Сергей Михайлович Шугарев

учитель географии
работал в 43 школе с 1988 по 1997 год

 

1. Воспоминания выпускников

2. "Немного об иррациональном и судьбе" /Книга воспоминаний/

 

1. Воспоминания выпускников

1988 год, 8 класс «А». Самые последние дни августа, уже практически все вернулись в город после каникул (1 сентября в тот год выпадало на четверг), уже даже не терпится вновь сесть за парту после трёхмесячного безделья. Накануне Дня знаний забежали с подружкой из параллельного класса - Наташкой Житниковой - в школу узнать расписание и выяснили, что в нашем классе будет новый учитель географии и по совместительству классный руководитель. 

Решили заглянуть в 39 кабинет. Приоткрываю дверь, просовываю голову - он там. Молодой, чертовски приятной наружности. От неожиданности я отпрянула назад и захлопнула дверь. Обалдевшая, рассказываю Наталье об увиденном. Ну и ей, разумеется, интересно стало, она тоже сунула туда свой нос и тоже, смутившись, быстро его из кабинета вытащила. Стоим в рекреации, перешёптываемся, обсуждаем видение. Вдруг дверь открывается, и из-за неё выходит ОН. "Девчонки, ну чего вы тут стоите и не заходите? Проходите!" - очень дружелюбно, но в то же время с лёгкой усмешкой обратился он к нам. 

Зашли в кабинет. Познакомились. Сергей Михайлович Шугарев - наш новый учитель географии. На тот момент ему было, если мне не изменяет память, 28 лет, он закончил институт, отслужил в армии, успел жениться и даже родить сына. Признаюсь честно, я на него смотрела тогда во все глаза: молод, хорош собой, добрейшее лицо, мягкий тембр голоса, очень располагающая манера общения. В общем, возвращались мы из школы под сильным впечатлением. Придя домой, я бросилась названивать девчонкам-подружкам из класса и взахлёб рассказывать новость. На следующий день, когда уже учебный год официально начался, помню, многие специально бегали смотреть на новенького учителя. 

Надо сказать, что и впоследствии, познакомившись с ним поближе, Шугарев не разочаровал. Он всегда был добр, даже когда его доводили, он всегда сохранял самообладание, даже когда нас убить хотелось. Очень жаль, что в нашем классе он пробыл только год.

Надя Иванова, #16 параллель, 2021 год

 

Наш прекрасный Сергей Михалыч )) дети с непривычки сначала путали - Михал Сергеич (времена Горбачёва же!), на что он говорил: «так тоже пойдёт))» и продолжал вести урок.

Света Португал, #23 параллель, 2021 год

Любимый учитель географии. Замечательный просто.

Ира Щепочкина, #21 параллель, 2021 год

Классный и очень необычный. И как учитель, и по жизни (школьной). Например, настаивал, будучи нашим классным руководителем, чтобы мальчики ходили на факультатив по физкультуре, который сам же, по-моему, и вёл. Чтобы развиваться не только интеллектуально.

Артем Сергеев, #22 параллель, 2021 год

 

Сергей Михайлович Шугарев – один из самых харизматичных учителей 43 школы рубежа 80/90 годов. То есть таких, кого даже не учащиеся у них школьники хорошо знали и изображали на капустниках. Его громкий голос из 39го мог соперничать с громом Александра Юльевича из 9го, они дружили и водили всю школу на турслеты. Он не лез за словом в карман, кидался мелом, давал всему вокруг причудливые прозвища – к его «кукарачам» по географии мы готовились с куда большим энтузиазмом, чем к обычным контрольным работам по другим предметам, хотя по сути это было то же самое. А однажды в 7 классе за какой-то удачный ответ он пообещал мне поставить пятерку, но не сейчас, а в курсе экономической географии, который по программе в 10-м. Меня так зацепил этот отложенный на три года выстрел, что я запомнил. Правда, в 10-м классе географию у нас уже вел Юрий Владимирович, а векселя у меня не было.

