ГОРЕ ОТ УМА

 

Действующие лица и исполнители:

 

Павел Афанасьевич Фамусов, директор гимназии                     - Ю.В.Завельский

Софья Павловна, дочь его, учитель физики                                 - Е.В.Эткина

Лизанька, учитель литературы                                                   - Е.И.Тероганова

Алексей Степанович Молчалин, учитель истории                    - А.В.Кузнецов

Александр Андреевич Чацкий, учитель физики                          - А.А.Ермаков

Сергей Сергеевич Скалозуб, учитель физики                              - А.Ю.Волохов

Хлестова, свояченица Фамусова, завуч                                        - О.И.Теплова

Антон Антонович Загорецкий, учитель географии                    - В.М.Виленский

Репетилов, учитель физкультуры                                                - В.В.Кулагин

 

Действие происходит в кабинете литературы.

 

За учительским столом сидит Лизанька и

лихорадочно проверяет тетради; вдруг

спохватывается и смотрит на часы.

 

Лизанька - Е.И.Тероганова

Уж третий час! Вот, право, незадача:

                               В три педсовет! И здесь, в грязи, в хлеву!

Ох, я сейчас, наверное, заплачу!

Загорецкий - В.М.Виленский

(появляясь) Какая ерунда, я помогу (берется за швабру).

Лизанька (вырывая швабру) Я цену знаю вашему коварству –

                        Сначала уберете кабинет,

                        А после меня вызовут в Совет[1]

                        И выпишут там горькое лекарство.

Загорецкий    Помилуйте, когда же это было?

Лизанька       Ну, вам еще не поздно и начать! (выпроваживает его)

                        О, как мне эта комната постыла –

                        Об стену впору биться и кричать!

                        Где ж Софья, обещала, что заскочит…

                        Счастливица: Америку ей прочат[2].

                        Одни резвятся, прочие – страдают…

Софья - Е.В.Эткина

 (входя)  Счастливые полов не подметают.

Лизанька       Вот это верно, где уж нам до вас, а

                        Об этом годе вы, видать, без класса?

Софья (томно) Ах, класс – не так уж это и опасно,

                        А папа почему-то любит классных.

Лизанька       Вы едете в Америку?

Софья                                                Наверно.

Лизанька       Я вам завидую.

Софья                                    А я, признаться, нет.

Лизанька       Вот это уж и вовсе беспримерно!

Софья             Послушай, Лиза, дам тебе совет:

                        Стремиться за границу неприлично,

                        Все это понимают преотлично…

Лизанька       Стремиться – да, но съездить – нет греха!

Софья             Какая это, право, чепуха.

                        Мне в голову сейчас нейдут таможни,

                        В ней наглухо засел иной предмет…

Лизанька       Я чаю, отгадать не слишком сложно:

                        То, верно, Чацкий…

Софья (вздрогнув)                            Вот уж вовсе нет!

                        Мы, правда, с Чацким близки общим делом –

                        Он тоже физик[3], и довольно смелый,

                        Но трактованье общего предмета

                        Объединяет нас лишь в мненьи света.

            (мечтательно) Ну разве можно их поставить рядом?

                        Один – коллега, а другой – отрада!

                        Пусть Чацкий поддержать умеет спор,

                        И он неглуп, но слишком любит спорт.

                        А тот, другой, во время перемены

                        Взойдет – и посветлеет всё вокруг!

                        То репликами острые обмены,

                        То анекдот расскажет свежий вдруг.

                        Как робок он в интимном разговоре,

                        Как вежлив и тактичен в каждом споре!

                        Я тотчас забываю про урок

                        Пока не прозвенит второй звонок.

Молчалин  - А.В.Кузнецов

(появляясь)  Позволите?

Софья                                                Какой вопрос, конечно!

                        Я вас, мой друг, готова видеть вечно!

                        Что нового?

Молчалин                             Да так, всё ничего-с.

Софья             А как в девятом «Б» прошел опрос?

