"Я еще не очень устал..."

Интервью Ю.В.Завельского 2018 года

ПОЛНАЯ ВИДЕОЗАПИСЬ /80 минут/ 

1. О своем уходе с поста директора 1543

2. О романтиках прошлого

3. О чувстве Родины

4. О задаче учителя

5. Подростковый возраст

6. Как сохранить гимназию

7. Стихи...

О СВОЕМ УХОДЕ С ПОСТА ДИРЕКТОРА 1543

Я прожил в образовании 68 лет. С самого начала 50-х гг. и до этого момента без передышки, без какого-либо перерыва, без антракта я работаю в школе. Единственный перерыв за все время – это те две-три недели, когда я переезжал с Украины в Москву и устраивался здесь на работу. А так, в общем, я работаю 68 лет.

Если меня кто-нибудь спросит, устал ли я, то скажу честно – не очень. Меня удручает только вот что. В течение многих лет мой труд, как и любой другой труд, был выстроен по определенному алгоритму, и этот алгоритм все-таки со временем превращается в рутину. И эта рутина меня немножечко отталкивает. Когда нужно одни и те же вещи делать изо дня в день, повторяя одно и то же, – вот что меня больше всего, как мне кажется, раздражает. Но что делать, от этого не уйти. 

Я не могу сказать, что я устал. Но мой возраст заставляет меня принять очень тяжелое для меня решение об отставке. Я плохо себе представляю, как в один далеко не прекрасный день я проснусь, и окажется, что мне некуда идти, что я абсолютно свободный человек. Я свободен от всего и от всех. Может, для кого-то это прекрасно – не быть связанным никакими обязательствами, когда ты никому ничего не должен, когда от тебя уже ничего не ждут. А для меня это страшновато. Страшно, потому что так была выстроена вся моя жизнь. Ну что же, придется к этому привыкать, и я постараюсь к этому привыкнуть, если еще придется какое-то время пожить...

 

О МОЛОДЕЖИ И РОМАНТИЗМЕ

Сейчас, окидывая мысленным взором все эти годы, я вижу много разных лиц, глаза многих людей, слышу разные голоса. Это люди, которые прошли через мою жизнь. Обычно у людей моего возраста спрашивают, чем отличается молодежь наших дней от своих предшественников, людей, которые жили полвека тому назад. Они были такими же? Ну, конечно, нет, потому что изменилась жизнь всей нашей страны. И взрослые люди ведь тоже изменились. А уж молодежь – тем более.

Что привлекало в тех ребятах, которые были когда-то? Лирическое отношение к жизни. У тех ребят был силен некий поэтический настрой. Многие были романтиками, и это очень скрашивало нашу жизнь, делая ее более красивой, яркой, увлекательный. Поскольку я сам по натуре романтик, мне было это с руки. Конечно, сейчас ребята, увы, этой прекрасной болезнью не так одержимы. Зато в них есть нечто другое. Здоровый прагматизм, который свойственен нашей теперешней молодежи. Точное знание цели, которая перед ними стоит, пути, который должен проделать человек для её достижения, умение выстроить свое поведение в соответствии с теми задачами, которые диктует эта цель. В этом смысле они во многом отличаются от тех романтиков, которые были раньше. С некоторыми из тех ребят я продолжаю дружить многие годы, знаю, как сложились их судьбы, с некоторыми дружу семьями почти 60 лет, внуков их знаю! Каждый из них дорог мне, поскольку напоминает мне мою молодость. 

А как складывается судьба романтиков? Правда ли, что прагматичный человек больше застрахован от разочарований в жизни, чем романтик? Романтик во что-то верит, а потом сталкивается с тем, что это не так. И это может быть очень тяжело. 

Может быть, в чем-то это и так. Но лирическое отношение к жизни побеждает все дурное в ней, все, что необходимо преодолеть. Угасание этого чувства обусловлено в какой-то степени изменившимся строем нашей жизни. В этой новой жизни нужно существовать по тем правилам, которые она диктует. Но это не противоречит тому, что я говорю. Можно и в наши дни остаться романтиком. Вот я им и остался. Я старый человек, а все равно во многом идеалист. Стараюсь видеть во всем то лучшее, что украшает жизнь. Тяга к прекрасному, видимо, дается человеку от рождения. Романтик видит трудности, которые ему надо преодолеть через призму некоторой идеализации действительности. Вот эта воображаемая призма помогает ему в этом преодолении. 

