ВИД ИЗ ОКНА Начиная писать этот текст, я пыталась найти форму и слова, которые не обидели бы кого-то, не задели, не дали повода подискутировать. А потом поняла, что все равно повод найдется, если хотеть, и написала просто письмо. То ли себе, то ли своему детству. Я закончила школу 23 года назад. Для меня она всегда была здесь. Мы с ней ровесники – и ей, и мне в этом году по 40 лет. Красиво было бы сказать, что мы росли одновременно, но это не так. Она выросла быстрее и стала моим домом. Я говорю это не потому, что звучит красиво, я говорю то, что было в моей жизни. И, что еще более ценно, что ЕСТЬ в моей жизни сейчас. Когда я была в первом классе, мы делились на октябрятские «звездочки». Наша учительница старалась разделить так, чтобы члены одной «звездочки» жили рядом, чтобы могли встречаться во дворе, чтобы было удобно вместе ходить в театр и кино. Дети жили по соседству, но бывало так, что становились друзьями они лишь в школе. Когда я была в четвертом классе (а тогда это был первый год средней школы, а не пятый, как сейчас), наша «новая» жизнь началась с того, что мы стали бороться с делением класса на группы. Мы должны были сначала научиться жить вместе, а потом уже на этом общем фундаменте строить свою взрослую школьную жизнь. Мой сын, который сейчас учится в 5 классе гимназии, сказал, что они «должны стать единым классом», и я попросила его повторить. Эти вот слова из моего школьного детства. Им, наверное, непросто это дается, с частью своих одноклассников они встретились и познакомились только в этом году. Но они смогут. Школа всегда объединяла. Да-да, у кого-то сохранились о школьных годах другие воспоминания, кто-то вообще не думает о школе, но для меня это всегда было так. Я дружила в школе, а потом уже во дворе. Мы засиживались после уроков, оттягивая и оттягивая тот момент, когда надо идти домой. «Бабушка, ты знаешь, очень, ну очень надо пойти в библиотеку». И в ту минуту и правда было надо. В школе хотелось быть. Кто-то улыбается скептически, когда слышит слова: «Школа – второй дом». Но для меня моя школа 43 была больше. Это то, что держало нас в жизни, что укореняло нас, что служило паролем для узнавания «своих». Это те стены, которые помогали и помогают, и это то, что я захотела передать своему сыну. Потому что связь поколений – это не только общие семейные рассказы и знание своего генеалогического древа. Это тот момент, когда ребенок спрашивает тебя: «Мама, а за какой партой ты сидела в 37 кабинете?» За последней во втором ряду, дорогой, за последней во втором ряду. Тех парт уже нет, они были бордовые, какого-то странного, нестандартного (нешкольного) цвета… И именно этот вопрос связывает меня с моим ребенком. Связывает чуть крепче, чем до 43-ей школы. Так что же там такого было, что же такое живет в этих стенах, что не отпускает? Что в нем, в этом виде из окна 37-го кабинета, особенного? Ничего. Но это огромная наша жизнь, которая питалась видом из окна. Это то, что называют магией места. Нет, конечно, никакой магии… Но даже если я просто знаю, что школа стоит, значит сердце мое спокойно. Это то, что называют «лирическая часть»? Да нет, это то, что и есть жизнь. И я очень хочу, чтобы нынешним ученикам было здесь так же уютно, как было мне. Чтобы это было пространство, их пространство жизни. Школа – это созидающее начало, в школе ребенок растет, в школе он меняется, усваивает не только предметы из школьной программы, но и еще что-то большее. Искренне хочется, чтобы детям было уютно в этом таком важном для них доме. Конечно, возражать против этого можно, конечно, у любого решения найдется достаточно противников. Но все же в том, что мы желаем своим детям уютного дома, нет ничего странного. А что еще я могла написать? Выпускница, мама ученика, местный житель? Да ничего, наверное, я заинтересованная сторона. А почему нет? Елена
Минушкина. |