ШКОЛА КАК ОБЩИННЫЙ ДОМ

Статья Ю.В.Завельского в "Учительской газете", 
25 октября 2016.

Памяти Виктории Молодцовой

   

Проработав много лет и даже десятилетий в образовании, я давно понял: лицо любой школы определяет её атмосфера, воздух, которым наполнен школьный дом, её тепло и свет, которые она излучает, одним словом – её дух. Этот дух, как и дух любого дома, создают люди, живущие в нём. Он выражается главным образом отношениями между ними (как взрослыми, так и детьми) в достаточно сложном образовательном процессе, участниками которого они являются. И главными фигурами в формировании здорового климата школы – основного условия её успешной работы – являются её педагоги. Вот почему отношения между людьми – главная ценность любого школьного коллектива, самое дорогое, что у него есть и что надо умело хранить. 

Что носится в воздухе школы со здоровым нравственным духом? Смех, радость, вдохновение… Это первый чисто внешний показатель здоровья коллектива. Я понимаю в данном случае такую школу как общину, как идеальную её модель. Общинный дух, русская соборность, коллективизм, лежащие в основе русского менталитета, дают возможность выстроить такой ДОМ.

Разумеется, в его созидании очень важна роль учителя как главного исполнителя образовательного процесса. Ведь что такое образование? Как у Пушкина:

           Куницыну – дань сердца и вина, 
           Он создал нас, он воспитал наш пламень, 
           Поставлен им краеугольный камень,
           Им чистая лампада возжена.

Цель образования – создание человека. Ведь при рождении он только биологическая особь, а потом еще долгие годы происходит его наполнение тем интеллектуальным и нравственным содержанием, которые и делают его человеком. Воспитывают, говоря словами Пушкина, его пламень, готовность служению Родине, закладывают краеугольный камень его взглядов на мир. И это во многом зависит от того, какой рядом с растущим человеком окажется учитель, насколько он понимает те цели и задачи, которые стоят перед ним, и умеет их решать.

Я часто думаю о нашей удивительной, может быть, в чём-то сомнительной, не во всём понятной, не похожей на другие профессии. В самом деле, можно легко понять смысл любой профессии: металлург производит металл, шахтёр – уголь, хлебороб – зерно… Что же производит учитель? Он производит будущее. И смысл его труда можно сформулировать просто: вырастить честного, порядочного человека, вооружить его знаниями и научить, как жить среди других людей. В этом красота и благородство нашей профессии.

На какой же высоте должен быть сам учитель, чтобы вырастить человека будущего? Ведь он сам во многом должен быть таким, каким хочет видеть в будущем своего ученика. Педагог и публицист Симон Соловейчик, когда-то замечательно сказал: «Молодой человек, подающий заявление в педагогический ВУЗ, в сущности берёт на себя обязательство стать идеальным человеком!». И как это ни выглядит романтично – это правда. Ведь ребята, которых он потом будет учить, не виноваты в том, что им не досталось лучшего учителя. Следовательно, таким учителем должен быть он.

Эта однажды принятая на себя роль идеального человека с годами, если только учитель постоянно работает над собой, может стать его сущностью. Разумеется, идеальным стать невозможно, но постоянно приближаться к этому необходимо. Учитель, чтобы выглядеть перед учеником безупречно, должен быть всегда повёрнут к нему своей лучшей стороной, обладать мягким нравом, хорошим характером, ибо хороший характер – это не что иное, как умение скрывать свои недостатки.

Настоящий большой учитель – это тот, кто рассматривает свою работу в школе как служение, а свою роль в ней как некую миссию. Это не только тот, кто может дать прекрасный урок, передавая детям знания и формируя на их основе интеллектуальные умения. При всей ценности знаний он отлично понимает, что основная идея образования – в спасении ребёнка, то есть в вооружении его не только интеллектуальным, но, что важнее, и неким нравственным опытом, который даст ему способность с достоинством выстоять в этом огромном, бушующем и, по выражению Андрея Платонова, яростном и подчас непредсказуемом море жизни. Это человек, который указывает путь, открывает дорогу, притом каждому свою, ибо все дети разные. Он помогает ребёнку стать самим собой, иначе говоря, раскрыть всё то лучшее, чем одарила его природа, помогает преодолеть нравственную безграмотность, формирует те умения, которые помогут ему жить среди людей. Вот такой учитель, который каждое своё слово, каждый поступок взвешивает на весах своей совести, и ставит тот краеугольный камень, о котором писал А.С. Пушкин, такой учитель и нужен тому общинному дому, о котором говорилось выше!

И ещё важно понять вот что. Каждый человек рождается Фаустом, чтобы всё обнять, всё испытать, всё выразить. Но далеко не каждый человек ставит перед собой такие цели на заре своей жизни. Потому что в молодости человек полагает, что жизнь, которую ему предстоит прожить, – долгая, всё успеется. Такое ощущение мешает ему по-настоящему ценить каждый прожитый день, наполняя его интересным и богатым содержанием. А в жизни важен не только день, но каждый прожитый миг. Как заметил когда-то Гёте, этот миг – дар, отпущенный тебе природой. Он пришёл из вечности и в вечность навсегда уйдёт. Постарайся же его прожить как можно полнее. Вот это как раз и поможет тебе многое обнять и испытать. И ещё важно в этом долгом жизненном пути суметь выразить себя как личность со всем присущим ей богатством и неповторимостью.

Непростая задача. Главное в её решении – суметь найти своё призвание. Но призвание (от слова «зов») – это одна из тайн жизни любого человека, это твой внутренний голос, который непременно надо услышать. А услышать его бывает трудно. Это как потайная дверь, которую ты долго искал, наконец, нашёл, открыл, а там воздух, солнце, высокое небо над головой, запах, звуки. Ты нашёл своё призвание! Но как найти эту дверь? Тут как раз важен тот учитель, который поможет подростку услышать свой внутренний голос. А это важно для него в его личном самоутверждении. Ведь самоутверждение – это поиск и реализация своего пути в мире, своих ценностей и смысла существования в каждый момент времени. Это очень важно для подростка, для понимания им самого себя как личности, открытия собственной неповторимости и уникальности.

Всё это требует от подростка целеустремлённости, ибо человек с целью, даже если он идёт к ней медленно, движется быстрее и достигает бóльшего, чем человек без цели. Вот зачем человеку стремления. Они обогащают нашу жизнь, делают её разнообразной, плодотворной, полезной для других.
Задача настоящего, большого учителя и состоит в том, чтобы помочь ребенку определить свои жизненные цели, ибо от них во многом зависит смысл той жизни, которую ему предстоит прожить. 

 

Ю.В. Завельский,
директор Московской гимназии 
на Юго-Западе № 1543,
Народный учитель России

Статья на сайте « Учительской газеты»
и на сайте Межрайонного Совета — «УГ-Москва», №43 (25.10.2016, с.6)

                                                                    

 

Страница Ю.В.Завельского на сайте 1543