Мы знаем примеры великих романтиков. Александр Грин – безудержный романтик. «Алые паруса», «Бегущая по волнам» – символы романтического отношения к жизни. А какая нелегкая судьба у Грина! Что-то срабатывает в романтической душе в ситуациях, которые требуют энергии преодоления и человек одерживает победу над собой.

А вот Константин Георгиевич Паустовский... Революция, гражданская война, 20-е годы, 30-е годы, в том числе и 1937 год, а потом война не изменили его романтического отношения к жизни. Романтизм искоренить в человеке, если он есть, невозможно. Наверное, что-то зависит от воспитания. Но я уверен, что отношение к жизни определяется не только воспитанием, но и теми качествами, которые закладываются в человеке при рождении. Потом жизнь вносит свои поправки, но сути человека они изменить не могут.

 

 

ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Чем еще отличается современное поколение молодежи от той, которая была полвека тому назад? Своей информированностью. Я бы даже сказал, избытком информации, что невольно создаёт широкий угол зрения и, следовательно, дает возможность выбора. Кроме того, это расширяет представления о мире, расширяет взгляд человека на ту действительность, в которой он живёт. Это и душевно, и духовно обогащает его. В этом смысле современное поколение безусловно во многом опережает молодых людей прошлых лет.

Но ведь широта знания не подразумевает его автоматическую глубину! Если тебе доступны все книги на свете, это вовсе не значит, что ты будешь их читать. 

Безусловно! Но, если предположить, что люди не стали читать меньше, то современный молодой человек знает, понимает, чувствует больше, чем его сверстник 50 лет назад. 

Сам я далек от этих информационных технологий, у меня ничего нет – ни мобильного телефона, ни компьютера. Я только знаю, что есть такое явление как Интернет, но им не пользуюсь. Если что-то нужно – прошу помочь внука или дочь. Дело в том, что Интернет появился поздно, когда мне было уже за 70. У меня уже времени было в обрез, я ещё многого не прочел, многое не перечитал, не прочувствовал, не испытал. Мне ещё надо многое успеть, поскольку времени у меня в обрез. А Интернет отвлекает от многого более полезного и интересного. Отвлекает от литературы, от большой музыки, от искусства. Страшно отвлекает! Я не могу себе позволить этого. 

Юрий Владимирович, так может, он не только Вас отвлекает? Может, он и нынешних 16-17летних тоже отвлекает от всего только что Вами перечисленного?

Может быть, они думают об этом также, как и я? Но преодолеть этой тяги не могут! Интернет страшно засасывает. Я смотрю, когда еду в метро – все люди вокруг с этими самыми устройствами, и все что-то там делают, куда-то нажимают пальцем, что-то перелистывают. Наверное, некоторые из них что-то читают. Приобщиться к этому мне уже трудно, да и нужно ли? Меня вполне устраивают бумажные книги.

  

  

О ЧУВСТВЕ РОДИНЫ

Мне нравится современная молодежь. Я люблю этих ребят. Но меня очень настораживает утрата некоторыми из них того чувства Родины, которое присуще человеку. Я очень много думаю об этом. Некоторые ребята с необыкновенной легкостью покидают страну, в которой они родились, выросли, сложились как личности. Причины, конечно, бывают разные. Для некоторых отъезд за границу связан с получением образования, таких ребят я понимаю. Я понимаю и тех, чья профессия за границей востребована в большей степени, чем у нас. Но я не понимаю тех, кто может уехать из своей страны только потому, что в другой просто лучше. В каком смысле «лучше»? Для кого-то важен заработок, он там выше, чем здесь. Для кого-то жилищные условия, они там лучше. У некоторых это связано с воспоминаниями о первом пребывании за рубежом, которое всегда вызывает некоторую эйфорию. И им кажется, что в этой эйфории они будут жить всю жизнь. К сожалению, много ребят есть, которые уезжают и не возвращаются. Это очень печально, но не думаю, что это печально для некоторых из них. Да, они там вспоминают свою страну, своих друзей, кто-то вспоминает школу, кто-то – институт, но при этом спокойно и легко живут на чужбине. Грустно всё это… 

Юрий Владимирович, Вы перечислили несколько причин, но все они материально-бытовые. А если причина лежит все-таки в более высокой сфере, если, например, человеку кажется, что в другой стране более справедливые порядки, чем у нас, тогда что? 

Если ты по-настоящему, всерьез относишься к своей стране и переживаешь, что в ней есть какие-то недостатки, то вне зависимости от того, кто ты, должен в меру своих возможностей сделать все, чтобы своим трудом умножить то лучшее, что есть в нашей России, и этим самым помочь её росту. Но ты можешь это сделать, только живя здесь. 

