Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
провела урок истории в московской гимназии № 1543

24 октября 2012 года

 / фото и видео "Комсомольской правды" /

 

  Статья в "Комсомольской правде"

- ...Вы, наверное, подумали - почему это председатель Совета Федерации приезжает? - с улыбкой произнесла Валентина Матвиенко, начиная в среду, 24 октября, открытый урок истории у десятиклассников московской гимназии № 1543. - Или ей заняться нечем?

10-й «Г» шутку понял и тоже заулыбался.

- Для этого много причин, - продолжала спикер-учитель. - Вы, наверное, знаете, что президент Владимир Путин объявил 2012-й годом истории. Наша задача сделать так, чтобы новое поколение изучало объективную, правдивую историю и могло самостоятельно делать выводы...

Вообще-то Валентина Матвиенко неслучайно приехала именно в эту гимназию. Она уже встречалась с преподавателями и учеными-историками, тогда-то известный в Москве, и не только, педагог Леонид Кацва и пригласил спикера провести открытый урок. Правда, тема была хоть и интересная, но непростая: реформы императора Александра II.

- Я отличницей всегда была, пришла подготовленной, - сказала, немного смущаясь, Валентина Ивановна. (Кстати, после урока я спросил у нее - как она готовилась, по конспектам, что ли? «Нет-нет, я просто почитала историческую литературу, - пояснила Матвиенко, - еще раз восстановила в памяти этапы реформ Александра II и получила огромное удовольствие»).

А ученикам она предложила взглянуть на российскую историю с позиций сегодняшнего дня: мол, а что можно взять из прошлого для лучшего понимания современности? Вроде получилось...

Говоря, например, о земской реформе (а этот вопрос, оказывается, тоже всерьез интересует гимназистов) Матвиенко сопоставила ситуацию во второй половине XIX века с тем, что происходит сегодня. Она напомнила, что после той земской реформы в России началось динамичное обустройство территорий – строительство школ, больниц, дорог. И вот сейчас, по словам спикера, руководство России как раз продумывает механизм децентрализации власти - регионы (здесь Валентина Ивановна, что называется, села на своего любимого конька) получат более широкие полномочия, но обязательно подкрепленные источниками финансирования. В итоге 10-й «Г» вместе со спикером верхней палаты парламента пришли к единодушному выводу, что успешная земская реформа 150-летней давности вполне может служить примером для современной России.

Судя по всему, такой взгляд на историю школьникам понравился. Иначе бы ученик Георгий Шилов не прятал бы весь урок под столом малюсенький букетик, который и вручил «новой учительнице» из парламента.

- Как трогательно, - отреагировала Матвиенко. - Сам, что ли собирал?

- Мне поручили, - стеснительно пробормотал Георгий

.


Александр ГАМОВ, "Комсомольская правда"
Фотографии - Анатолий Жданов

http://balkans.kp.ru/daily/25972/2908808/



ВИДЕОФРАГМЕНТ

 

  Статья в "ФК-новости"

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела урок истории в московской гимназии № 1543, посвященный реформам императора Александра II. Спикер предложила учащимся 10-го класса четвертой в столичном рейтинге школы посмотреть на этот предмет не только как на изучение событий прошлого, но и как на основу для понимания современности, воспитания социальной и политической зрелости, формирования гражданской позиции в обществе.

"Только через изучение отечественной истории можно стать полноценным гражданином своей страны. Только приобщение к ней рождает чувство любви к Отечеству, гордости за него, желание внести свой вклад в процветание страны", - сказала глава палаты. Она указала на важность знаний как о достижениях, так и неудачах, в прошлом для современного развития страны, укрепления ее авторитета. "История - это не только знание прошлого, но и умение извлекать из него уроки для настоящего и будущего", - подчеркнула Матвиенко.

Именно под этим углом зрения она проанализировала преобразования императора Александра II. Спикер СФ, отметив, что накануне отмены крепостного права 23 из 65 миллионов (то есть, порядка 40 процентов) населения России находились в крепостной зависимости, обратила внимание школьников, что эта реформа позволила раскрыть огромный потенциал страны. Было обеспечено ускорение социально-политического и экономического развития России на длительную перспективу. 