Молчалин      Нас учат старшие, что результат опроса

                        Почти всегда зависит от вопроса.

Лизанька (насмешливо)  Что за премудрость!

Молчалин                                                     Пусть невелика,

                        Но я, сознаюсь, вижу добродетель

                        В том, чтоб не брать методик с потолка,

                        А слушать, что подскажет благодетель.

                        У новшеств донельзя короткий век,         

                        Да и не славой дышит человек.

Софья (Лизе) Как скромен! Он – само очарованье!

                                   (влетает Загорецкий; дамы пугаются)

                        Антон Антоныч, что за наказанье!

Загорецкий    А вот и я!

Лизанька                       О Боже, напугал!

Софья            Вы, Загорецкий, редкостный нахал.

Загорецкий    Зато полезный!

Лизанька                               Чем же это?

Загорецкий                                            Знаньем.

                        Предвосхищая дамские желанья

                        Я вам сейчас могу сказать вперед

                        О чём на педсовете речь пойдёт.

 

 

                                   (входят Хлёстова и Чацкий)

Чацкий   -   А.А.Ермаков

(со смехом)  Вот это тайна так уж, право, тайна!

                        Взволнован коллектив черезвычайно:

                        Что за пожар – внезапный педсовет?

                        Я, думаю, пролью на это свет.

                        Всё, как обычно, экстренно и срочно:

                        У Логвиненко[4] «два» в году досрочно,

                        Наш Скалозуб раскокал слайд-проектор,

                        Увидел грязь на лестнице директор,

                        Хлестова не заметила урока,

                        Вы, Лиза, не прошли в десятом Блока,

                        Да плюс еще три мелких беспокойства,

                        Все – самого решительного свойства!

Софья             К чему сарказм?

Молчалин                             И в отношеньи (показывает наверх) этих!

Загорецкий (торжествующе) Ты, братец, в лужу сел и не заметил.

                        Нас ждет прелюбопытный поворот!

Чацкий          Что за беда? Не зимний ли турслёт?

Хлестова -    О.И.Теплова

                        Ирония здесь вовсе неуместна.

Загорецкий    Мне стало предоподлинно известно:

                        Получен факс – в Нью-Йорке ждут двоих!

                        Вот так-то! (Чацкому) Что, приятель, попритих?

Хлестова       Кого же?

Софья                             Боже!

Чацкий                                     Миленькое дело!

Молчалин      Ах, Софья Павловна!

Хлестова                                          Я не уразумела,

                        Кого же, право?                   

Загорецкий                             Что вас удивляет?

                        Вот это шеф как раз сейчас решает.

Молчалин  (направляясь к двери)  Один?

Чацкий                                                         А что вам?

Молчалин (доставая из кармана лист бумаги)      Подписать приспело.

Загорецкий    Там Скалозуб.

Молчалин (возвращаясь)     Это меняет дело.

Чацкий          И вы туда же?

Молчалин                             Что же в том дурного?

                        Достоинств пусть во мне отнюдь не много…

Чацкий          А именно?

Молчалин                             Числом их ровно два.

                        Я – демократ, во-первых, но не боле

                        Чем надобно. Тенденция нова,

                        А меру должно соблюдать и в воле.

                        Фрондирую, но знаю свой порог,

                        Чтоб упрекнуть директор наш не мог.

                        А во-вторых, беру разнообразьем,

                        Во всём себе найти умею роль:

                        Совет, газета, бал, спортивный праздник –

                        Где шут, где – принц. Но лишь бы – не король!

 

 

                                   (появляются Фамусов и Скалозуб)

Фамусов   -  Ю.В.Завельский

(гасит половину ламп)  Я выключил бы лишние светила.

                        Пора, начнем. Все в сборе? Репетилов?

Загорецкий    Дежурит в вестибюле час-другой.

Фамусов        Где Гейдман?

Загорецкий                            Охромел одной ногой.

Фамусов        Где Шугарев?

Загорецкий                           В имении, в Подольске.

