Леонид Александрович Кацва

 
Учитель истории
Работает в гимназии с 1980 года

               

 

Леонид Александрович, Как Вы стали учителем?
И есть ли у Вас идеал учителя?

Как я стал учителем? В общем-то, случайно, можно даже сказать, не по своей воле. Будучи школьником, никак не представлял себя в этой роли. Тогда в школе, где я учился, практиковали «шефскую» работу: пятый класс «шефствовал» над первым, десятый — над шестым. Я быть «шефом» отказывался наотрез. Мечтал заниматься наукой. Отец у меня историк, оба деда историей интересовались, дома всегда было полно исторических книг, так на вопрос, кем хочешь стать, я уже в шестом классе твердо отвечал — историком.

Домашние, особенно мама, сопротивлялись героически. Главный ее аргумент был, между прочим, очень серьезным: тебе придется всю жизнь говорить не то, что думаешь! (На дворе был 75-й год и предвидеть, какие перемены произойдут в нашей стране, не мог никто). К тому же в силу неких обстоятельств попытка поступить на истфак МГУ для меня почти равнялась добровольной сдаче на милость военкома. Помню, возникла даже идея поступать на географический факультет (туда экзамены сдавались в июле, а потому в случае неудачи можно было успеть куда-то еще в августе). План рухнул через день: оказалось, что на географическом надо сдавать ненавистную мне физику.

Я был упрям, в Х классе стало ясно, что спорить поздно, пора готовиться к экзаменам, и в качестве единственного возможного варианта был избран Московский педагогический институт им. Ленина (ныне — МПГУ). Теперь я считаю это огромной удачей: там я встретил своего Учителя — выдающегося историка и педагога Владимира Борисовича Кобрина.

 

Но, даже учась в пединституте, я все еще полагал, что в школу или не попаду, или попаду не надолго — года на три. Среди моих однокурсников таких как я, было, пожалуй, две трети. Еще треть горячо стремилась именно в школу. Правда, именно из этой трети сейчас учителями не работает почти никто (на нашем курсе довольно высока доля оставшихся в школе — около 40%).

Хотя бы задуматься об учительстве я сподобился курсе на четвертом, не раньше. По распределению попал в Пролетарский район. Обошел там несколько школ, но везде предлагали нагрузку часов этак 29, а я боялся с первого же года исхалтуриться. Уехал на военные сборы, никуда не устроившись, а когда вернулся в конце сентября — мест в районе не оказалось. Теперь-то понятно, что пойди я работать в одну из тех школ, скорее всего едва дотерпел бы до конца работы «по распределению» и сбежал бы.

Меня отправили в ГОРОНО, там еще неделю пофутболили, и тут выяснилось, что есть место в школе на Юго-Западе, в часе езды от дома. Я позвонил, ласковый женский голос наотрез отказался сообщить мне предполагаемую нагрузку и пригласил приехать к директору. 18 часов, старшие классы — это была мечта. Лариса Давыдовна улыбалась: «А я не решалась сказать, думала, что 18 часов будет мало». Директор, видимо, поняв, что всерьез на школу его собеседник не нацелен, спросил об этом прямо. Я отвечал уклончиво, в стиле «пока три года обязательных, а там видно будет». Меня взяли, вероятно, лишь потому, что было 8 октября, искать учителя было некогда. Грустно, но своей главной жизненной удачей я обязан трагическому обстоятельству — за несколько дней до этого выяснилось, что прекрасный учитель и замечательный человек Александр Михайлович Бек, работавший в нашей школе со дня ее основания, тяжело болен и на работу выйти не сможет.

 

С тех пор прошло 25 лет. Сказать, что я никогда не жалел о сделанном выборе, о том, что стал учителем, было бы неправдой. Были такие минуты, однажды, году в 82-м, даже всерьез хотел уйти. За последние 15 лет не жалел никогда. Подтвердилось то, что в первый год моей работы говорила мне наша учительница географии Юлия Романовна Хайкина, ставшая моим наставником и вторым, после В.Б. Кобрина, идеалом учителя: «Хочешь уходить — уходи сейчас, через год это трудно, через пять — очень трудно, через десять — не уходят».

Как создаю стиль общения с учениками, как прихожу к их пониманию? Я не могу внятно ответить на эти вопросы. Я считаю педагогику скорее искусством, нежели наукой. Поэтому, как говаривал Рыбник в пьесе Гр.Горина «Тиль»: «Это приходит само». Разве что по поводу стиля в порядке шутки… Старшие товарищи в лице А.Ю. Волохова некогда учили меня: «Ребенка надо зажать! А потом мед-лен-но отпустить. Но так, чтобы он этого не заметил!» Я старательно следую этому совету.

Поскольку в трудовой книжке у меня только два места работы — школа № 43 и гимназия № 1543, расположенные, как ни странно, по одному адресу, сравнивать мне довольно долго было не с чем. Но в 2002/2003 году я поработал параллельно в «лицейском» классе, созданном в одной московской школе. Вот тогда-то я и понял, чем отличается наша гимназия. Дело не в том, что те десятиклассники ничего не знали. Не знаешь — научим. Дело в том, что они не отличали, что такое «выучено», от того, что такое «не выучено». Они не умели учиться. Им никто никогда не объяснял, как это делается. Вот за это и можно ценить нашу гимназию. (Я говорю «ценить», а не «любить», потому что любят не за что-то). А кроме этого — за походы, поездки и спектакли. Но главное — за то, что здесь и среди учеников, и среди учителей преобладают интелли-гентные люди.
Что меня в гимназии огорчает? Если честно, то, что нередко приходится вспоминать басню Крылова про лебедя, рака и щуку.

Самое запомнившееся событие из педагогической практики? Вообще-то — двухчасовые поиски пропавшего в чужом городе после похода ребенка. Но позволю себе похвастаться: был-таки в моей биографии случай, когда ученик, изрядно помотавший мне нервы, на выпускном вечере подошел со словами: «Спасибо Вам за то, что я изменился». Его звали Ильей Литкенсом. 

(Илья Литкенс - Выпускник 1996 года, теперь - учитель истории в гимназии 1543)

 

 


Блиц-опрос:

Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Кабы оно было! Читаю, конечно. А иногда сил хватает только телевизор посмотреть.

 

У вас есть какое-нибудь хобби? Помогает ли оно Вам в работе?

Разве что очень любительская фотография, да дурацкое собирание фигурок кошек. А вообще я человек в этом отношении счастливый: мое главное хобби — история. В работе это помогает, потому что ею и является.

 

Что бы Вы посоветовали начинающему учителю?

НЕ БОЯТЬСЯ! 

 

Ученики 10 «Г»


 


 

Незабытое

 

Главная страница