СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНИЯ

/ Рецензия на День Гимназии 2013 /

 

 

14 декабря – особенный день для каждого русского человека. В этот день как-то особенно остро осознаешь важность того решительного шага, который иногда бывает необходимо сделать в жизни – и неважно, подвиг ли это на века или важная ступень твоей личной биографии, выходишь ли ты на мерзлый лёд Сенатской площади, чтобы хоть кого-то разбудить, даешь ли клятву на заснеженных Воробьевых горах или просто признаешься девушке в любви, и вы оба дрожите, делая вид, что от холода и пронизывающего ветра. Первым был Пушкин. Как всегда Пушкин. Это он связал личную историю человека с историей страны. В Михайловском он написал легкую и веселую поэмку, проведя в ней параллель с легендой о Лукреции и Тарквинии, чья любовная интрига и последующая драма привели к народному восстанию против тирании и установлению Римской республики. Пушкин её написал, а потом, через неделю, понял, в какой день он ее написал – это было 14 декабря 1825 года. И тогда он сказал сам себе – «Бывают же странные сближения!» 

Постановка этой поэмы Пушкина «Граф Нулин» 14 декабря 2013 года на сцене Московской гимназии №1543 стала, по моему мнению, самым ярким моментом Дня Гимназии. Так легко! Так искрометно и живо! Так весело! Актёры по сцене не ходили, они порхали. И, конечно же, сам текст! В школе за последние годы так много хороших постановок, но часто за основу берутся произведения настолько второго-третьего ряда, что талантам актеров и постановщиков бывает сложно пробиться к душам зрителей. А пушкинский текст всегда останется пушкинским текстом, тем более, если его произносить так, как это получилось у 8Г – получилось не «читать», а «говорить» этим языком! 

Формат Дня Гимназии был не совсем привычен. Была заявлена серьезная тема – музеи и люди, собирающие и хранящие память. Очень хорошая и близкая мне тема, но совершено непонятно – как и что можно в её рамках сделать на школьной сцене. В результате все разошлись в разные стороны, и получилось разнообразно и нескучно. Кто-то через формальную заставку с музеем быстро уходил в привычную школьную постановку. У кого-то получилось органично сочетать форму привычной постановки и музейную тему, выбрав само произведение таким образом, где это уже есть (например, «Заповедник» Довлатова у 7В). Но кто-то постарался играть честно, и воспринял задание буквально – всерьез рассказывать о музеях. Таким был рассказ про Ивана Цветаева у 6А, импрессионисты 7В (тоже очень легкая, воздушная постановка, ярко раскрывающая заявленную тему) и Кандинский у 8А. Постановка у них вышла довольно эклектичной – как-то уж очень много всего сразу, но зато и очень красивая (эксперименты с тенями хороши), и информативная – представление о художнике Кандинском сложилось. И сложилось, я уверен, у каждого, кто сидел в зале, на много лет вперед. Отдельное спасибо за песенку «Белой Гвардии». Ещё понравилась египетская сказка 5Б. Музыка, пластика, интересные находки с декорацией и реквизитом – очень смешной был крокодил! Вообще, в этот день было очень интересно смотреть как в незнакомые лица хорошо знакомых людей, так и в знакомые лица людей совсем незнакомых. Я говорю о Соне Соколовской и Насте Богдановой – вылитые копии Саши и Миши. Вообще, если старшие-младшие братья-сёстры часто учатся в 1543 одновременно, то, чтобы одновременно училась тётя и племянница, по-моему, такого еще не было!

Необычным было традиционное выступление Юрия Владимировича перед только начинающими свой гимназический путь учениками 5-6 классов. Я наблюдаю этот момент много лет и могу заметить, как год от года дети все внимательнее и внимательнее слушают его слова. В этом же году дети впервые не только слушали, но и отвечали! На вполне риторический вопрос «Вот сейчас прозвучало «интеллигентный человек». А вы знаете, кто такой «интеллигентный человек»? Это…» дети вдруг начали самостоятельно отвечать. Три человека не побоялись встать и на весь актовый зал рассказать Директору, кто такой, по их мнению, интеллигентный человек. (Я даже спросил в перерыве у ЮВ – не постановочная ли это была сценка. Он рассмеялся). Ох, как непросто будет с этими детьми нашим учителям! Очень интересно, но непросто. Не «легко», не «как всегда», по накатанной. Сколько же раз за жизнь нужно меняться, чтобы не переставать быть интересными все новым и новым поколениям! Какая же это непростая всё-таки профессия…