Фамусов        Кацва?

Загорецкий               Давно ушел в поход на Кольский.

Скалозуб        А.Ю.Волохов

Я помню, как-то раз в одно походе

                        Стояли над рекой. Я был на взводе

                        От беспорядка в бытовых делах –

                        Девятый класс спаси меня Аллах!

                        Увидел, что дежурный жрёт тушенку,

                        И гаркнул так, - я голосом остёр! –

                        Что сам собой свалился канн в костер,

                        И мы с поленьев соскребали пшёнку (хохочет).

Хлестова       Фи, что за мерзость – кашу есть с углём!

                        Какой пример мы детям подаём?

Скалозуб        Я так скажу, сударыня: мужчины

                        В голодном виде не приемлют мир.

                        Как подопрёт – так будешь пить кефир

                        И на уроке[5], не смущаясь чином.

Чацкий (едко)  Желудок чину, в общем-то, родня:

                        Когда их разлучить – что проку в чине.

Скалозуб        Вы очень верно поняли меня:

                        С желудком мы друг друга не покинем.

Хлестова       Вы за матерью лишь считаете обед?

Скалозуб        А в физике, мадам, иных и нет!

Чацкий          Сосредоточие наук

                        И фокус всяческих подходов!

                        Разностороннее природа

                        Еще не создавала штук.

                        Не взять ли брюхо за основу?

                        По крайней мере, это ново!

                        Мы, по частям желудок разделив,

                        На нем построим комплекс обученья;

                        Воздвигнем храм научного служенья

                        На этой благодатнейшей из нив!

                        Геометр возьмется за объем,

                        Географ в нем усмотрит водоем,

                        Давление – для физика отрада,

                        Стихи о нем – словеснику награда,

                        Биолог извлечет из клеток прок,

                        Желудочный разложит химик сок.

                        Все, словом, не останутся без дела,

                        Ведь искони у нас заведено:

                        Где речь про душу – думают про тело!

Молчалин      Критиковать, мон шер, немудрено.

Хлестова       Ах, Чацкий, Чацкий, что у вас за страсть

                        Всегда во всём на что-нибудь напасть?

                        Вам так порою не хватает такта.

                        Так будьте проще – средство здесь одно:

                        Работа, дом, по пятницам – кино…

Чацкий          Я – не модель желудочного тракта!

Фамусов (пробуждаясь) Да. Всё? Начнем. Внимания прошу.

                        Вопросов уйма важных, даже очень.

                        Вы что, хотите здесь засесть до ночи?

Софья             Ночные бденья? Вот не выношу!

Скалозуб        Я должен быть в осьмом в гостях у тещи.

Хлестова       У тещи? Вам, мой, друг, намного проще!

О.И.Теплова       Заставьте-ка двух малых обормотов

                        Проделать все домашние работы!

Фамусов        Я убежден, что все хотят домой.

                        Послушайте ж доклад короткий мой.

                        Во-первых, нужен нам второй язык…[6]

Софья (глядя на Чацкого) Ну, некторым и одного-то много.

Фамусов        Ах, Софья, замолчи же ради Бога,

                        Я к этим перебивкам не привык.

                        Итак, второй. Французский. Вся культура

                        Из Франции. Бальзак, Корнель, Расин…

Скалозуб (Лизе) Что-что он там сказал про керосин?

Хлестова (строго) Сергей Сергеич, бросьте шуры-муры!

Фамусов        Я, помниться, пришел раз на футбол

                        Как зритель, просто так, в порядке частном,

                        И схоронился в месте безопасном.

                        Там Скалозуб забить пытался гол,[7]

                        Так на трибунах было оживленье

                        Меж наших дорогих учеников

                        И раздавались разные сужденья

                        На смеси самых разных языков.

                        И я подумал – вот бы всем французский!

                        Ведь то, что не совсем звучит по-русски,

                        На галльском языке вполне прилично.

                        Обсудим. Просьба высказаться лично.

