РУССКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ

ПОСЛЕДНИЙ УРОК Ю.В.ЗАВЕЛЬСКОГО 
8 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА 6Г 48 ПАРАЛЛЕЛИ

Ссылка на видеозапись урока


Слово «интеллигент» впервые встречается в дневниках Жуковского. Василий Андреевич Жуковский – старший современник Александра Сергеевича Пушкина, его наставник, поэт, писатель, мыслитель, философ. Один из самых замечательных людей позапрошлого века. Это человек, который во многом осветил своим присутствием в этом веке и своими трудами русскую культуру. У Василия Андреевича Жуковского слово «интеллигенция» встречается в дневнике в 1836-ом году. Жуковский почерпнул это слово – интеллигент - у Бальзака, к которому оно попало от поляков примерно в этот же самый период – в XIX веке. Вспомним, что Польша тогда была частью России. Таким образом, это слово, по-видимому, как я себе представляю, родилось в недрах российской культуры в начале позапрошлого века.

Интеллигент. Интересен корень «интелл», который напоминает другое слово с таким же корнем – «интеллект». Интеллект и ум – понятия очень близкие друг к другу. И всё-таки это не одно и тоже. Ум — это то, что дается природой человеку в момент его рождения. И ум в этом смысле очень сложно развивать. Поэтому по-настоящему умных людей на свете не так много, в отличие от людей ограниченных. Так природа распорядилась. Может ли ум развиваться? Конечно. Но очень медленно. Ум приходит к человеку с формированием у него жизненного опыта. Что такое ум? Это способность человека на основе внешних признаков предмета открыть его подлинную сущность, понять и выработать своё отношение к нему, свою линию поведения. Этим внешним предметом может являться сам человек, какое-то явление, какая-то ситуация. И умный человек разберется в этом быстрее, чем человек ограниченный. 

Итак, интеллигент – это в первую очередь ум. И ум, и интеллект. Интеллект – это наша мыслительная способность. Чем выше развита мыслительная способность человека, тем выше его интеллект. Это умение пропускать через себя большое количество информации, перерабатывать её и ставить на службу себе и людям. Интеллект развивать значительно легче, чем ум. Если это мыслительная способность, то она в первую очередь вырабатывается за счет тех знаний, которые человек накапливает. А что дает нам возможность накапливать знания? Литература. Чтение разных книг: художественных, научных, популярных, детских, молодежных, современных, классических – всех. Чем больше человек начитан, тем выше развит его интеллект, его мыслительная способность. Значит, чтобы развить интеллект, нужно больше читать, вникать в прочитанное, разбираться в нем. Что помогает нам в этом? То образование, которое мы получаем. Чем образованней человек, тем выше его ум и его интеллектуальное развитие. Образование в первую очередь развивает эти качества в человеке. Чем лучше вы будете учиться, чем полнее и глубже будете осваивать те знания, которые дает школа, тем лучше разовьете свой ум и свой интеллект. 

Итак, в основе интеллигентного человека лежит образование. Значит ли это, что любой образованный человек является интеллигентом? Конечно, нет. Нужны какие-то другие, дополнительные качества, чтобы сказать о каком-то человеке, что он настоящий интеллигент. Какие же это качества? Интеллигент – это понятие не столько умственное, интеллектуальное, сколько понятие нравственное. А что лежит в основе настоящей высокой нравственности? Интеллигентный человек – это человек совестливый, это человек, обладающий высоким развитием своей совести. Совесть есть у любого человека, даже у самого закоренелого преступника, рецидивиста. А вот совестливость присутствует далеко не у каждого. И такой преступник, у которого есть совесть, но нет совестливости, не способен на хорошие, чистые, благородные поступки. Следовательно, совестливый человек – это человек, у которого совесть находится в рабочем состоянии, она всё время в действии. Совестливость – это рабочая совесть, это то, что постоянно работает в тебе. Совестливый человек – это человек, который всегда готов на благородные, красивые, чистые поступки, это тот человек, у которого совесть не спит. А вот преступник – человек, у которого совесть не работает, у которого совесть спит, у которого совесть не действует. Вот в чём отличие, понимаете? Связаны ли совестливость и образованность? Связаны, потому что если знания, которые ты усвоил по ходу своей образовательной деятельности, не носят формального характера, то они формируют и твою душу, а не только ум. И образованному человеку легче стать совестливым, чем человеку ограниченному, отсталому. Итак, совестливость. Следовательно, интеллигент – это образованный человек с больной, беспокойной совестью, который переживает и за свои, и за чужие поступки.