И вот только теперь, читая мемуары Сергея Михайловича, я понимаю истоки этой его непохожести на других учителей. Его наблюдения о школе и коллегах тоже не похожи на основную массу воспоминаний о школе. Они цепки, точны, откровенны. Ведь когда выпускник пишет про свои далекие школьные годы, его воспоминания неизбежно проходят через призму отроческого восприятия мира. Учитель же в школу приходит взрослым человеком и изначально смотрит непредвзято. Поэтому письменные воспоминания учителей, которые сами в 1543 не учились, это очень редкое явление.

В числе прочего Сергей Михайлович вспоминает такое отвратительное явление как антисемитизм. И не где-то там в эпоху «борьбы с космополитизмом» конца 40х годов, а у нас в школе на рубеже 80-90х. Сегодня подобное невозможно и представить, но это было. Думаю, что всем, кто по-настоящему ценит и любит 1543, важно знать ее историю такой, какая она есть, без прикрас. Чем мы болели, как это преодолели, какой с годами приобрели иммунитет на будущее. В том числе это делалось и теми методами, которые описал Сергей Михайлович Шугарев. 

Сергей Павловский, #20 параллель, 2023 год

 

 

               


 

 

2. "Немного об иррациональном и судьбе" /Книга воспоминаний/

 

1. Рождение

Родился в Тульской глубинке. 101 километр. Туда приехал отец после 11 лет заключения. Мама работала путевой рабочей на железной дороге, отец – бригадир, максимальная должность, которую мог занять как осужденный по 58 статье. Рабочие звали его «дед». Разница в возрасте отца и мамы 23 года. Было неизвестно, выживет ли младенец? Бабушка выходила.  Через 1,5 года крестили вместе с матерью. Крестные – брат и сестра мамы. В тот же год отец усыновил и дал свою фамилию. Мама и отец никогда вместе не жили.

 

2. Начало работы в 43 школе

Мама мечтала: вот бы сын работал учителем или врачом, работа не пыльная, не сравнить с железной дорогой. Мечты сбываются. Я же никогда не видел себя учителем, не считал себя способным к этой профессии. Потом, уже позже, выяснилось, что действительно учитель я посредственный, может быть даже никудышний. Причина есть – по-моему, я не смог научиться ставить двойки, никогда не понимал воспитательной роли этой оценки… 

Возможно, сам того не желая, исковеркал чью-то жизнь…только сейчас прошу прощения у всех своих учеников. И это серьезно.

В 1988 году устроился на работу в школу №43 имени ЮА Гагарина, впоследствии Московская гимназия 1543 учителем географии. В школу пригласили не меня, жену, но она честно сказала завучу, что готовится стать матерью и работать в школе долго не сможет. Лариса Давидовна Г. сильно огорчилась этому обстоятельству, т.к. считала, что нашла ценного сотрудника, но Таня вдруг возьми и заяви – «у меня супруг может занять эту вакансию». Вот она, судьбинушка, коленца выдает.

На следующий день приехал в школу пред светлые очи Ларисы Давидовны. Надо сказать, что впоследствии я лучше узнал эту женщину, прекрасную мать, очень красивую в молодости, немного грузноватую и неуклюжую в мое время. Над ней много подшучивали и дети, и сотрудники, но не припомню ни одного случая, чтобы это было зло и колко. А Лариса Давидовна, обладая очень легким характером и прекрасным чувством юмора стойко переносила все невзгоды жизни, а они были реально, но не мне об этом говорить.

Собеседование с Ларисой Давидовной проходило прямо в вестибюле. Несколько дежурных вопросов, таких же ответов. Заметил, что вокруг нас вертится какой-то мужичок с бородой, невысокий, щуплый, но с громким голосом. Такого в темноте встретишь, по голосу точно подумаешь – великан. Кричит из-за спины Ларисы Давидовны уже как несколько минут и с повышающийся настойчивостью – спросите в походы ходит, ходит, ходит… Наконец, вопрос задан – ответ утвердительный, хотя в походы я не ходил, но посчитал, что служба в Советской Армии и несколько экспедиций позволяют мне так ответить. Возможно, мой ответ на вопрос, а может цейтнот с подбором сотрудника перед началом учебного года, но меня взяли на работу. 

