели, теперь это сделали вы. Спасибо!

9. Как это не смешно, но мне понравились розовые стены в актовом зале и аккуратные занавески. Скажу больше, я помню, какая реакция была в свое время на смену занавеса в актовом зале из "в цветочек" на благородный темно-синий. Все тогда переживали ужасно и на капустниках высмеивали, но кто сегодня скажет, что это некрасиво? 

А теперь о печальном. О выступлении команды выпускников. Еще год назад, когда был первый опыт КВНа с участием выпускников, было понятно, что происходит что-то не то, но сейчас провал стал совершенно очевиден. Год назад это были совсем другие люди, так что проблема не в личностях. Более того, ребята, которые 17 декабря играли за выпускников, год назад еще сами были учениками и зажигали так классно, что помнится до сих пор! Так в чем же дело? Дело не в бесталанности, не в отсутствии остроумия. Дело, как мне кажется, в каком-то стремительном выпадении выпускника из контекста школьной жизни. Шутки и сценки этой команды напоминали мне КВНы студенческого театра МГУ, где, в отличие от школы, собираются люди, у которых нет общих педагогов, общих тем для «местечкового» (в лучшем смысле этого слова!) юмора. Поэтому они вынуждены шутить о чем-то абстрактном – про американские боевики, про выборы в Госдуму и пр. и пр. Получается не смешно, и уж точно не «радует». 

Много лет ведя работу над школьным сайтом я декларирую своей главной задачей создание некоего ментального моста между школой и ее выпускниками. Создать площадку для общения всех выпускников не получилось – тут за контактами и фейсбуками нам, конечно, не угнаться, но собрать базу данных из школьных видео разных лет, воспоминаний, интервью с учителями и т.д. возможно. Поэтому так печален мне очередной провал выпускников на школьной сцене. Ниточка тонкая и рвется очень быстро. Увы. 

Сказанное выше никак не противоречит теплому приему: «Как здорово, что вы пришли, господа выпускники! Как нам приятно вас видеть! Спасибо, что выступаете!» Это существует параллельно – школа стала очень толерантно относиться к выступлениям на сцене. Может быть, излишне толерантно… Но я предлагаю всерьез задуматься тем, кто сегодня в 11-ом классе, с чем они придут в школу через год? Как избежать провала, плоских шуток и тягомотины на 40 минут? Нужен взгляд со стороны, помощь учителя, а учитель уже будет занят новыми детьми. Думайте! Сокращайте! Смотрите на себя критично! Иногда лучше никак, чем «как-нибудь».

 

Но главные вопросы у меня к организаторам, к учителям. Лариса Давыдовна, к Вам. Алексей Валерьевич, к Вам. И к жюри. Сильнейший рывок в образовании, в интеллектуальном развитии учеников 1543 очевиден. Это показывает и 4-ое место школы по Москве, и первые места по московским «интеллектуальным марафонам» и т.д. Да что говорить – подслушивая из-за дверей актового зала историческую игру по 1812 году, я ловил себя на мысли, что не то, что на эти вопросы бы никогда не ответил, но даже и самих ответов почти не понимаю! (Подозреваю, что в нынешней 1543 учиться бы не смог.) Откуда этот мощный рывок? Что случилось? Учителя вроде те же самые… Понятно, что все это большой труд учителей и учеников. Понятно, что ученики 1543 довольно сильно загружены учебой, а, значит, им нужны и яркие, шумные праздники, где можно было бы хоть на вечер забыть про науки. Все это так. Но есть одна наука, про которую не должны забывать учителя даже во время праздника. В лучших традициях советской школы, которые с успехом продолжает 1543, учитель не просто учит наукам, но и воспитывает. Завельский, Волохов, Кацва, Гейдман (и т.д.) кто умным, кто едким словом, кто затрещиной, кто одним взглядом и все-все-все своим примером уже много десятилетий воспитывают честь, совесть, порядочность, чистоплотность, уважительное отношение к женщине и т.д. И это воспитание не менее важно, чем науки, а, может, и более. И это воспитание не кончается уроком, не кончается школьными буднями, а как раз на празднике-то заметно более всего. В лучших традициях 43 школы именно это «воспитание праздником».

И вот День Гимназии 17 декабря 2011 года. И вот команда выпускников со сцены шутит про возраст учителей женского пола. Неприлично, но ладно? Ладно. Шутит про Колю Лисса плакатом «Forever Alone» («вечно одинокий»). Зло, но ладно? Ладно. А потом на сцене появляется персонаж изображающий Иосифа Сталина, характерно курящий трубку и произносящий с кавказским акцентом что-то совершено невероятное «ТЭЭК. Расстрелять охранника! Уволить директора» и что-то еще и еще в течении десяти минут. Не могу пересказать, потому что не просто выключил камеру и «замкнул слух», но и опустил глаза в пол от неловкости. От неловкости за них, за себя, за свою школу. За своих учителей, которые, выходит, недостаточно внятно объяснили своим ученикам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Что есть просто пошлость, а что уже является кощунством. Кто такой Сталин. Почему это вообще не при каких обстоятельствах не может быть поводом для юмора. Ни один из взрослых людей в зале не засмеялся ни разу. Из детей тоже очень мало кто, слава Богу. Но тем, кто все-таки засмеялся, тем малышам еще, кто подумал, что раз это произносят вполне взрослые по их меркам люди со школьной сцены, то это нормально – им кто-нибудь объяснил потом, что это дурно?! Нет! Выступление было прервано ведущим? Нет! Как оценило жюри выступление команды выпускников? Все шесть рук подняли высший бал! Как это может быть?! У членов жюри был общий уговор – всем командам даем высший бал, чтобы никого не обидеть, ведь все молодцы. Так? Понятная позиция, хоть и очень спорная. Но не в этот раз! Даже при том, что был уговор, каждый из членов жюри, кто поднял руку в этом общем хоре, отвечает все равно только за себя. Каждый поименно. Он имел возможность ее не поднять, но он ее поднял и тем легитимизировал в глазах детей возможность Сталину сидеть на сцене 1543, пыхать трубкой и шутить про расстрелы людей. Я не понимаю такого «воспитания»! Извините. 

Я, наверное, излишне эмоционален, но прошло уже три дня, а я не могу об этом спокойно вспоминать. Не могу об этом и промолчать. Очевидно, что есть проблема. Очевидно, что уроков истории в 11-м классе недостаточно, чтобы объяснить детям, что такое сталинские репрессии. Есть еще надежда на уроки литературы. Но раз уж речь зашла о «воспитании праздниками»… Меня после «Вечера Памяти» в 2009 году, когда читали стихи о Войне, и тот экспериментальный формат оправдал себя, преследует мысль – а почему бы школе не организовать подобный Вечер Памяти, посвященный жертвам террора? Что этому мешает? Что такая тема не входит в программы праздников, рекомендованных Министерством, в отличие от праздников про Войну? Что это очень сложно организовать, поставить? А мне кажется, нашим учителям по силам. Я до сих пор помню, как в 2003 году на Дне Гимназии про 300-летие Петербурга шестиклассница Елены Дмитриевны (Саша Бассель?) читала «Реквием» Ахматовой. И это было хорошо. Это было, возможно, даже сильнее, чем читает сама Ахматова на записи 1965 года…

Подумайте, пожалуйста, об этом. Если такой вечер состоится, я готов активно помогать, материалов у меня очень много…

 

 


Сергей Павловский, XX параллель,
20 декабря 2011 года

 

 

 


 все тексты С.Павловского о 1543

раздел "Незабытое"

День Гимназии-2011

Главная страница