А даже, если и нет возможностей что-либо исправить нет, то, что бы там ни было, а все-таки это моя страна. Моя страна! И я разделю с ней и со своим народом все горести, печали, недостатки, которые нас раздражают. Вот, что для меня важно – чтобы это было в молодом человеке. Такое понимание Родины, хотя всё, что я сказал, звучит немного пафосно.

Ну вот люди, пусть не моего возраста, пусть лет на 30-40 моложе – они же тоже пережили многое. Пережили время, когда недостатков у нас было больше, и они были куда серьезнее, чем сейчас – страна была просто другой. Но они остались здесь, и сейчас, когда есть возможность уехать, они же не уедут. Ну вот, например, какое дерево пересадить легче и удобней? Маленький саженец или взрослое дерево? Конечно, саженец. Столетний дуб пересадить невозможно, потому что у него очень разветвленная корневая система. Точно так же и с молодыми людьми. Слабая корневая система их не держит так, как человека, который прожил здесь долгую жизнь. 

Надо понять главное. Чтобы страна была такой, какой ты её хочешь видеть, трудись на своём месте честно и добросовестно с полной отдачей, понимая, что твой труд – это маленькая частица в будущем процветании твоей Родины. Верь в неё! Ведь без веры любви не бывает.

Это понятно, но вот когда Вам было не 90, а 22, Вам же было гораздо тяжелее, чем тем, кто сейчас уезжает. Вы пережили войну, голодали, закончили университет в 1949-м, в самый разгар "борьбы с космополитизмом", и никуда не могли устроиться. И Вы не от хорошей жизни поехали в эту нищую украинскую деревню учить полуголодных, запущенных, осиротевших во время войны детей. Вы же не об этом мечтали! И, если бы тогда Вам вдруг кто-то предложил уехать в Америку, и там в тихом университетском городке, живя на гранты, заниматься, скажем, столь любимой историей русского искусства, русского театра, то что? Вы бы смогли отказаться? 

Покинуть эту страну?! Ни при каких условиях не смог бы.

Во-первых, это ведь и в голову тогда никому не приходило – что можно жить спокойно в другой стране, просто переехав туда. 

А, во-вторых… Когда закончилась Великая Отечественная война, мне было 18 лет. Всю войну я проработал на заводе. У меня есть некоторый повод этим гордиться. Я не очень это афиширую, но мне самому приятно сознание того, что все-таки какая-то и моя, может быть, мизерная ничтожная доля в нашей Великой Победе все-таки есть. Прожив здесь всю войну, испытав голод, разруху, гибель людей, ну как бы я мог потом уехать? Слишком много я испытал здесь. А те ребята, о которых мы говорим, ничего этого, к их счастью, не пережили, и это прекрасно, дай бог им здоровья. Вот, может быть, поэтому некоторые из них легко меняют свою страну на чужую. 

Мне кажется, можно, и не уезжая из страны, чувствовать себя не живущим в ней. Сейчас же очень распространена внутренняя эмиграция, когда ты вроде живешь и работаешь в России, но в каком-то смысле, как иностранец – тебе внутренне здесь почти все чуждо и неприятно – порядки, власть, люди, нравы, климат и т.д. И разве это намного лучше, чем взять и реально уехать, перестав мучить и себя, и окружающих? 

На своем 90-летии я уже вспоминал «Клима Самгина» Горького. Там есть интересный персонаж, школьный учитель Томилин, в его уста Горький вложил такую мысль: «Что такое интеллигенция? Интеллигенция – это лучшие люди страны, которым приходится отвечать за все то плохое, что в ней есть». Мне кажется, что многие люди, и не только молодежь, но и взрослые люди не понимают того, что, если ты интеллигентный человек, то ты несешь ответственность за свою страну также, как и Президент Российской Федерации. Масштаб ответственности, разумеется, разный, но природа этой ответственности одна и та же. А когда интеллигент не чувствует своей ответственность перед страной, это плохо. Не только страна тебе должна, но и ты всегда в долгу перед ней. Без этого чувства любить Родину невозможно.

 

 

О СОВРЕМЕННОСТИ

Меня огорчает девальвация в современном обществе таких понятий как патриотизм, добросовестный труд, товарищество. Но не только это. 