Софья             Как будто им другого нету дела –

                        Учить десятка три французских слов!

                        И так им хватит пищи для умов.

                        Молчалин! Ну хоть вы скажите смело!

Молчалин      Я весь в смущеньи, ибо крайне молод,

А.В.Кузнецов     Неискушен. Не знаю, что сказать.

                        Конечно, языки полезно знать,

                        Чтоб утолять порой духовный голод.

                        И разве всё зараз вперед решишь?

                        Вдруг им придется выехать в Париж!

Фамусов        Вот-вот, я тоже думал о Париже.

Скалозуб (Лизе)  Но Жмеринка, как будто, будет ближе?

Софья (строго) Молчалин!

Молчалин                             Виноват, еще не все-с.

                        Тут есть соображение одно-с:

                        Возьмите, например, десятый класс –

                        У них на дню уроков шесть-семь-восемь.

                        Не много ль будет, если мы попросим

                        Их посидеть еще девятый час?

Скалозуб (Лизе)  Я, помню, изучал один язык

                        Дней пять иль шесть, но как-то не привык.

Хлестова (Молчалину)  Вот наблюденье тонкое весьма!

                        Об этом я подумала сама.

                        А как же расписанье, кабинеты?

                        Уместно ли французский слать в подвал?            [8]

Скалозуб        Подвал у нас и впрямь как будто мал

                        Для этого обширного предмета.

Загорецкий    Что ж, свет сошелся клином на подвале?

В.М.Виленский

Хлестова (Загорецкому)  Не вы ли, друг мой, там вчера стреляли?[9]

Лизанька       Антон Антоныч – он хоть и удал,

                        Но чуть стрельба – всё прячется в подвал.

Чацкий  (с сарказмом)  Язык – какие могут быть сомненья?

                        Учить! И всем! Они того и ждут,

                        Что им Вольтера подлинник дадут.

Хлестова       Ваш аттитюд[10] достоин сожаленья.

Софья             Кес ке ву дит[11], при чем же здесь Вольтер?

Молчалин      Что в том нашли дурного вы, мон шер?

Лизанька       Пускай поучат, се сера тре бьян![12]

Хлестова (Молчалину) Боюсь, что Чацкий – все-таки смутьян.

Молчалин      И вы о том? Нет дыма без огня.

Фамусов (пробуждаясь) Я рад, друзья, что поняли меня.

                        Итак, вопрос решен. Теперь иной:

                        Через полгода будет выпускной.

Скалозуб  (Лизе)  На прошлом был недурственный салат,

А.Ю.Волохов    А девушки из «Г» - так просто клад.

Фамусов        Но между тем, есть повод для тревог –

                        Шупегин[13] прогулял шестой урок.

Софья             Шестой вчера?

Хлестова                              Да нет же – на неделе!

Загорецкий    Сегодня вторник!

Лизанька                                          Да уж, охамели!

Чацкий          Я не пойму, зачем все так угрюмы?

                        Чем больше его нет – тем меньше шума.

Фамусов        Но мальчик может знаний недобрать!

Скалозуб        Чего тут думать? Ясно – надо драть!

Молчалин      А как вы мните технику решенья?

Скалозуб        Да просто – без соплей и сожаленья!

Фамусов        Сергей Сергеич, так, дружок, нельзя.

Ю.В.ЗавельскийРебенок – это нежное созданье,

                        Что требует заботы и вниманья,

                        Его не след воспитывать грозя.

                        Вот мой директор первый, лет тому

                        Наверно, сорок; может, и поболе,

                        Так он был, помню, славен потому,

                        То не терпел никак излишней воли,

                        Но слыл при том, как ярый либерал.

                        Однажды как-то он поймал мальчишку,

                        Который от урока убежал,

                        Привел к себе, велел присесть, и в книжку

                        В свою так долго что-то всё писал.

                        На сорванца поглядывая строго,

                        Что тот уж был уверен, что пропал,

                        И поклялся не пропускать урока.

