ИДЕАЛ УЧИТЕЛЯ

Ю.В.Завельский в газете "На западе Москвы"

22 июня 2012 г.

   

У школьников – в разгаре каникулы. Отшумели в школах выпускные балы. Настало то особое для каждого педагога время, когда можно не только отдохнуть, но и, вынеся свои уроки из учебного года минувшего, - подготовиться к новому, продолжить поиск своих ответов на вечные для учителя вопросы: чему, а главное – как учить. Что особенно не просто в ситуации, когда реформирование системы образования продолжается. «Подслушать» эти мысли у заслуженного учителя России Юрия Завельского, поговорить с ним о современном учительстве мы решили не только потому, что он создал одну из лучших школ Москвы, гимназию на Юго-Западе №1543, и до сих пор руководит ею, и не только потому, что его по праву считают одним из основателей всей системы образования столицы. У нас был прекрасный повод встретиться: Юрий Владимирович только что отметил свое 85-летие.

 

Юрий Владимирович, от имени тысяч наших читателей - Ваших бывших учеников примите поздравления с днем рождения и – пожелания многая лета!

Спасибо. Тронут. 

Гимназия, которую Вы основали – правопреемница школы имени Юрия Гагарина. В связи с этим вспоминается первая реакция Джона Кеннеди на полет Гагарина в космос: «Победило советское образование». Увы, спустя полвека образовательными победами гордимся не мы, и не американцы, а совсем другие страны – например, Канада, Финляндия, Австралия…

Я бы Кеннеди слегка поправил: победил советский учитель! И в дореволюционной школе, и 50 лет назад учителя были разными, разные они и сейчас. Но по-прежнему везде, в том числе и в нашей стране, побеждает хороший учитель. Много ли их у нас, таких учителей? Думаю, что много, так что не разделю вашего пессимизма. Таланты в России всегда были, есть и будут.

Вы – известный театрал, горячо и преданно любите этот вид искусства. С каким спектаклем Вы бы сравнили сегодня нашу систему образования?

Я не знаю, сравнимые ли это вещи, но если иметь ввиду эмоциональное воздействие на человека, то, думаю, это спектакль Малого театра 50-х годов прошлого века, по роману Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Давайте только заменим «тщеславие» на «честолюбие», это все-таки несколько разные понятия. В определенной мере чувством здорового честолюбия должны обладать все. Оно является импульсом движения человека вперед. В этой «ярмарке» принимают участие как взрослые, так и дети.

Изменились ли ученики за последние полвека?

Голубчик, ну скажите, а взрослые люди изменились по сравнению с тем, что было 50 лет назад? А страна изменилась? Ну как же могли молодые люди не измениться? Ребята в наши дни более целеустремленные, более прагматичные. Наверное, лучше разбираются в жизни. И это хорошо. У ребят в середине прошлого века было больше инфантилизма, но зато и больше романтики…

А как быть с тем, что современные ученики могут оскорбить и порой даже… ударить учителя. Мне бы, да и моим сверстникам и в голову бы не пришло подобное. Для нас учитель был непререкаемым авторитетом. 

Я вам скажу так. И раньше, и сейчас ученики были разные. Были и есть хулиганы, были и есть хамы. Всегда были те, с кем было трудно учительнице, а иногда и взрослому мужчине не легко было справиться с такими. Я учился в довоенной школе, и хорошо помню своих учителей и одноклассников, среди них тоже были разные люди. Доходило до того, что некоторых ребят учителя выносили на руках из класса в коридор, настолько они доводили их. Я не думаю, что в своей массе ученики стали намного хуже. Если брать нашу гимназию, такие случаи - беспрецедентны. 

Продолжаются дискуссии о гендерном образовании. Одни говорят, что девчонки должны учиться отдельно от мальчишек потому, что мальчики развиваются медленней девочек, другие утверждают, что у них по-разному устроен мозг. Что Вы думаете по этому поводу?

Я пришел в школу в 1950 году, когда существовало раздельное обучение, и начинал преподавать в мужской школе, а рядом была женская. Когда произошло слияние женских и мужских школ, я увидел, как через какое-то время присутствие девчонок стало облагораживать парней. Как они постепенно стали вести себя иначе. Ребята стали обращать на себя внимание, и каждая девочка хотела понравиться ребятам. Присутствие девочек и мальчиков в одной среде – это ведь прекрасно! Как любовь может возникнуть на расстоянии в несколько кварталов? Вот учатся парень и девчонка вместе несколько лет. Однажды сидит он на уроке, она сидит у окна. И вдруг она невзначай повернулась к нему профилем и он этот профиль, кажется, увидел в первый раз и… обомлел. Он никогда не видел ее такой. Не чувствовал ее красоты. И чувство зародилось впервые. Может, этот урок для него и пропал, ну и бог с ним, главное состоялось то, что дороже любого урока. И, наконец, мальчики и девочки должны быть вместе потому что, стиль мышления, мир чувств у мальчиков и девочек разный, эти миры дополняют, обогащают друг друга. 

Как Вы относитесь к системе пресловутого ЕГЭ? Не подменяет ли роль живого учителя система тестов?

