Выездная репетиция школьного театра. Роза Александровна Новосельцева

 

 

Только недавно я обратил внимание на удивительный факт, которому раньше не придавал значения. Многие из учителей 43-й школы раньше работали в 34-й, которая располагалась на Плющихе. Но ведь я тоже родился на Плющихе – дом 3/18 в Седьмом Ростовском переулке… И если бы семья однажды не переехала, я видимо все равно встретился бы с нашими учителями, но только несколько раньше – в 34-й школе. От нее до 7-го Ростовского переулка метров 300 по прямой. Удивительно устроена жизнь… Мои первые шаги были по Девичке, а первые новогодние праздники встречал на утренниках в клубе «Каучук». Плющиха… Не тогда ли я впервые вдохнул воздух, которым одновременно дышали наши замечательные педагоги? Во всяком случае, когда я прочитал воспоминания Маргариты Аминадовны Гинзбург о трудном детстве Розы Александровны, то невольно вспомнил свои первые годы. В 7-м Ростовском мы жили в сыром подвале старого дома, и наши окна находились ниже уровня земли. За домом, ближе к набережной Москвы-реки, располагался ряд сараев, где жители ближайших домов хранили дрова. Эта картинка навсегда врезалась в память – сараи, потом Ростовская набережная, а за ней, на другом берегу, здание Киевского вокзала.

 

Начало 60-х. Плющиха. Дети 7-го Ростовского. Справа – Андрюша Злобин

 

Роза Александровна Новосельцева раньше тоже работала в 34-й школе. Перелистав свои дневники за 9-й и 10-й классы, я с удивлением обнаружил, что в расписании уроков предмет Розы Александровны вообще не числился. Потом вспомнил – она вела у нас дополнительный урок, у которого было какое-то свое название. Сейчас я бы назвал это искусствоведением. Урок Розы Александровны всегда был последним, и его посещение не контролировалось строго. И все же, когда звенел звонок, кабинет наполнялся неравнодушными к искусству учениками. На этом уроке Роза Александровна знакомила нас с миром прекрасного, рассказывала о художниках, музыкантах, о театралах и театральной жизни, организовывала прослушивание музыкальных произведений, а иногда просто читала нам вслух. 

 

Школьный театр Роза Александровна начала создавать уже в самом начале нашей учебы – в1975 году. Для постановки был выбран «Мещанин во дворянстве» Мольера. Первое время знакомились с текстом, распределяли роли, постигали азы сценической речи и пластики. Роза Александровна рассказывала и показывала нам, как нужно вести себя на сцене, как говорить, как двигаться. Обучала маленьким театральным премудростям. Никогда не поворачиваться к залу спиной, не забывать о партнерах, не замечать зрителей, контролировать свои эмоции, говорить чуть громче, чтобы было слышно в конце зала и многое, многое другое. Репетиции спектакля проходили у Розы Александровны в кабинете, непосредственно рядом с ее столом, на котором всегда лежала раскрытая книга Мольера. Участники спектакля рассаживались вокруг Розы Александровны небольшим полукругом. Читали диалоги комедии «по ролям», разделившись на пары и передавая книгу друг другу.

Сначала главная роль господина Журдена досталась мне, а на роль госпожи Журден планировалась Ира Канищева, к которой я был сильно неравнодушен. Но потом Иру как-то перестал интересовать наш театр, и она больше не появлялась на репетициях. По этой причине я сразу «скис» и взял самоотвод, предпочтя главной роли другую – учителя фехтования. Благо у меня дома имелась настоящая спортивная рапира, которая в данном случае пришлась как нельзя кстати. Господина Журдена в итоге сыграл Володя Черняк из 8-го класса «А», а госпожу Журден – Лена Савостьянова из нашего 9-го «А». Постепенно сформировался окончательный состав актеров, и мы начали учить роли всерьез, стараясь запомнить их наизусть. 

 

Роза Александровна Новосельцева

 

Никогда не забуду глаза Розы Александровны – веселые, молодые, полные задора и какого-то неописуемого, искрящегося восторга. Сама комедия «Мещанин во дворянстве» полна юмористических эпизодов, а тут еще молодость актеров, всяческие казусы и ляпсусы по неопытности. Иногда все участники репетиции буквально покатывались со смеху. Например, когда пытались выработать походку старинных аристократов. Получалось просто уморительно смешно. Фантазия Розы Александровны была неистощимой. Она постоянно что-то придумывала, предлагала новые, неожиданные мизансцены. Загораясь очередной идеей, начинала азартно говорить, двигаться, демонстрируя, как нужно играть тот или иной эпизод. С огромным интересом выслушивала наши предложения и тут же просила изобразить это в ролях. На школьной сцене не было суфлерской будки. А вдруг кто-нибудь забудет свою роль? На этот случай Роза Александровна предусмотрела целый ряд небольших хитростей. В основном это были сигналы – как бы совершенно естественные движения актера, которые, тем не менее, означали – «я забыл слова». При этом были продуманы столь же естественные способы приблизиться к ближайшей кулисе, за которой находился суфлер с книгой. 