…И вот она - школа. Что делать? Чему учить? Ничего не знаю…в голове не пустота – вакуум, черная дыра какая-то…а под ложечкой сосет… «на фига я связался с этой бодягой?»…

 

3. Антисемтизм

Школа оказалась не простой, за глаза ее звали «синагога», в школе много преподавателей и учеников были евреями… В небольшом городишке, где прошли мои детство и отрочество еврейский вопрос существовал. Я его называю кухонным антисемитизмом. Не было никаких погромов или выступлений, но возникали и звучали разговоры о том, что, мол, евреи стремятся занять, тогда это так называлось, «теплое местечко». Даже в кругу моих друзей такая фраза «ну, ты еврей» означала, что ты где-то схитрил, сэкономил, отвертелся от неуда и т.д., но уж точно не звучала оскорбительно. 

Когда поступил в институт, у меня появился товарищ Славка Ц. Все знали, и я тоже, что он еврей. Мы дружили. Он прекрасно играл на гитаре, пел песни Розенбаума в компаниях, великолепно играл в шахматы, заядлый футболист, словом: был наш в доску, рубаха парень. И вот наступил момент, когда надо было заполнить анкету, где была графа национальность. Сижу рядом, напрягся, думаю, что же напишет? Заглядывать неудобно, что есть силы напряг боковое зрение, скосил глаз насколько это возможно влево, не поворачивая головы, мне даже показалось, что в этот момент мои глаза смотрели каждый в свою сторону. И сейчас не понимаю, зачем мне было знать, что напишет Славка. Что он станет для меня врагом? Нет. Буду к нему хуже относиться? Нет.
Подленько подглядываю, выводит, а почерк мелкий, убористый. Вот она национальность высветилась, написана, всего пять букв, я все увидел своим перекошенным глазом…

Фу-у…теперь могу выдохнуть и сказать: «мой друг – еврей». И что же это получилось – скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты? Страшное озарение, может быть открытие для меня… а еврейского вопроса-то нет. Все это выдумки.

В школе еврейский вопрос был.

… Одна учительница жалуется мне: «Сергей Михайлович, почему дети называют меня еврейкой, у меня фамилия мужа, а я русская…» Что ей ответить, если бы она, как я, покосила глазом за заполнением анкеты, то может быть не реагировала бы на такие мелочи…

… Дима А. ученик моего класса, оголтелый по-юношески антисемит, неважно учился, проблемный, когда я встречался с его мамой, красивой, интеллигентной женщиной, мы разговаривали о ее сыне, думал – тяжелый крест достался и не передать его никому. Родители – заложники своих детей, терпение и любовь единственное их оружие. К слову, оборонительное.

Дима кричал и писал не стенах школы «UDE», жид значит. Я отлавливал Диму, гоняясь за этим юрким бесенком по всему классу, укладывал на стол и передавал Леониду Александровичу, в чей адрес чаще всего звучали обидные слова. Дима визжал и закатывался, Леонид Александрович объяснял историю свой семьи, где были пострадавшие за Родину, а я следил, чтобы Диму не довели до коликов в животе. Пусть смеется и будет здоров.

… Олег Б. в походе с ребятами обсуждают. Стою в темноте, меня не видят. Спрашиваю: «Олег, что ты против нас имеешь?» В ответ изумленное: «Как и вы тоже?» Да, ребята, я русский по рождению, татарин по соседям в поселке – их было много транзитных граждан страны Крым-Казахстан-101 км, еврей по дружбе со Славкой. После ухода из школы могу прибавить еще несколько национальностей близких мне людей, благодарен судьбе, встреча с ними - настоящее счастье.

 

4. Е.Д.Волжина

…Елена Дмитриевна В. Преподаватель словесности. Сейчас народный учитель, по-моему. В мою бытность высокая, фигура красивая, что в джинсах, что в костюме, все одно – хороша. Яркая женщина такую точно не пропустишь. 

