МАРГАРИТА АМИНАДОВНА ГИНЗБУРГ

 

Маргарита Аминадовна, Маргарита Мармеладовна, Маргоша... Уроки давно кончились, часов шесть или семь вечера, а в окнах двадцать первого кабинета всё ещё горит свет. Это учитель горит на работе — дополнительные. На эти дополнительные приходили без разбору все: и дрожащий пятиклассник и пофигист - раздолбай - без пяти минут выпускник. Роднили их незабываемая школьная форма и трудно дающийся английский. Приходили и сдавали пересказы, отвечали наизусть, переписывали словарные диктанты. Маргоша слушает одновременно двоих (благо те говорят с паузами – куда там МХАТу) и проверяет работы (возможно, двумя руками...) Впрочем, школьная форма вскоре канула в Лету, а дополнительные остались...

Good morning. Sit down, please. Who is on duty today? — этими словами начинались для меня уроки английского в продолжение восьми лет. Первые четыре из них Маргарита Аминадовна была классным руководителем нашего четвёртого и так далее «Б», и учила нас не только английскому. Она учила нас уважению друг к другу. А мы, как водится среди школьников, едва ли понимали её. И изводили, и карикатуры рисовали, и хихикали потихоньку. А она неустанно делала из нас людей. 

Много чего было. Приём в пионеры. Дружба с Португалией (в глаза эту Португалию не видели, как вдруг кто-то португальский приехал, значки подарил). Плакат о революции 25 апреля 1974 года (в той же самой Португалии) — девочка с воткнутым в дуло ружья цветком. Пожелтевшая газета за стеклом: «Свобода Луису Корвалану!». Маленький бронзовый Ленин на столе. Политинформации в восемь утра. Дневники (сдать!) Сменка (принести и переобуть!) Дежурство, линейки, рапортички и прочие агитки и вообще синеблузники. Но были и сценки: по Жванецкому («Борис Ефимович Друккер...»), по Зощенко («Инвалид Гаврилыч...»), игры, конкурсы, — всё было не просто так. Маргоша из всего извлекала пользу: неполезных вещей, мне кажется, Маргарита Аминадовна не признаёт. Если уж конкурс, так кто быстрее очистит картошку (мальчики) или пришьёт пуговицу (девочки), а не кто дальше плюнет. 

Наш классный руководитель после шести уроков (а шесть уроков у неё были все шесть дней рабочей недели!) умудрялся оставаться человеком, способным поговорить по душам. А ещё — отрепетировать номер для праздника (после дополнительных), проверить работы, а дома — растить дочь. Это ценишь только сейчас... Это много — говорю как теперешний классный руководитель и учитель нашей школы...

Маргарита Аминадовна сейчас живёт в Израиле. Там трудно (а здесь было легко?), но трудно по-другому. Трудно не только потому, что вблизи дома подчас рвутся бомбы. Трудно без родной школы. И я с лёгкостью поверю рассказу о том, что МА недавно заставила прочесть себе по телефону речь Юрия Владимировича на каком-то педсовете полностью. Это, наверное, было не проявлением «фантомной боли», а стремлением услышать родной голос, говорящий о знакомом и любимом... 

 

Счастья Вам, Маргарита Аминадовна! 

И — спасибо. 

Ваш ученик Володя Сперантов (выпуск 1994 г.)

 

 

 


 

 

Сегодня на сайте школы публикуется уникальное интервью – с учителем, который вот уже десять лет не преподает в 1543. Это интервью с Маргаритой Аминадовной Гинзбург. Оно уже две недели как полностью готово, но я все не решался поставить финальную точку и опубликовать – все перечитывал его снова и снова. Потому что это очень важный текст. Важный для тех, кто знал Маргариту Аминадовну – кто вместе с ней работал, кто у нее учился, но также важный и для истории 43 школы, и даже для истории отечественного образования в целом. Потому что таких учителей в московских школах больше нет. Вернее, так: еще пока есть, но скоро не будет. Им на смену пришли и приходят учителя других поколений, учителя совершенно другой формации. Это ни в коем случае не оценка лучше/хуже, это просто констатация. 