Огорчает, к примеру, равнодушие части молодёжи к созданию семьи. Юноши и девушки, достигнув определенного возраста, начинают совместную жизнь, но ведь это ещё не семья. Создание семьи – это ответственность, и нести эту ответственность должен в первую очередь мужчина. Это одна из его социальных функций. К сожалению, наши молодые ребята не хотят брать на себя эту ответственность, а просто живут в свое удовольствие. Такова ситуация, сложившаяся в последние годы. 

Смущает примитивизация культурных потребностей. Я часто вспоминаю свои молодые годы… Мы были разными. Но, все-таки, если бы мальчики и девочки из интеллигентных семей прошлого посмотрели на то, чем увлекается большая часть современной молодежи – они бы страшно удивились этому. Я прекрасно понимаю, что это связано не только с отношением молодого человека к искусству, но и с тем, что само искусство изменилось. Да, наряду с элитарной культурой всегда была культура массовая. Но та культура, которую мы называем массовой, сильно отличалась от того, что мы видим и слышим сейчас. Вспомним, были такие фигуры как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин – это же ведь массовая культура. И она у молодежи воспитывала высокий вкус. Сейчас же многое из того, что мы слышим, сложно назвать культурой. И все это многие незрелые ребята поглощают и считают, что это и есть искусство. 

 

 

«С ДЕТЬМИ НАДО РАБОТАТЬ»

Педагогическая профессия – профессия массовая. Миллионы людей занимаются этой профессией. И среди этих миллионов есть огромное количество совершенно случайных людей, которым не надо заниматься педагогикой. И, тем не менее, они учат детей. Это они, случайные люди, создают конфликты, которые многие подростки тяжело переживают. Можно ведь проработать в школе 20, 30 и даже 40 лет, так и оставшись в ней случайным человеком. Это те, кто пришёл когда-то в школу без веры в её созидающую силу и остался в ней по сути таким, каким пришел. Посмотрите «Очерки бурсы» Помяловского, «Историю моего современника» Короленко, любые другие автобиографичекие произведения, где люди описывают свое детство, отрочество и юность. Всегда были очень разные учителя! 

К сожалению, многие учителя полагают, что их задача состоит в том, чтобы прийти в класс, что-то рассказать, потом проверить, как сидящие за партами твой рассказ усвоили, потом их за это оценить. Примитивный взгляд на ту педагогику, которую принято называть «предметной». Это очень важная часть профессии, но это еще далеко не вся педагогика! Ведь надо еще подростка научить любить, страдать, дружить, уметь быстро выходить из стрессовых ситуаций, управлять своими эмоциями, устанавливать безопасные отношения с людьми и окружающим миром, а самое главное – иметь адекватную самооценку (то, чего не только ребята, но и многие учителя лишены). На обычных уроках научить всему этому ребят невозможно. Но есть специальные приемы, способы, и надо, чтобы учитель этой работой занимался, чтобы учитель не только учил детей, но и растил их. Как это сделать? 

Казалось бы, простая вещь: ты получил пятый класс, ты в нем ведешь какой-нибудь предмет, и ты в нем классный руководитель. В чем состоит твоя задача? Первые два-три месяца внимательно наблюдать за каждым ребенком, и следы своего наблюдения обязательно письменно фиксировать. Накопив определенное представление о каждом ученике, возьми чистый двойной лист школьной тетради, сложи пополам, получится что-то вроде книжки. Посади перед собой ученика и скажи: “Сережа, вот ты учишься в пятом классе, пятый год ты уже в школе, какие свои личные качества ты больше всего ценишь? Что тебе нравится в самом себе?” Он никогда не задумывался над этим вопросом, не знает, что ответить. Тогда учитель, который сидит напротив него, должен ему помочь: “Ты добрый или нет?” Он скажет: “Наверное, добрый”. “А почему ты так считаешь? Вспомни, как ты свою доброту проявлял”. Он это все вспоминает. “Теперь давай вместе с тобой сформулируем: первая положительная черта, которая в тебе есть, доброта”. И вот так они сидят полчаса, час, заполняют левую страничку – немного сформулированных им самим положительных качеств. “А теперь, Сережа, давай озаглавим эту страничку”. Учитель сам подводит ученика к формулировке “То лучшее, что во мне есть”. Для учителя это точка опоры. На эти качества в работе с Сережей учитель должен опираться. “Теперь давай заполним правую страничку. Там то, чего тебе пока не достает. Давай подумаем вместе и озаглавим: “То, что я должен в себе воспитать”. Правая страничка для учителя – это точки роста ребенка. Все это вместе называется “Программа моего взросления”. На обратной стороне подписываются и ребенок, и учитель. И так с каждым учеником. 