                        И в том для всех для нас ищу пример

                        Я сверхпедагогических манер.

Чацкий          Ну, в этой параллели за неделю

А.А.Ермаков       Он мог бы написать «Войну и мир»!

                        Я заявить, коллеги, вам осмелюсь,

                        Что этаких лентяев и задир

                        Специально собирать – и то, как знать,

                        Всё то, что мы собрали – не собрать.

                        Заходишь в класс – жуют, сдувают, спят,

                        На первой парте – только не храпят!

                        Знать ничего не знают – и не надо,

                        Учитель заболел – для них награда,

                        В башке – хард-рок, в глазах – один футбол,

                        А мы им всё – про университеты.

                        Когда бы Ломоносов знал про это –

                        Обратно в Холмогоры бы ушел!

Лизанька       Хороших, Чацкий, песен вы певец!

                        Послушать вас – так нам настал конец.

                        В десятом классе, думаете, проще?

                        Задашь им сочиненье – и привет!

                        У них всегда на всё готов ответ,

                        Да вот тетради с каждым годом толще!

                        Ан не ропщу, куда там, до того ль,

                        Уроки планы, время ли для сплина…

Чацкий (Молчалину) Ну вот, приятель, погляди, изволь:

                        Сколь б ни сказал – поймут лишь половину!

Хлестова       Я новшеств, вам признаться, не люблю:

О.И.Теплова      Я в них не верю, хоть и не хулю.

                        Пал Афанасьич прав – находка в старом:

                        К чему изобретать другие кары,

                        Когда есть верный способ – всем на страх

                        Поставить Загорецкого в дверях.

                        В расцвете лет, из молодых, да ранний,

                        Прогульщика узрит издалека;

                        Отставлен был поручиком[14]; полка

                        Он, право, стоит в деле воспитанья!

Скалозуб        Прекрасно! Эдак он их враз

                        Построит и отправит в класс!

Фамусов        Я думаю, что в этом есть резон:

                        Контроль с доверьем сочетая смело,

                        Мы разрешим прекрасно это дело,

                        Когда возьмем с начала верный тон.

                        Засим и всё.

Софья                                    Как так?

Молчалин                                         А как же Штаты?!

Фамусов (хитро улыбаясь)  Ах, слухи-слухи, как они крылаты!

                        И верно, есть еще один момент:

                        Об этом годе мы имеем случай

                        Двоих в Нью-Йорк отправить, самых лучших.

                        Пора решить, кто этот претендент.

                        Тут надобно учесть такие свойства:

                        Он должен быть во всём пример геройства,

                        В предмете корифеем быть своём,

                        И знать английский хоть со словарем.

 

 

Репетилов    В.В.Кулагин

(входя, Фамусову)  Вас срочно вызывают в кабинет.

Фамусов        Ну что ж, прервать придется педсовет.

                        Я ждал звонка как раз об эту пору.

                        Прошу не расходиться, буду скоро.

                                   (уходит; все разбиваются на пары)

Репетилов (Чацкому) О чём базар?

Чацкий                                             Да всё о загранице.

Репетилов    Вот славно! Что ж теперь должно решиться?

Чацкий          Да кто из нас подходит больше всех

                        На то, чтобы иметь у них успех.

Молчалин (Софье) Ах, Софья Павловна, какое есть блаженство

А.В.Кузнецов     Увидеть вдруг иные жизнь, уклад.

                        Я, вам признаюсь, очень был бы рад

                        Там оттенять все ваши совершенства…

Софья            Молчалин, не вгоняйте даму в краску!

Е.В.Эткина

Молчалин      … но я имею крайнюю опаску,

                        Что вряд ли подойду на эту роль…

Скалозуб (Загорецкому) Нет, брат, меня от этого уволь!

                        Едал я йогурт[15] – редкостная дрянь,

                        Да и встают у них в такую рань.

Репетилов (Чацкому) Да тут у вас давно ль горит сыр-бор?

