ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЖИЗНИ
Выпускная речь Ю.В.Завельского 23 июня 2018 года

 

Когда-то замечательный австрийский писатель Стефан Цвейг, произведения которого многие из присутствующих в этом зале, я надеюсь, читали, высказал интересную мысль о «звездных часах человечества». Он полагал, что мир в своем движении вперед время от времени переживает своеобразные моменты крутых поворотов, моменты важных исторических событий, которые во многом меняют саму картину мира, и он назвал эти повороты «звездными часами человечества». 

Мне нравится сама по себе мысль Цвейга о «звездных часах», я много думал об этом. И, работая с детьми в течение почти семидесяти лет, я часто думаю, глядя на них, что ведь в частной жизни любого человека тоже есть такие «звездные часы». Как, к примеру, сегодня в этом зале по случаю окончания нашей гимназии. Тот крутой поворот в судьбе, который происходит с ребятами в эти дни, очень многое предопределяет в их будущей жизни. Но сегодня мы будем говорить не о будущем, а о том, что свершается в жизни каждого из них в эти минуты, что для них представляет собой этот «звездный час».

Ребята дорогие! Через несколько минут на этой сцене я вручу вам аттестаты о среднем образовании. Вы закончили школу. Одиннадцать лет позади, и эти одиннадцать лет были наполнены трудом, радостью, разочарованиями, обидами, счастливыми минутами, которые запомнятся вам на долгие годы. И вот сегодня подошел конец этому периоду, с моей точки зрения, важнейшему в жизни любого человека. Понять значимость этого события, этого «звездного вашего часа» не так просто. Пройдет какое-то время, и вы, наверное, глубже это осознаете. А сегодня я бы хотел подвести некоторые итоги тех незабвенных лет, которые вы провели в школе. В чем его смысл? В чем вообще смысл образования любого человека?

А смысл, с моей точки зрения, вот в чем. Настоящее образование дает возможность человеку отойти от понимания собственной судьбы как некоего рока, как чего-то предопределенного, данного свыше, к понимаю судьбы как цели. Это очень важно! Если воспринимать судьбу как нечто неизбежное, заложенное природой – это плохо. Да, наверное, многое в человеке заложено природой. Но лучше, все-таки, понимать образование как цель. Тогда в достижении этой цели, в отличие от рока, многое зависит от тебя, от твоей воли, от твоих желаний, от твоего интереса, от твоей целеустремленности. Таким образом, образование во многом определяет твою судьбу, судьбу как цель.

Второе. Мне думается, что образование создает необходимые условия для формирования того творческого начала, без которого любой человек, а интеллигентный человек тем более, жить не может. Это творческое начало заложено в любом человеке, не только в интеллигентном, но для него оно особенно важно. Оно помогает человеку овладеть тем интеллектуальным и нравственным багажом, без которого прожить трудно.

Когда-то Шиллер (тот самый, который написал «Марию Стюарт», «Коварство и любовь», «Разбойников» и много других замечательных произведений) сказал удивительную фразу. Я её обнаружил, перелистывая сборники его публицистических произведений. «Дерзай заблуждаться и мечтать!» Слово «дерзай», разумеется, можно заменить словом «стремись», а вот почему «заблуждаться и мечтать»? Я невольно задумался. Я невольно задумался, потому что не до конца понял эту мысль. «Стремиться мечтать» – это понятно. Мечта свойственна молодости, в молодости человек мечтает, а в старости – вспоминает. И мечта, безусловно, придает человеку больше внутренних духовных сил, это я понимаю. Но почему он сказал о заблуждении? «Дерзай заблуждаться»! Мне думается, это связано вот с чем: человек заблуждается, как правило, в творческом поиске. Значит, заблуждение – это те неизбежные ошибки, которые человек допускает в своем поиске истины. И этих ошибок не надо бояться! Вообще мне думается, что в жизни любого человека есть две главные ценности: любовь и ошибки. Наша любовь и наши ошибки. И этими ошибками надо дорожить. 

Наконец, образование – это то, что дает возможность человеку понять самого себя. Я бы сказал даже так: может быть, главный смысл образования как раз состоит в том, чтобы найти самого себя. Это очень трудно. Это большая работа, работа ума, души, таланта, но каждый вдумчивый, относящийся серьезно к жизни человек должен с молодости совершать эту работу. Как важно – найти и понять самого себя. Понимание самого себя дает возможность найти дорогу в этой жизни, свою, а не чужую! К сожалению, так бывает далеко не всегда. Многие люди живут на чужой улице, проходят чужими маршрутами, в итоге проживая чужую жизнь.

А еще образование необходимо для того, чтобы стать в конечном итоге внутренне свободным человеком. Внешняя свобода – это та свобода, которой обладают большинство людей. А вот внутренняя свобода свойственна далеко не всем. В чем смысл внутренней свободы? Что это такое? Это умение каждого говорить и поступать в соответствии со своими убеждениями, неся при этом личную, ни с кем не разделенную ответственность. И если внешнюю свободу у человека можно отнять, то внутреннюю никто никогда, ни при каких обстоятельствах отнять не может. Вот в чем отличие. И я желаю, чтобы такую свободу каждый из вас обрел в этой жизни. Это некоторая независимость человека от любых обстоятельств и от любых авторитетов, если ты с ними не согласен, если их мнение ты не разделяешь. Этому надо учиться. 

В вашем возрасте, возможно, рано говорить о внутренней свободе. Ваша жизнь пока еще зависит от множества внешних обстоятельств. Но ведь вы не всегда будете семнадцатилетними! Вы будете расти, мужать, становиться умнее, если хотите, мудрее. И вот это качество вы должны суметь в себе выработать.

Ребята! Сегодня ваш «звездный час». Я вас поздравляю с этим замечательным событием! А что будет потом? Потом будет судьба, которую вы сами, в зависимости от своих способностей, выстроите. И желаю, чтобы эта судьба каждого из вас сложилась счастливо. Доброго вам пути!

 


Юрий Владимирович Завельский
23 июня 2018 года
Расшифровал Артем Кречетов, 11В

 


                                                                    

 

Запись Выпускного-2018

Страница Ю.В.Завельского на сайте 1543

www.1543.ru