На следующий день после того, как классный руководитель вызовет первого ученика, его ближайшие товарищи, конечно, уже узнают, о чем они говорили. Поэтому пятый или шестой ученик уже придет к нему подготовленным. Он будет знать, какие вопросы классный руководитель задает, расскажет родителям. Они дома все эти вопросы заранее продумают. А это-то и нужно было классному руководителю – чтобы они сами до этих ответов дошли. И если с первым пришлось сидеть два часа, то с десятым не более 15 минут. 

А что дальше с этими программами делать? Каких-то ребят нужно вызывать каждые два месяца, а с кем-то можно встречаться один раз в конце учебного года. Они приходят, открывают программу и обсуждают изменения. 

Так я работал когда-то с ребятами с 5-го до 10-го класса, когда был классным руководителем. За 6 лет ни один ученик своей программы не потерял. А почему? Представим себе такую ситуацию. У мамы сегодня день рождения. Приходят гости, сидят, выпивают, закусывают, а потом мама говорит: “Сережа, принеси свою программу”. Он приносит программу, а там положительные качества, это же гордость его. Следующим гостям он уже показывает сам, ему это приятно. 

Что важно в этой работе? Какая страничка важнее правая или левая? Левая. «Твои положительные качества, чем ты гордишься». Они помогают понять самого себя. Эти две странички помогают ребенку осознать себя: что в тебе есть, а над чем нужно работать. И так до выпуска. 
В конце учебного года я его позову к себе и спрошу: “Сережа, как ты считаешь, в тебе этого отрицательного качестве уже нет? Или есть, но в меньшей степени проявляется?” И тогда мы вместе с ним решим, оставить это качество на правой страничке или уже можно перенести на левую. Так человек растёт под руководством педагога.

 

О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В подростковом возрасте у человека происходит гормональная перестройка всего организма. Большинство ребят ее переживают спокойно и незаметно. Но есть определенная категория детей, которая перестройку гормонов переживает достаточно остро. Отсюда, например, агрессивность, присущая некоторым подросткам. 

Для подросткового возраста характерен неустойчивый эмоциональный фон, быстрая смена чувств, настроений, эмоционального состояния в разных ситуациях, и, наконец, обостренное чувство справедливости. Учитель должен все это не только знать, но и понимать, и руководствоваться этим в своей повседневной работе с детьми. 

А первая влюбленность... Ты сидишь на уроке и вдруг неожиданно для себя видишь у окна в другом ряду тонкий профиль девочки, которую ты раньше не замечал. Это потрясающе! И с этого момента для тебя начинается в какой-то степени другая жизнь. Ты о ней думаешь, ты хочешь ее видеть, где-то поджидаешь, чтобы невзначай пройти рядом с ней. Первая влюбленность в чем-то очень помогает, в чем-то мешает. Учитель должен все это видеть, понимать, учитывать. 

 

 

ЧТО НУЖНО СОХРАНИТЬ В ГИМНАЗИИ

Юрий Владимирович, можно мы снова вернемся к самому началу. Скажите, на что нужно обратить особенное внимание учителям и школьникам, которые остаются в 1543 после Вашего ухода? Что именно нужно нам беречь и сохранять?

Традиции, сложившиеся за много лет, дух гимназии. Тот человек, который придет сюда директором после меня, должен понимать, что самая большая ценность любого коллектива – это отношения между людьми. Ему нужно постараться эту ценность сохранить. И все люди, которые остаются здесь под новым руководством, должны понимать, что самое дорогое в их работе – отношения с детьми, коллегами, родителями – со всеми, кто связан образовательным процессом в гимназии. 

Что лежит в основе нормальных, здоровых отношений между людьми? Терпимость – умение ценить человека за достоинства, которыми он обладает, и быть снисходительным к его слабостям, недостаткам, если они не мешают другим. Это одна из примет истинно интеллигентного человека.

И мы должны понимать одну, казалось бы, простую вещь: мы все в этом доме, имя которому школа, работаем в сущности для одной цели – высокой и главной – создать условия для будущего счастья тех, кого мы учим, воспитываем, растим. Ибо потребность в счастье заложена природой в каждом человеке.

 

 

 

Расспрашивал Сергей Павловский

Текст готовили А.В.Бассель и О.Г.Маршакова



Интервью Ю.В.Завельского 2003 года

Интервью Ю.В.Завельского 2009 года

Интервью Ю.В.Завельского 2019 года

Страница директора гимназии

1543.ru