Чацкий          Да нет, старик, обычный разговор

                        О детях, о французском – ерунда,

                        Всё то же, что и в прежние года:

                        Кто неумен, тот тщится ум явить,

                        Кто сер и скучен – тянется острить,

                        Кто принцип защищать какой-то рвется,

                        И никому пока не удается.

Репетилов    Послушай, плюнь, давай-ка к нам, в спортзал,

В.В.Кулагин      Я бы тебе такое показал!

                        Там общество – не сыщешь ты такого!

Чацкий          В спортзале? Это что-то, братец, ново!

А.А.Ермаков      

Репетилов    Да брось, приятель, редкостный союз:

                        Такие мысли, чувства, страсти – диво!

                        Расскажут этак, выпишут красиво,

                        Я слушаю – дышать порой боюсь.

Чацкий          Да кто у вас?

Репетилов                            Всё – редкостные люди.

                        Вот Шугарев Сергей – отменный ум!

                        Всё знает, обо всем так смело судит,

                        А в баскет как стучит – так, право, кум,

                        На это, верь мне, стоит посмотреть:

                        Ему всего лишь надо захотеть –

                        Закинет мяч от собственной площадки!

                        Антон Антоныч – тоже все в порядке:

                        Король он бадминтона – просто ас,

                        Жаль, что с воланом не приходит в класс.

                        Заходят молодые – тоже дело.

                        Репьев[16] – возьми – играет очень смело;

                        В суждениях бывает резковат,

                        Но парень Лёша – в общем-то что надо!

                        А Лев[17] в футболе – истинно услада –

                        Ему Пеле не сват и черт не брат.

Чацкий          А ты?

Репетилов                Я тоже, в общем, не тужу:

                        Устану бегать – встану, посужу.

Скалозуб  (Загорецкому)  К чему грустить, Америка – буза:

А.Ю.Волохов    Музеи, театры – тьфу, засушат к черту.

                        Люблю урок! В уроке я – гроза!

                        Мне все равно: что первый, что четвертый.

Загорецкий    Тебе немудрено – гремишь себе;

В.М.Виленский А ты попробуй этакой толпе

                        Рассказывать про город Вашингтон,

                        Имея лишь по карте представленье,

                        Где сам он есть, и так велик ли он,

                        Каким он мне являлся в ощущеньи.

                        Я  б по работе съездил в Новый Свет,

                        Так по-другому б свой учил предмет.

Хлестова  (Лизе) Работа, дом, тетради, кабинет,

О.И.Теплова       И так который год, и где просвет?

                        А расписанье – завучей могила?

                        Воткнуть уроков сорок в пять-то дней!

                        И что еще при том всего больней,

                        Что в перспективе столь же все уныло.

                        Идешь на службу – ноги не идут,

                        Приходишь к кабинету – точно, ждут:

                        Дежурных старших свора за журналом,

                        Учеников толпа больших и малых,

                        Учителя за связкою гурьбой[18]

                        Когда прикажешь быть самой собой?      

Софья (Молчалину) Мой друг, мне с Чацким ехать – счастья мало:

                        Он – сломанный каблук во время бала:

                        Всегда с тобой, всё время на виду.

                        Я за неделю с ним с ума сойду!

Чацкий (Репетилову, показывая на Скалозуба)
                        Он – первый разузнал про ту возможность;

                        Увидишь, что поедет Скалозуб.

                        Ох, он не прост, и далеко не глуп!

                        Или Молчалин – вот где осторожность:

                        Директору ни слова поперек,

                        Проглотит, не жуя, любой упрек,

                        И с Софьей – обходительность сама.

                        Воистину – вот счастье без ума!

Софья (Чацкому)  Всё б вам судить других! Что за напасть!

                        Вы всех нас осмеёте, дай вам власть!

Хлестова (Чацкому) Я вам хочу подать один совет

                        В ответ на ваш язвительный сонет:

                        Готовьтесь-ка потщательней к урокам,

                        Дежурство не ленитесь проверять,

                        Журналы заполняйте точно к срокам,

                        Не то объявят выговор опять.

