Вступительный экзамен по биологии на естественнонаучном отделении проводится в три этапа: 

  1. письменный экзамен, 
  2. от 1 до 3 устных собеседований и 
  3. полевые занятия во время {2--3-дневного} выезда в Подмосковье.

 

Экзамен преследует следующие цели:



При сдаче экзамена по биологии школьники должны:


1.  Знать материал школьной программы по биологии и показывать
хороший уровень владения им, в частности:



2.   Уметь:



3.   Знать материал школьной программы по географии и
естествознанию и показывать хороший уровень владения им, в частности:




4.   Знать основные сведения из школьной программы по физике и
показывать хороший уровень владения ими, в частности:





Эти знания и степень владения ими могут проверяться как на письменном экзамене (обычно проводится в форме теста), так и на устных собеседованиях.

Для проверки склонностей к занятиям биологией школьникам задаются вопросы об области их интересов в этой науке, о самостоятельных занятиях биологией, о круге чтения по биологии вне пределов школьной программы и о содержании прочитанных научно-популярных книг. Наличие глубокого интереса к какому-либо разделу биологии, обширных знаний вне пределов школьной программы, осмысленность самостоятельных занятий и чтения учитываются при выставлении оценок за устные собеседования.

Для проверки уровня интеллектуального развития школьникам предлагаются различные задачи по биологии творческого характера, а также логические задачи, не требующие специальных знаний. Условия таких задач обычно содержат все необходимые сведения для поисков правильного ответа (кроме случаев намеренной неполноты условия, когда школьник должен дополнить его самостоятельно или задавая вопросы экзаменатору). По биологии в этих целях часто задаются задачи "на постановку эксперимента" или "на интерпретацию результатов эксперимента".

 

Примеры подобных задач:


a) Известно, что растения на свету выделяют кислород. Как это можно
проверить? (Более сложный вопрос: а как можно проверить, что растение
и на свету продолжает дышать?)

б) Как можно установить, что дифтерит вызывается бактерией -
дифтерийной палочкой?

в) Две горошины от одного растения посадили в горшки с одинаковой
почвой, но в одном из горшков (номер1) почву прокалили.
Хотя проростки росли в одинаковых условиях, в горшке
номер1 растение росло гораздо медленнее. Чем это можно
объяснить?


Для проверки способности к усвоению и систематизации новых знаний по биологии проводятся полевые практические занятия с последующим зачетом по ботанике. Опыт показывает, что практически 100% школьников не знают весеннюю флору Подмосковья. Во время двухдневного выезда абитуриенты должны выучить 20--30 видов цветущих растений, научиться их узнавать, а также определять принадлежность их к определенным семействам и указывать основные особенности их биологии. В ходе этих занятий проверяются главным образом внимание, наблюдательность, степень развития памяти и учебной мотивации.