Чем ещё характеризуется интеллигент? Своим общественным темпераментом. Ему совершенно небезразлично, какие явления, конкретные ситуации происходят в той стране, в которой он живёт. В этом состоит его общественный темперамент. Он переживает не только за свою собственную судьбу, но и за судьбу того общества, в котором он живёт, он переживает за судьбу своей страны. Чаще всего интеллигентный человек является патриотом, поэтому общественный темперамент может дополнить патриотизм, хотя он может быть и космополитом. 

Бескорыстие. Интеллигент понимает, что любой его поступок необязательно требует какой-то оплаты. И его отношение к тому, что мы называем оплатой, совершенно иное, чем у других людей. Ему важно кому-то помочь, ему важно кого-то поддержать, ему важно выразить свою точку зрения, которая помогла бы развитию какого-то общественного процесса. И не всегда за это он должен получать деньги. У нас многие говорят, что, к сожалению, бескорыстие ушло из нашей жизни, что многие люди в наши дни стремятся к тому, чтобы за всё, что они делают, им платили. Может быть, это и так. Конечно, за последние тридцать лет сознание и отношение к деньгам, к материальному благополучию, к материальному успеху многих людей, которые живут в нашей стране, изменилось. Но я должен сказать, что человека по-настоящему интеллигентного те процессы, которые сейчас у нас происходят и меняют сознание многих людей, не коснутся. Потому что он по природе своей бескорыстен. Он подвижник. 

Говорят, что подвижников, людей, которые бескорыстно стремятся к чему-то, стало мало. Знаете, у Антона Павловича Чехова, который написал очень много великолепных рассказов, драматических произведений, публицистики – статей, эссе, очерков – немного. Но у него есть одно произведение, чисто публицистическое, которое он написал в 80-х годах позапрошлого века. Это статья «Памяти Пржевальского». Чехов в этом очерке пишет: «В наше больное время, когда европейскими сообществами обуяли лень, скука жизни и неверие, когда в странной взаимной комбинации повсюду царят нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят, сложив руки, ничего не делая, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определённых целей в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый жизнерадостный и поэтический слой общества, они возбуждают, утешают и облагораживают». Поэтому и в наше время, – в чём-то больное, конечно, но я думаю, что болезни все эти со временем пройдут, – «подвижники нужны, как солнце». Они составляют самую поэтическую часть нашего общества. И вот такими людьми – подвижниками – являются интеллигенты.

И, наконец, последнее. Интеллигентный человек – это человек высоко воспитанный. Воспитанность: тактичность, выдержка, вежливость и так далее.

Итак, перед нами портрет интеллигентного человека: образованность, совестливость, общественный темперамент, патриотизм, бескорыстие, высокий уровень воспитанности. Такими людьми наша страна богата. Наша страна вообще богата по-настоящему интеллигентными людьми. Вот несколько имён: 

• Дмитрий Сергеевич Лихачёв – учёный, жил в Петербурге, работал в Академии наук, в Пушкинском доме, специалист в области древнерусской литературы;

• Андрей Дмитриевич Сахаров – выдающийся учёный, физик, лауреат Нобелевской премии мира; он сыграл очень важную роль в тех общественных процессах, которые происходили в нашей стране в конце прошлого – двадцатого – века;

• Александр Исаевич Солженицын – крупный писатель, который сыграл очень важную роль в том, что наша страна стала в начале двадцать первого века другой, обрела многое за эти годы и заслужила высокое уважение международного сообщества;

• Сергей Сергеевич Аверинцев – философ.

Все эти люди, к сожалению, умерли. Но этих четырёх фамилий достаточно. Это рафинированные интеллигенты, свет нашей интеллигенции. Поэтому мы можем их смело назвать «властителями наших дум». Мы многие свои поступки, слова сверяем по их словам и по их поступкам. И этот список, конечно, можно продолжить.

Всё-таки «интеллигенция» — это в значительной степени понятие русское, чем какое бы то ни было другое. Это всё-таки понятие, которое в основном связано с историей и развитием общественной мысли именно в нашей стране. Русская интеллигенция возникла в начале XIX века, она сыграла свою выдающуюся роль в течение всего XIX столетия, она сыграла свою роль, может быть, не всегда однозначную, в XX веке, она, к счастью, жива в наши дни и играет такую же роль в развитии нашей страны, её экономики, её политического и социального развития в наше время. 

И поэтому мой совет вам – подумать над этим и присоединиться к тому слою людей нашей страны, который составляет её славу, и имя которому – интеллигенция. Будьте интеллигентны!

 

Юрий Владимирович ЗАВЕЛЬСКИЙ
2017 год
Записал Иван Пуляев, 9Г

1

СТРАНИЦА Ю.В.ЗАВЕЛЬСКОГО НА САЙТЕ 1543
WWW.1543.RU