 

Маргарита Аминадовна из того поколения советских учителей, у которых были свои четкие представления о том, как и чему учить, а главное – как и что воспитывать в ученике. Это «советские» учителя в высшем, если так можно сказать, значении этого эпитета, потому что это люди, чьи принципы и убеждения были для них важнее мнения учеников, родителей, и даже начальства – начиная от директора, заканчивая секретарями райкомов партии. И в этом интервью Маргарите Аминадовне удалось это отчетливо и ясно выразить. Не всегда, прочитав интервью, мы понимаем характер человека. С нашими учителям, мне кажется, это пока получается неплохо. Характеры налицо! И характеры яркие. 

 

Я сам учился у Маргариты Аминадовны, но ее значение стал куда лучше понимать только после своего выпуска. Впрочем, это относится к большинству учителей школы. Маргарита Аминадовна 12 лет живет в Израиле, в Москве бывает редко, но если приезжает, то всегда приходит в 1543. Здесь ее по-прежнему помнят, ценят, любят и ждут. Выкладываю вместе с текстом интервью и видеообращение учителей школы, записанное к ее 70-летию. Если его посмотреть, то все понятно без комментариев. 

 

Про себя могу сказать, что не общался с Маргаритой Аминадовной 17 лет, со дня выпуска, и мне было очень интересно сначала встретиться лично, а потом еще долгие месяцы общаться по телефону, в ходе работы над текстом и материалами к нему. Каждый раз это было конструктивно и очень тепло. 

 

Для тех, кто не знает, Маргарита Аминадовна – это один из тех восьми учителей, пришедших работать в 1975 году в только что открывшуюся на окраине школу-новостройку из некогда очень сильной 34-ой школы на Плющихе. Эти восемь учителей составили фундамент, сцементировали структуру, легли в основание (если так можно сказать о людях) будущей славной 43-ей школы, ныне гимназии 1543. Их значение сложно переоценить, и хотя никто из них, кроме Ларисы Давыдовны, в школе давно не работает, а некоторых из них уже и нет в живых, они оставили свой след в традициях школы и, главное, – в своих младших, приходящих им на смену, коллегах (читайте об этом в интервью Леонида Александровича, Александра Юльевича, Елены Дмитриевны). 

 

Поэтому в интервью я так долго останавливаюсь и подробно расспрашиваю об историях 34-ой школы, которые на первый взгляд к нам никакого отношения не имеют. Имеют, если внимательно прочитать. Если приподняться чуть выше и не повседневно-суетным, а историческим взглядом попытаться окинуть происходящее, то можно заметить несомненную связь между судилищем в райкоме («аутодафе» по выражению М.А.) Новосельцевой, Деевой и Гинзбург в 1972 году и показом фильма о Ходорковском Кацвой и Кузнецовым в 2012. И где-то там, на середине пути, между точкой начала и точкой сегодняшнего дня, две выпускницы Маргариты Аминадовны – Елена Волжина и Светлана Бахмина, о которых в тексте также довольно подробно рассказано. 

 

Мне кажется, любому выпускнику 15/43 нужно прочитать это интервью, чтобы лучше понимать наши корни, что в свою очередь дает нам возможность чуть больше отвечать самим себе на главный вопрос, который, без сомнения, всех нас мучает: «Откуда же мы такие взялись?!»

 

Сергей Павловский

 

 

ИНТЕРВЬЮ С МАРГАРИТОЙ АМИНАДОВНОЙ

 

 

 


 

muravin_78.jpg    muravin_82.jpg    muravin_78.jpg    muravin_82.jpg    muravin_78.jpg    muravin_82.jpg    muravin_78.jpg        

 


 

вернуться