Матвиенко подчеркнула, насколько важна личная и экономическая свобода для прогресса страны. Тем самым, освобождение крестьян действительно стало политической и социальной реформой исторического масштаба. Однако тот факт, что крестьян освобождали, в основном, без земли, не позволил создать новый класс собственников-фермеров. Это в конечном итоге стало одной из основных причин революции, отметила спикер СФ. По ее мнению, и сегодня создание фермерских хозяйств необходимо для развития аграрной отрасли.

Говоря о земской реформе, Матвиенко сопоставила ситуацию во второй половине XIX века с нынешним положением на местах, когда из-за отсутствия должного финансирования, необходимого для решения местных проблем, замедляется социально-экономическое развитие территорий. При этом она напомнила, что после земской реформы началось динамичное обустройство российских территорий - строительство школ, больниц, дорог. 

Спикер СФ рассказала школьникам, что руководство России сегодня как раз продумывает механизм децентрализации власти - передачи в регионы более широких полномочий, но обязательно подкрепленных источниками финансирования. В итоге класс пришел к выводу, что успешная земская реформа 150-летней давности может служить примером для современной России.

Матвиенко указала на передовой характер судебной реформы, вследствие которой в России появилась состязательность сторон, суд присяжных, мировой суд, адвокатура. "Российское судопроизводство того времени было одним из самых передовых в мире", - заметила она. "Сегодня тоже надо много сделать для развития судебной системы, - признала В.Матвиенко. - Суды должны вызывать доверие у населения, быть гуманными, профессиональными".

Спикер СФ также обратила внимание школьников на эффективность реформы Александра II в сфере народного просвещения. Принятые меры позволили в короткие сроки подготовить необходимое число высококвалифицированных специалистов для основных, в том числе, новейших отраслей российской экономики, сказала она. 

"В конце XIX века русские инженеры-путейцы считались вторыми в Европе по квалификации после бельгийцев. Это было результатом реформы, создавшей предпосылки для создания технических университетов, институтов, мотивировавшей молодежь на необходимые для экономики специальности", - пояснила спикер СФ. Она напомнила, что сегодня в стране идет активное обсуждение путей совершенствования отечественной системы образования, в парламенте находится проект нового закона "Об образовании в РФ". "И сейчас реформа образования должна быть направлена на то, чтобы появлялись специалисты, которые могут реализовать программу модернизации страны", - убеждена глава палаты.

Общий вывод из проведенного спикером вместе с учениками анализа реформ XIX века Матвиенко сформулировала следующим образом: "Реформы должны быть продуманными, понятными обществу, постепенными и неуклонными, последовательными. Главный враг реформ - экстремизм любого толка и терроризм как его крайнее проявление. Попытки искусственно ускорить перемены, тем более насильственным путем, только отбрасывают назад, приводят к разрушению достигнутого".

Отметим, что проведение школьного урока истории продолжает серию мероприятий в рамках Года истории в России, в которых участвует спикер Совета Федерации. Ранее она встретилась с преподавателями истории общеобразовательных школ и учеными-историками. Учитель истории московской гимназии № 1543 Леонид Кацва был среди них и пригласил спикера СФ провести открытый урок его классу


МОСКВА, 25 октября. 
Парламентский корреспондент "ФК-Новости" Анна Козырева

http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=3117&matID=317046


 

ФОТОГРАФИИ

mt_01.jpg mt_02.jpg mt_03.JPG mt_04.jpg
mt_05.jpg mt_06.jpg mt_07.JPG mt_08.jpg
mt_09_.jpg mt_10.JPG mt_11.JPG mt_12.JPG

 

Фотографии - Анатолий Жданов, "Комсомольская правда"

 

 

  

Статья в "Парламентской газете"

Полезные подсказки на уроке истории

Без знания собственной истории невозможно построить современное государство, вырастить патриотов своего Отечества. Об этом говорила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на открытом уроке истории в десятом классе Московской гимназии на Юго-Западе №1543.

Выбор школы был не случаен. В апреле на встрече в Совете Федерации с преподавателями истории, учёными, экспертами главу палаты заинтересовало выступление Леонида Кацвы, учителя этой гимназии. Она считается одной из лучших в Москве, а её выпускники успешно поступают в ведущие вузы страны.