                        А то не уважаете наук вы

                        И жалуетесь вечно на судьбу.

                        И, наконец, сходите в ИУУ![19]

Чацкий          Идти готов, но не на три же буквы!

Загорецкий    Ах, молодежь, почтенья нынче нет –

                        Дерзить бы всё, да с самых ранних лет!

Чацкий          Почтенье? Да к кому, узнать позвольте?

А.А.Ермаков       Не к нашей тропаревской ли молве –

                        На языке одно, а в голове

                        Совсем другое? Нет уже, увольте!

                        Увольте! Я методик не певец,

                        И не знаток замшелых схем уроков,

                        Программ, записок и отчетных сроков

                        Для просто классов и для классов «спец».

                        Увольте! Педсоветов скукота

                        Других пусть гонит в сон, а я не стану

                        В угоду гимназическому клану

                        За хвост тянуть облезлого кота!

                        Америка – для вас предел мечты,

                        А мне не обнимать ее секвойи!

                        Я надышусь духами нашей хвои

                        Среди звенигородской красоты.[20]

                        И вы себе возьмите на заметку

                        Всё то, что я вам только что сказал,

                        А я пошел от вас играть в спортзал!  (Репетилову)

                        Пойдем, мой друг! Ракетку мне, ракетку!

 

                                   (уходят, сталкиваясь в дверях с Фамусовым)

Фамусов        Финита, в Департаменте – отбой.

Ю.В.ЗавельскийНа все вопросы разом – все ответы:

                        У них для нас нет денег на билеты[21],

                        И вам теперь в Нью-Йорк – ну ни ногой!

                        Они меня решили уморить,

                        Всё это пережить – в моей ли воле?

                        Ах, Боже мой, что станут говорить

                        В соседней тридцать первой школе?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ КУЗНЕЦОВА

 

ТЕАТР

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА



[1] Совет школы, состоящий из выборных учителей и учеников,  действовал в начале 90-х. В.М.Виленской был его бессменным председателем.

[2] Несколько лет работала программа академического обмена со школой в Нью-Джерси, по которой один наш учитель уезжал туда на год преподавать русский язык.

[3] А.А.Ермаков начинал как учитель физики.

[4] Тимофей Логвиненко – маткласс, выпуск 1993 года.

[5] Что Александр Юльевич неоднократно и проделывал.

[6] До трансформации в гимназию в школе преподавался один иностранный язык.

[7] Команда учителей в то время регулярно играла в футбол с выпускниками и старшеклассниками.

[8] В школе тогда катастрофически не хватало кабинетов и нередко уроки иностранного языка проводились в подвале, учительской и столярной мастерской. Помню урок во дворе.

[9] Фактическим хозяином подвала, в котором располагался тир, был Виктор Михайлович, преподававший по совместительству начальную военную подготовку.

[10] аttitude (франц.) – отношение к чему-либо.

[11] Qu’est-ce que vous ditez? (франц.) – Что вы говорите?

[12] Ce sera tres bien (франц.) – Это будет очень хорошо.

[13] Андрей Шупегин – маткласс, выпуск 1993 года.

[14] В.М. имел воинское звание «старший лейтенант запаса», и как учитель НВП иногда появлялся в форме.

[15] Йогурты (пока импортные) только-только начали у нас появляться; намек на пристрастие А.Ю. к кефиру.

[16] Алексей Репьев – выпуск 1991 года.

[17] Григорий Лев – выпуск 1991 года.

[18] При том, что учителей было раза в три больше, чем кабинетов, дежурная связка ключей была объектом всеобщей охоты.

[19] Институт Усовершенствования Учителей (сейчас МИОО), в котором учителя обязаны регулярно посещать курсы повышения квалификации.

[20] Тогда ежегодный турслет проводился под Звенигородом.

[21] Обмен финансировался московским Департаментом образования.