На педсовете по итогам четверти Елена Дмитриевна, возмущенная моей неразумностью как учителя, выступает, сразу скажу без злобы, с бесенком в глазах: …вы посмотрите на него, сидит… – это она обращается ко мне, хотя реально обращается ко всей аудитории, актриса в душе, ставила чудесные спектакли на школьной сцене, я участвовал в некоторых ее проектах. «Сергей Михайлович, как вы могли поставить двойку в четверти Сперантову?!» Далее идет убийственная аргументация …он же в походы ходит! И смотрит на меня, цыганскими глазами, я затих, стремлюсь втянуть голову в плечи, хочу стать незаметным, вижу, как все вокруг показывают на меня пальцем и говорят цитатой из Гоголевского «Вия» – «Вот он». Лоб порылся испариной, украдкой кошу глазами по сторонам – фу, померещилось, все сидят, наблюдают нашу сцену, как мне показалось, с удовольствием… Да, умеет Елена Дмитриевна аргументировать, а выступать, а привлечь к себе внимание – талант, мне бы частичку…

Против таких аргументов и сцен возразить, понимаю, невозможно, да и бесполезно… задаю Володе пару вопросов, не вникая в ответ вывожу в четверти тройку…

Сейчас Володя Сперантов один из лучших преподавателей русского языка и литературы в Москве. Готовил моего младшего сына к ЕГЭ. Подготовить так, чтобы тот набрал 86 баллов – подвиг. В редкие моменты, когда встречаемся с Володей, всегда напоминаю, что у него скрытый от всех, но не от меня, талант работать с трудно-поддающимися обучению. Мне кажется, я могу уверенно об этом говорить…

 

 

Когда-нибудь все, что у нас останется – память… Их нет уже с нами, буду назвать полные имена, без сокращений… Совершенно разные, но общее было – все из старшего поколения и одинокие…

5. И.Н.Деева

Ирина Николаевна Деева – учитель математики. Короткие волосы, всегда красиво уложены, совсем легкий макияж, никакой вульгарности. Но главное – одежда и походка, точнее осанка. Красивые блузки, дополнялись брошью на воротнике, юбка ниже колена, туфли на невысоком каблуке и осанка. Никогда не спрашивал, но думаю, она занималась либо танцами, либо балетом. Прямая спина и постановка ноги говорили об этом.
У меня была проблема – привести в чувство класс в начале урока. Эти басурманы, особенно мелкие, и после звонка на урок продолжали свои подвижные перемещения. География несложный предмет.
Ирина Николаевна, побывав у меня на уроке, сказала: «Сережа, не вбегай в класс в последнюю минуту, говори тихим спокойным уверенным голосом – здравствуйте». И никакой критики в мой адрес – понимала, каждый должен справляться с проблемами самостоятельно. Смотрит на меня ласково, с улыбкой. 

Задумался детинушка… На следующий день меня осенило. Захожу в класс и говорю: «Здравствуйте, я рад вас видеть живыми и здоровыми!» легкий поклон с моей стороны и далее: «Садитесь, пожалуйста». Тишина гробовая.

После этого все годы, что я работал в школе, начинал урок этой фразой. Реакция была удивительной. Ее ждали и одергивали зарвавшихся, улыбались во весь рот, наиболее нетерпеливые начинали говорить ее вместо меня, а я еще выдерживал паузу… – в этот момент контакт устанавливался. Потом фраза-приветствие стало мемом, кочевала и обсуждалась среди ребят, звучала в капустниках… 

 

6. Г.П.Лазаренко

Галина Петровна Лазаренко, учитель литературы, за глаза Гапа, классный руководитель Максима Галкина. Строгая, требовательная, держалась особняком в школе, ставила отличные спектакли, ездила в поездки и походы, хотя возраст позволял этого не делать. Одним словом – авторитет. Я работал с ее классами.

