Личность-Родитель-Гражданин-Работник

Выступление Ю.В.Завельского перед молодыми учителями 
в рамках Фестиваля школ МРСД 
на базе Московского технологического университета (МИРЭА) 
14 января 2017 года.

   

ССЫЛКА НА ВИДЕОЗАПИСЬ /78 минут/ 
(Рассказ о своих первых учительских годах + выводы, которые расшифрованы ниже)

За моими плечами почти 70 лет работы с детьми. Я понял, дорогие мои, вот что. Сделать из человека учителя невозможно, но научить его работать можно и нужно. И задача школы – научить учителя работать. Для того, чтобы стать хорошим учителем, необходимы, как мне кажется, два условия: первое – ты должен любить людей. Учитель – это тот человек, который любит людей. Не только ребят, не только детей, а вообще людей. Разумеется, любить людей может и должен каждый, особенно интеллигентный человек. Но на свете есть две профессии, в которых любовь к человеку является частью его профессионализма. Это учитель и врач.

Я помню, года два или три тому назад у себя в гимназии как-то шёл урок, я сидел у себя в кабинете и вышел в вестибюль, где я увидел пять-шесть девочек. Это были девочки 10 класса с углублённым изучением биологии. И я подсел к ним и разговорился. И вот я спрашиваю: «Девчонки, вы учитесь в 10 классе. Где-то через год вам нужно будет заканчивать гимназию. Куда вы собираетесь идти, кем собираетесь стать?» По-моему, четыре или пять девчонок сказали, что собираются идти в медицинский институт. И тогда я у них спросил: «Ну хорошо, вы хотите идти в медицинский институт. Девчонки, а вы людей любите или нет?» Этот вопрос застал их врасплох. Они никогда не думали об этом. И я говорю: «Вы подумайте над тем вопросом, который я вам задал. Если вы не любите людей, как бы ни овладели вы своей профессией, она вам всегда будет в тягость. Запомните это».

Вот точно так же учитель. Это человек, который должен в соответствии со своей профессией любить не только детей, он должен любить людей вообще. И родителей, с которыми он работает, и многих других, с которыми его связывает жизнь и работа. Потому что от этой любви во многом идёт и любовь к ребёнку.

Второе. Настоящим учителем, мне думается, может стать тот, который помнит своё детство, помнит детство и отрочество своих сверстников. Вот человек с такой памятью может стать хорошим учителем. Потому что ему легче понять ребёнка, общаясь с ним. Он вспоминает себя. Он может поставить себя на его место, понять его поведение, его поступки, его отношение к людям, к жизни.

Хороших педагогов, к сожалению, на свете не так много. Естественно, возникает вопрос: а чем отличается хороший педагог от плохого? Перефразируя мысль Л.Н.Толстого, можно сказать: все хорошие педагоги похожи друг на друга, каждый плохой педагог плох по-своему. Это результат моих долгих, многолетних наблюдений.

В первую очередь, хороший педагог – это тот, кто умеет создавать особое поле принятия ребёнка. Значит, это тот человек, который принимает любого ребёнка таким, каким он есть. Ребёнок может быть сложным, трудным, у него может быть тяжёлый характер, он может быть ленив. Он даже может быть в чем-то вам неприятен. Он может обладать какими-нибудь чертами, которые вас отталкивают. А всё равно с ним надо работать, его надо растить. Хороший педагог каждого растит. Каждого! Хороший педагог рассматривает то, что он делает в школе не просто как работу, а как служение. И он в данном случае рассматривает свою роль в школе как некую миссию. Ребята таких педагогов любят и ценят.

У Ф.М.Достоевского есть такая мысль: «Человек не равен самому себе, он постоянно меняется. И пока человек жив, последнее слово о нём не сказано». Вот это должен помнить каждый учитель. Он должен понять, что тот мальчишка, которому 15 лет, и который тебе столько стоит сил и здоровья, он может с возрастом стать совсем другим! Он вырастет, многое перерастёт в нём. Появятся какие-то незнакомые пока нам черты. Да, до окончания школы многое в нём изменится. И он будет благодарен тебе потом за то, что ты его когда-то не оттолкнул от себя. Даже если вы никогда потом не встретите его в жизни.

А вот плохие педагоги, как я уже сказал, они разные. Впрочем, у них есть две черты, которые, как мне кажется, их объединяют. Первое: выборочное отношение к детям. От обожания одних до неприязни к другим. И дети им отвечают тем же. Разумеется, есть ученики, которые их любят. Но большинство, конечно, относятся к ним с той же неприязнью, с какой эти учителя относятся к ним. И второе. Я заметил давно, что хороший педагог – это тот, кто в основу своей системы работы с ребёнком ставит метод убеждения. Плохой педагог – тот, кто во главе угла ставит требование. Один убеждает, другой требует. И это понятно, почему. Потому что убедить в чем-то ребёнка значительно сложнее, чем его наказать. Наказать проще. И я всем учителям всю жизнь всегда говорю: «Запомните. Любой выговор, который висит в вестибюле, в учительской, где угодно, по поводу наказания того или иного ребенка – это выговор не только ученику, но и тому учителю, кто стоит за этим ребёнком. Это результат его недоработки или его педагогической беспомощности».

И последнее. Цели образования, какие были 10 лет назад, такие и остаются сейчас. Они были такими и 10 лет тому назад, и 200 лет тому назад, и две тысячи лет тому назад. Цели образования не меняются. И они будут такими до скончания рода человеческого. А что это за цели?

Образование – это воспроизводство. Воспроизводство Личности, Родителя, Гражданина и Работника. Всё с большой буквы и в таком порядке. В соответствии с приоритетами. Сначала Личность, потом Родитель, потом Гражданин, потом Работник. Вот в этом цели образования. Исходя из этих целей, важно в каждом сидящем за школьной партой воспитать личность, в чем-то непохожую на других, неповторимую, во многом уникальную. Каждый человек в этом смысле личность. И мы в каждом ребёнке такую личность должны воспитать. Развить все то лучшее, чем обогатила его природа.

А что касается родителя... мне так трудно об этом говорить. Понимаете, мы живём в такое время, когда, к сожалению, многие молодые люди равнодушны к созданию семьи. Вы не обращали на это внимание? Многие мальчики и девочки живут вместе. Но эти партнёрские отношения – это же иллюзия семьи. Семья создаётся иначе. На этом фоне сформировался определенный тип деловой женщины, для которой карьера важнее семьи, и тип мужчины, не готового нести ответственность за будущую семью. 

А что касается гражданского воспитания. Все проблемы нашей страны – идеологического, экономического, социального характера может решить лишь общество, каждый член которого чувствует себя настоящим гражданином своей страны, чувствует себя готовым нести ответственность за ее судьбу. 

А отсюда работник. Почему я его поставил в конце? Потому что он соединяет в себе качества своей неповторимой личности и родителя, который умело растит будущих граждан своей страны. Итак, создание Человека – в этом вся суть образования. 

Ю.В.ЗАВЕЛЬСКИЙ

Съемка и расшифровка текста - Вероника Владимировна Матюхина

 

 

                                                                    

 

Страница Ю.В.Завельского на сайте 1543