АСТРОНОМИЯ ЗАВЕЛЬСКОГО

 

В 10-ом классе Юрий Владимирович преподавал у нас астрономию. Шел 1981 год. Экзаменов по этому предмету не было, на средний балл, важный для поступления в институт, оценка тоже не влияла, а соответственно и сам урок не казался выпускному классу особенно важным. Я так и не смогла понять, занимала ли всерьез астрономия самого Юрия Владимировича. Его интерес к литературе, искусству, географии, педагогике, как таковой, был очевиден. Астрономия, похоже, не входила в сферу его приоритетов. Однако масштаб личности Юрия Владимировича делал чрезвычайно интересным любое мероприятие, в котором он участвовал.

 

В отличие от других занятий выпускного класса, атмосфера на уроках астрономии была свободная и даже немного расслабленная. У директора не было намерения переутомлять нас изучением этого предмета. Скорее он приходил посмотреть на плоды своего труда – на нас, своих учеников, на пороге взрослой жизни. Он хотел провести с нами этот час, разговаривая о том, что ему казалось важным и интересным. Директор был весьма либерален и в плане оценок. Не перегружал домашними заданиями и спокойно относился даже к пропускам своего урока, а такое случалось – ведь астрономия была у нас первым уроком по субботам… Ему можно было честно сказать: “Юрий Владимирович, я проспала урок, извините, пожалуйста”, и в ответ услышать: “Я надеюсь, что, по крайней мере, ты выспалась. Не волнуйся, в журнале я тебя не отметил”. 

 

Впрочем, это не означает, что мы часто прогуливали или не делали домашних заданий. Нет, такого не было! Мы слишком уважали и любили Юрия Владимировича, чтобы пренебрегать его требованиями или злоупотреблять его доверием.

 

Я помню, один раз он вызвал меня к доске решить некую астрономическую задачу. Я забыла, как делается расчет астрономически, но зато вспомнила совет нашего математика Михаила Борисовича Муравина – не знаешь, как решать, выведи формулу. Я написала систему уравнений с несколькими переменными и получила ответ. Директор не глядя на доску спросил: “Ну что у тебя получилось?” Я назвала ответ. Ответ оказался правильным. Когда же он повернулся к доске и увидел, что я вывела, он долго смеялся. Я объяснила, что не знала, как решать и использовала систему уравнений. Он сказал: “Таня, это решается в уме! Теперь я понимаю, в чем наша ошибка. Мы научили вас усложнять решения, а не упрощать. Ты не боишься сложной задачи, но пугаешься простой. Учись не бояться простых задач!” Он поставил мне пятерку, а я на всю жизнь запомнила его слова.

 

Последний год в школе, выпускные экзамены, подготовка к поступлению в институт – время всегда тревожное, суетное, напряженное. И только один час в неделю мы проводили в атмосфере полного спокойствия и непринужденности – урок астрономии. И дело тут, конечно, не в предмете. Всё дело в Юрии Владимировиче Завельском…

 

 


Татьяна Довгалюк. 
Спустя тридцать лет (весна 2011 года.)



 

Фотоматериалы VI параллели

 

"Незабытое"