Скоро должна была состояться премьера, и Роза Александровна предложила одну из репетиций провести на природе, совместив театр с туристическим походом. В подмосковное местечко «Ожерелье» выехали практически полным составом театрального коллектива. Взяли с собой все необходимое: палатки, одежду, провизию, посуду, гитары, спортивные игры и, конечно, книгу Мольера. Лагерь разбили у края леса, рядом с ручьем и большой поляной. Разожгли костер, подвесили на рогатинах два эмалированных ведра, в которых варили пищу. Репетиция, правда, получилась довольно короткой. В основном, отдыхали, играли в мяч, в конский бой (боролись друг с другом, восседая на спине «коня»), играли на гитарах и пели песни, фотографировались на память, даже сняли на камеру небольшой фильм (сохранился ли он?). На фотографии можно увидеть и одну будущую супружескую пару – после школы Женя Мухамедов и Лена Савостьянова поженились.

 

 

Выездная репетиция школьного театра – 1975/76 учебный год (весна, Подмосковье, Ожерелье). 

На переднем плане – Володя Черняк (господин Журден). За ним – Таня Илгач (Доримена). Первый ряд (слева направо): Марина Девочкина, Роза Александровна Новосельцева, Лена Савостьянова (госпожа Журден), Галя Зорина, Лусик Акопян (служанка Николь). Второй ряд (слева направо): Андрей Злобин (учитель фехтования), Женя Мухамедов, Володя Черняев, Надер Дарьяваш, Алексей Зенцов

 

Песни под гитары

 

Роза Александровна и девочки репетируют. Остальные сачкуют

 

Учила же Роза Александровна – спиной к зрительному залу не поворачиваться!!!

Или "Звезды сцены тоже умеют мыть посуду"

 

Конский бой. Нужна сила не только рук, но и ног!

 

 

 

Премьера прошла на ура. Роза Александровна даже взяла где-то напрокат предметы настоящих театральных костюмов – платья, сюртуки, сапоги, шляпы. Ко всеобщей радости актеры сыграли свои роли отлично, слова никто не забыл и нам долго хлопали, вызывали «на бис». Среди зрителей были учителя, ученики старших классов и родители. Почти сразу после премьеры мы отправились на летние каникулы… На следующий год повторить спектакль уже не удалось. Мы готовились к вступительным экзаменам в ВУЗы, и времени на театр стало не хватать. Тем не менее, с Розой Александровной виделись часто, а наши девочки – Лена Савостьянова и Таня Илгач, жившие в районе Плющихи, контактировали с ней постоянно.

 

 

…Пролетели школьные годы. Все возвращается на круги своя, и в последний раз я встретился с Розой Александровной на той же Плющихе, в гостеприимном доме Лены и Жени Мухамедовых (тех самых, которые после школы поженились). Это были 90-е годы. Лена и Женя собрали всех, кто хорошо знали и помнили Розу Александровну. Маленькая двухкомнатная квартирка и меньшая из комнат… Поместились все. Было немножко тесно, но зато радостно и весело. Сидели за накрытым столом плечом к плечу и с нами была Роза Александровна Новосельцева… Сколько в тот вечер было воспоминаний, сколько песен мы перепели и сколько друг другу сказали! В тот вечер Роза Александровна удивила меня дважды. Первый раз она обратилась ко мне, когда я отложил гитару: «Андрей, а вы знаете, что из вас можно сделать Штоколова? Я знаю что говорю, потому что работала с артистами Большого театра…». Второй вопрос Розы Александровны чуть не свалил меня с ног. Когда мы уже возвращались по вечерней безлюдной Плющихе, она тихо-тихо, словно стесняясь, спросила: «Андрей… простите…а вы не в рэкете работаете?..». От такого вопроса коленки у меня подкосились. К тому же это прозвучало так простодушно, так по-детски наивно, словно в рэкете существует отдел кадров и туда устраиваются с трудовой книжкой… «Ну что вы, Роза Александровна, я занимаюсь наукой, работаю в авиации». Вернувшись домой, посмотрел на свое отражение в зеркале – здоровый румянец, короткая стрижка, короткая кожаная куртка, облегающие синие джинсы и новенькие, с иголочки, кроссовки «Adidas». Еще оставались последние признаки спортивного телосложения, которое я приобрел студентом после шести лет занятий каратэ. Ай да Роза Александровна! Ай да глаз! Ну хоть сейчас выпускай меня на сцену в роли «плохого парня». Мода 90-х сделала свое дело и острый, точный взгляд Розы Александровны это сразу же подметил.

 

Последняя роль А.Злобина в интерпретации Р.А.Новосельцевой – «заслуженный работник сферы рэкета». Фото сделано на пике спортивной формы (школа каратэ 80-х под руководством В.В.Бакаева, спортивный клуб «Торпедо»). Спасибо за отличную физическую подготовку нашему учителю физкультуры – Андрею Александровичу Корзыкову

 

 

Несколько лет назад не стало Жени Мухамедова. Он был прекрасным и очень надежным другом. В тяжелый час я попросил его помочь, и он на своей черной «Волге» проделал огромный многочасовой путь, ради всего нескольких скорбных минут. Это дорогого стоит. Вообще и Женя и Лена Мухамедовы всегда отличались отзывчивостью, удивительным радушием и гостеприимством. Не случайно наша последняя встреча с Розой Александровной Новосельцевой произошла у них в доме. Навсегда я запомнил эту встречу. Запомнил Розу Александровну, немножко смущенную всеобщим вниманием и любовью, тесный круг школьных друзей, вспоминавших наш театр, освещенную вечерними огнями Плющиху, где я появился на свет. Думаю, что это главное, чему нас научила Роза Александровна – помнить и никогда не забывать все самое доброе и светлое…

 


Андрей Злобин
выпуск 1977 года, 10 «А»

 

 

 

 

 

 


Раздел "Незабытое"

Главная страница сайта