 Действительно, в какой-то степени ЕГЭ разрушает тот контакт, ту живую связь, которая всегда была между учителем и учеником во время экзамена. Но ЕГЭ, как и любая другая тестовая методика, несет в себе как знаки плюс, так и минус. Положительное состоит в том, что проверку знаний ученика проводит независимая комиссия, люди, которые его не знают. Родной учитель может быть субъективным. Роль учителя очень важна. Но, вы знаете, кстати замечу, меня всю жизнь преследовал один тезис, который нам внушали: «Учитель – центральная фигура в школе». Это неправда. Центральная фигура в школе – ребенок. И от сознания этого многое в работе учителя может измениться. Я в этом уверен. Во имя ребенка мы приходим сюда. Мы для него, а не он для нас.

Юрий Владимирович, почему так мало мужчин-педагогов в школах? 

Во–первых, уровень заработной платы все-таки в школе ниже, чем в других профессиях и это всегда было серьезным препятствием прихода мужчин в школу. Во-вторых, нужно учитывать и другую вещь: к педагогической профессии по своей природе более склоны женщины. Женщине важны подробности, какие-то незначительные элементы. В педагогике это очень важно. Например, кто лучше проверит сочинение - учитель или учительница? Мужчина пропустит больше ошибок. И что очень важно – у женщины есть то душевное тепло, которое очень нужно ребенку. У многих мужчин другое преимущество – сильная воля, весомое слово, он может принять достаточно радикальное решение, которое иногда необходимо ребенку. Точно так же, как девочки и мальчики должны дополнять друг друга в учебе, так и учителя, мужчина и женщина, должны дополнять друг друга в работе. 

Что самое главное в профессии учителя? 

Очень важны в профессии учителя некоторые природные данные, без наличия которых никак не обойтись – это ум, быстрая реакция на изменение ситуации, терпение, мягкий нрав и твердая воля. Вот основные предпосылки для того, чтобы стать учителем. Все срывы педагога, все его поражения в работе с детьми происходят часто у учителей с дурным нравом, капризным и вздорным характером, особенно когда их подводит ум или не хватает терпения и воли. Каждый день учитель должен быть беспощадно нетерпим к себе и предельно терпим к ребенку. Вот моя главная, принципиальная педагогическая установка, которой я стараюсь придерживаться все эти долгие годы.

Российский педагог и публицист Симон Соловейчик говорил: учительская профессия – несколько странная. Странность состоит в том, что для любого ученика, которого ты воспитываешь, ты должен выглядеть «идеальным человеком»?

Действительно, профессия необычная, во многом не похожая на другие, это правда. Учитель должен воспитать те качества души, характера, ума, которыми он сам должен обладать. Молодой человек, подающий заявление в педагогический вуз, берет на себя как бы негласное обязательство стать идеальным человеком. Ведь будущие его ученики не виноваты в том, что им не досталось лучшего учителя. Стать таким человеком очень трудно, сначала роль такого человека ты должен сыграть. Потом с годами она перестанет быть ролью, а станет твоей сутью, но на каком-то этапе это та роль, которую ты должен принять на себя, «влюбив» в себя ребенка. Так постепенно обыкновенный человек становится необыкновенным – учителем. У Бориса Пастернака в его записных книжках есть одна удивительная мысль: «Мы все стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить». Учительская профессия – поразительная по своей природе, ведь нам предоставлен этот случай любить человека в той мере, в какой он не предоставлен никому. А как ты воспользуешься им, это зависит от твоих человеческих качеств, твоей культуры, профессионализма.

Врачи принимают клятву Гиппократа, какую клятву должен давать учитель?

Главное отличие учителя от обычного человека в том, что для него любой ребенок должен быть интересен, подчеркиваю – любой! Я не люблю, когда люди много говорят о своей любви к детям. Когда об этом часто говорит сам педагог, то есть в этом что-то нескромное. О нашей любви к детям пусть говорят сами дети. Об этой любви к детям часто говорят потому, что любить детей, в общем-то, не так трудно. Трудно любить детей порознь. Ведь дети, как и взрослые люди, всегда разные: умные и глупые, добрые и злые, воспитанные и вульгарные. Любить каждого из них совсем не обязательно. Но, повторюсь, настоящему, большому педагогу каждый ребенок должен быть интересен. Такой учитель внимательно следит за его ростом. Радуется его успехам, огорчается его неудачам, срывам, поражениям. Вероятно, в этом суть клятвы человека, готовящегося к работе с детьми.

Юрий Владимирович, есть ли у Вас идеал педагога?

Конечно, Януш Корчак. Великий человек и великий педагог. Вместе с воспитанниками «Дома сирот» во время войны с фашистами он был помещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. В 1942 году Януш вместе с другими воспитателями и примерно 200 детьми прибыл на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. В последнюю минуту он отказался от предложенной ему свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. Он не мог их предать. Никто так не приблизился к пониманию ребенка так, как он. Это его слова: «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». Великий человек! Настоящий праведник! 

                                                                22 июня 2012

 

 

Ю.В.Завельский на сайте www.1543.ru