На педсовете по разбору «успехов» работы молодых учителей в жесткой форме высказалась в адрес работы молодой литераторши. Добавила в конце – «я не смогла досидеть урок и ушла…» Молодая в слезы и бежать с педсовета. Наступила неловкая тишина. Встал, выхожу. «Мы не идеальные, многому учимся, у нас нет еще за спиной тридцатилетнего опыта, но, если с моего урока кто-то из инспектирующих уйдет, больше к себе никогда не пущу». Галина Петровна сказала: «…а может, я в туалет…» Понял, это был призыв к перемирию.

Мы работали вместе с Галиной Петровной успешно в ее классах, она нечасто приходила на уроки своего класса, мы обсуждали успехи или неуспехи, отдельных учеников, но держались подчеркнуто корректно, профессионально. Я тоже приходил к ней на уроки своих лоботрясов. Галина Петровна курила как паровоз, «дымила» уместное слово. Курила в классе, иногда при детях. Никому в школе такого не позволялось… Как-то зашел к ней в класс. Она стояла у окна, курила в форточку и смотрела куда-то… Спросил: «Галина Петровна, почему курите?» Первый раз она стала другой, иначе посмотрела на меня – «…был тяжелый период в моей жизни, один человек предложил сигарету…» Ни слова больше, у меня хватило ума не спрашивать далее. Мы не дружили, не были близкими, но мне кажется она впустила меня в свой круг доверия… по крайней мере мне бы этого хотелось…

 

7. М.А.Гигнзбург

Маргарита Аминадовна Гинзбург, среди нас Марго, учитель английского. Еврейка, коммунистических убеждений, трудоголик, ради детей готова на все. Умела с ними работать. Учитель от Бога. Были учителя, которые выжимали из детей все до капли, поднимая их на небывалую высоту. Марго нет, не такая. Домашняя. Невысокая. Куталась в теплую кофту. Голос с хрипотцой. Детям с ней было, думаю, приятно и комфортно, даже если она кого и ругала. Всегда забегал к ней в класс с удовольствием, такой позитив во мне вызывала, не описать. Мне кажется, мое отношение к ней можно назвать сыновьей любовью. 

Она говорила мне: «Сергей Михайлович (всегда по имени отчеству и на Вы) возьмите моих в поход – просятся». Никогда не отказывал, да и дети у нее как на подбор – отличных она растила. А когда родители спрашивали Марго – не опасно ли? Отвечала – вы что? Это же Сергей Михайлович! Лучшая для меня оценка. В жизни я разгильдяй – к походам готовился тщательно: тренировал в однодневных, проверял экипировку и укладку рюкзака.

Марго я и сейчас люблю. Похоронена в Израиле.

Когда-нибудь все, что у нас останется – память…

 

8. "Учись всю жизнь"

Меня воспитывала бабушка, Клавдия Григорьевна. Мы прожили с ней счастливые для меня 29 лет. Хотя ее жизнь радужной не назовешь. Пережила все войны прошлого века, теряла и хоронила детей. Ко мне относилась как к сыну или самому близкому из внуков… Каждое утро читала молитву, когда удавалось ходила в церковь… Как-то предложила мне пойти с ней в Москве, сейчас не вспомню в какую, мне было 10 лет – наотрез отказался, пионер не должен посещать церковь…стоял как истукан у входа, считал голубей…сейчас хожу с удовольствием, люблю небольшие, провинциальные, особенно когда нет людей…

Из воспоминаний врезалось (по другому не могу сказать) в память – …Сережа, учись всю жизнь…

…Вызывает меня директор, Юрий Владимирович Завельский, гениальный человек. Начинает в своей манере, издалека, неторопливо, как будто обволакивает своим обаянием. «Понимаешь, твой класс трудный, им непросто будет учиться в нашей школе в 9-10 классах, ты должен поговорить с родителями, мягко убедительно, сказать, что так лучше будет для их детей, словом: найди нужные слова…» Ничего себе, думаю, да, он прав и класс трудный и учиться будет не просто, во всем прав, но сказать об этом должен я и тем родителям, с которыми встречался не раз по разным поводам и в грустные и радостные моменты…