Отличалась от других и постановка 8Б «Нехорошая квартира», созданная по мотивам «Мастера и Маргариты», в стилистике поведения воландовской шальной компашки, но на основе совершенно оригинального, специально написанного текста. Местами очень остроумно, местами – настоящая политическая сатира (чего стоит одна шутка про департамент МВД, который планирует рейдерский захват здания музея за завесой красивых ажурных слов о важности культуры, а вмешавшийся в это безобразие Азазелло ставит на место зарвавшегося чиновника со словами – «Вон из Москвы, вали обратно в свой Сургут!») Смело, ново, хорошо. Вполне тянет на сюжет для КВНа. Кстати, авторам КВНов я бы посоветовал присмотреться к этой постановке повнимательнее. В ней есть, может, еще не само «новое слово», но уже намек на него, на то, в какую сторону надо пытаться сдвигать этот жанр. Потому что жанр, как бы хорош он не был, не должен застывать и костенеть. Что я имею в виду? Все мы любим нашу школу. (Что бы мы иначе тут делали?) И все мы любим шутки про нее. Но, мне кажется, их уже чуть много. Ведь нельзя шутить много лет подряд на одном уровне – шутка, повторенная дважды, не смешна. То есть нужно всякий раз делать всё лучше и лучше для достижения того же эффекта у зрителя, как наркоман вынужден все время повышать дозу для получения не большего, а ровно того же самого эффекта. Но как это сделать в школе? Даже если бросить учебу и заниматься только КВНом, это все равно очень трудно. Так, может, лучше чуть сменить жанр? Например, в сторону капустника, то есть обыгрыванию какого-то всем известного произведения, заселив его школьными персонажами, как было принято на капустниках в 43-й начала 90-х. Или даже не персонажами 1543, а кем-то совсем новым, как сделали биологи 8-го класса. 

КВН вышел заводной, веселый, смешной. Недостатка в идеях не наблюдалось. Скорее, переизбыток. Много новых лиц, активно вливающихся в процесс. Отличные видеоролики к празднику. Задуманные и поставленные на серьезном уровне. Думаю, даже раскадровку делали перед съемкой, да? За шутки про меня спасибо обеим командам. Конечно, это лестно – лестно быть причисленным к сонму тех выпускников давних-давних лет, которые не преподают в 1543, но про которых при этом шутят на Дне Гимназии. Таких до этого было только двое – Максим Галкин и Коля Лисс. Теперь и я скромно встал на нижнюю ступеньку этого пьедестала. Но на самом деле, как мы все втроем не старайся, нам и на сотую долю не достичь славы Андрея Копёнкина и Ивана Маркова, которые по-прежнему были главными звёздами сцены на ДГ, даже не вступая на нее в этот вечер. Это было удивительно уже несколько лет назад, что для зала шутки про одношкольников становятся смешнее шуток про учителей, но кто мог подумать, что это сохранится и через год и через два после выпуска? Браво! Однако, новым поколениям все равно нужно возводить на пьедесталы новых кумиров и называть вслух свои имена, чтобы и они запомнились нам. Нам всем. «Нам всем» – это не только одноклассникам и своим учителям, но всему миру 1543, который очень велик, и совсем не ограничивается актовым залом на празднике. И на этом КВНе было много тех, чьи имена хотелось потом узнавать, а теперь хочется им сказать в ответ – «Ребята, дерзайте! Будем на вас смотреть и запоминать». (От лица музейных работников и хранителей памяти).

 

Литературная композиция об Осипе Мандельштаме 10Г. Как сказать о ней? Как вплести впечатления от нее в ткань рассказа о Дне Гимназии? Сложно. Эта постановка прямая. Простая. Незатейливая. Без костюмов. Без видеороликов. Без экшена. Без хэппининга. Даже без танцев. Юноши и девушки стоят на сцене и, по очереди подходя к микрофону, читают стихи Поэта. Никто из них не рыдает, не смеется, не бьет чечетку во время чтения, никто даже особенно не интонирует и не повышает голос. Обычная форма, широко распространенная еще во времена советской школы. Четверть века назад нужна была отчаянная смелость, чтобы внедрять на школьной сцене новые, непривычные, свободные формы раскрепощения, бала, цыганского табора, чтобы появлялись костюмы, танцы, экшен и хепенинг. А вот теперь, когда мы живем в такую эпоху, когда и без того повсеместно вокруг сплошной экшен и хепенинг, то, кажется, нужна отчаянная смелость, чтобы делать именно такую постановку, чтобы просто спокойно выходить к микрофону и читать стихи. Легко смеяться шуткам и заворожено смотреть на танцы, трудно час слушать стихи – ведь для этого нужно самому проделывать большую внутреннюю работу. Но так, видно, устроена человеческая природа, что надолго остаётся только добытое с трудом. Благодаря этой постановке поэзия, биография, личность Осипа Эмильевича Мандельштама останутся в памяти всех, кто пропустил их через себя – кто сидел в зале, кто сам выходил к микрофону, кто готовил, сочинял и ставил, кто снимал. А тот, кто снимал, стоял и думал – почему он снова стоит и снимает в этом зале, как ровно десять лет назад, и почему снова слышит те же ахматовские строки, как ровно десять лет назад? Совпадение ли это? Ещё одно случайное и странное сближение? Или, и правда, кто-то ведет и руководит его судьбой?

 

Сергей Павловский,
                    31 декабря 2013 года.
 

 


 

День Гимназии 2013

 все тексты С.Павловского о 1543

раздел "Незабытое"

 главная страница