На собрании говорил как в тумане, не помню – что, не помню как. Лепетал, видимо, что-то нечленораздельное. Помню только сначала тишина, потом возмущенный голос одного из родителей – мы вам отдали детей учиться, а теперь вы их гоните… Потом были слова по делу – как забрать документы, что вы думаете, как быть… Что мог я сказать тогда, малоопытный, людям, которые думали о судьбе детей…
Много позже я сам оказался в ситуации, когда мне предложили забрать документы и младшего сына после окончания 8-го класса…

…Таня Х. – ученица моего класса. Своеобразная, мягко говоря. Хорошо рисовала, по-моему, даже занималась в студии. Колкая, едкая. Как мне хватило терпения не убить ее - не знаю.
В конце учебного года, совершенно рядовой день, мама Тани приносит мне огромный букет роз. Говорит слова благодарности, и «моя то, дура, ревет как корова, навзрыд, не хочет уходить из школы и не хочет расставаться» Вот и пойми потом что у кого в голове происходит…

…Наташа С. Хорошенькая, ухоженная, родители – интеллигенция, для нее важно было учиться хорошо, не ниже четверки, хотя способности ее были обычными. Я ее считал фифой. Напросилась в поход, ничего необычного. Ушел с ребятами на весь день в радиалку. Ее оставил с двумя шестикласниками в лагере дежурить. Вернулся не узнал лагеря. Такого порядка у меня никогда не было, лагерь подметен! Дрова заготовлены и сложены в поленницу! Наловлены и сварены раки, по три рака на человека! Вот и пойми потом что у кого в голове происходит…

…Платон К. Умный реально парень. Учился в гуманитарном классе. Класс небольшой человек пятнадцать. Большинство девочки. По расписанию география шестой урок. К этому времени ребята устают, внимание рассредоточено. Я читал им лекции по географии, потом они выполняли работы письменно либо отвечали устно. Платон отвечал 35 мин из 45! Это был мой триумф! Такие ответы – редкость, а когда случаются трудно описать удовлетворение от работы. 

Завельский учил меня – «Сережа, пятерка это особая оценка, ее только за особые заслуги надо ставить». Я следовал совету и был жадноват на пятерки. После ответа Платона объявляю оценку – шесть. Тишина. Беру журнал, ручку, заношу руку, все сорвались с мест и к моему столу, окружили. Вывожу оценку – 6. На чемпионате мира так не радуются и не поздравляют чемпионов. Вот и пойми потом что у кого в голове происходит…

… Я изобретатель. Изобрел новый способ для коммуникации. При подготовке походов и не только в верхнем левом углу доски писал задания. Например: Девишева – готовит раскладку на 18 человек или Лесс – готовит каны и т.д. Ставил подпись – СМ. Ребята читали, передавали или зайти получить задание или выполнить, не заходя в класс. Работало эффективно, потому что было необычно и интересно, так думаю.

Захожу на урок в класс, где я классный руководитель и вижу к СМ приписано – Смени Мозги. Морды аж светятся от удовольствия, как же он будет реагировать! Спокойно начинаю урок. От меня никакой реакции не дождетесь! Так продолжалось некоторое время. Потом надпись исчезла. Мне хотелось сказать этим молодым мерзавцам, что благодаря им я уже тысячу раз поменял мозги, вывернул их наизнанку, научился думать, как они… Но не сказал. Жалею. Теперь мне хватает их – Смени Мозги. Вот и пойми потом, что у кого в голове происходит…

Учись всю жизнь.

Сергей Михайлович Шугарев

 

 

в учительской (22 кабинет, на стенах фотографии выпусков школы)

 

 

Кабимнет географии, номер 39

 

 

 

 

Учительской капустник "Ромео и Джульета", 1994 год 
Ромео - С.М.Шугарев, Джульеитта - М.А.Кукина, текст капустника и другие фото можно найти тут

 

 


  


Прислать свой рассказ об учителе можно на адрес www@1543.ru

 

Страницы о других учителях

www.1543.ru