Урок Леонид Кацва начал с повторения пройденного по теме «Великие реформы в России 60-х годов XIX века». «Какой вопрос являлся тогда ведущим?» – обратился учитель к ребятам. Моментально поднялось несколько рук. «Алиса», – выбрал учитель. «Освобождение крестьян с землёй или без земли», – последовал лаконичный ответ. Чётко и по существу звучали ответы и на другие вопросы. Ребят нисколько не смущало присутствие на занятии гостей – за ученическими столами сидели председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, министр правительства Москвы Исаак Калина, префект Западного административного округа столицы Алексей Александров. «Такой урок у нас в первый раз», – поделились позже ребята своими впечатлениями от посещения занятия главой Совета Федерации.

В своём выступлении в роли учителя Валентина Матвиенко напомнила, что нынешний год указом Президента объявлен Годом российской истории. На него приходится много знаменательных дат – годовщины Бородинской битвы, освобождения России от польских интервентов, 1150-летие российской государственности. «Это – хорошая возможность привлечь внимание к отечественной истории, – подчеркнула Валентина Матвиенко. – Это очень важно сегодня, потому что мы видим много попыток переписать её». Но «если мы не научимся анализировать, думать, извлекать уроки из истории, то не сможем строить сегодняшний и завтрашний день», высказала она школьникам своё твёрдое убеждение. При этом, изучая историю, надо её проецировать на сегодняшний день, извлекая и полезные, и горькие уроки.

Как масштабные и системные охарактеризовала она реформы императора Александра II в 60-е годы XIX века – отмену крепостного права, земскую реформу, судебную, народного просвещения. Каждую из них полезно сопоставлять с нашим временем. Например, 23 миллиона российских крестьян, обретя свободу, эффективно способствовали развитию экономики. Вывод из тех преобразований очевиден – без прав и свобод человека невозможно построить успешное государство, свободную экономику.

Реформа народного просвещения способствовала подготовке действительно необходимых стране высококлассных специалистов. И это нелишне учесть при принятии сегодня базового закона об образовании. Судебная реформа того времени сделала российскую систему судопроизводства одной из передовых в мире. Разве это не актуально для страны сейчас, когда только 40 процентов населения доверяет нашим судам? Ещё одну историческую параллель Валентина Матвиенко провела, сравнив земскую реформу и современное местное самоуправление. Оба процесса направлены на децентрализацию власти, передачу большинства полномочий на места, что также очень актуально сейчас для страны.

«Мне хочется, чтобы вы были свободными по духу, креативными, чтобы у вас осталось стремление работать и реализовать себя в своей стране... Россия при всех проблемах, которые у нас есть, страна огромных возможностей. И эти возможности у вас в руках», – напутствовала ребят глава Совета Федерации.


Юрий Говердовский

http://www.pnp.ru/newspaper/20121026/9945.html


 

 

 

  

Статья в "Учительской газете"

Валентина Матвиенко выступила в новой роли. В роли школьного учителя истории.

За последние два десятка лет Валентина Ивановна на наших глазах исполняла разные роли: комсомольского лидера, депутата, посла, вице-премьера, губернатора. Вот только учителем она не была, хотя ее по праву можно назвать радетелем интересов педагогов. Это при ней были выплачены долги по зарплате учителям российских школ, улучшено их материальное положение. Став председателем Совета Федерации, Валентина Матвиенко не утратила интереса к педагогическому сообществу, например, она возглавляет Совет по делам инвалидов, и в школе-интернате в Ново-Переделкине под ее председательством было проведено заседание совета, посвященное инклюзивному образованию. Интересует спикера СФ РФ и содержание школьного образования, в частности исторического. В апреле 2012 года Валентина Матвиенко пригласила преподавателей истории общеобразовательных учреждений и ученых-историков, чтобы обсудить накопившиеся проблемы в этой сфере. В той апрельской дискуссии принимали участие директор лицея №1535 Михаил Мокринский и учитель истории гимназии №1543 Леонид Кацва. 

Валентина Матвиенко тогда, обращаясь к участникам встречи, очень четко высказала свою позицию: «Вы представляете область знаний, которая обращена преимущественно в прошлое. Но прошлое всегда присутствует в настоящем, во многом определяет его. Поэтому каждая встреча с историками важна для политиков, представителей государственной власти. Наша сегодняшняя встреча важна вдвойне, потому как проходит в Год российской истории, объявленный Президентом РФ, когда усилия специалистов, общества в целом направлены на осмысление пройденного страной пути, перспектив ее развития» - и предложила сосредоточиться на обсуждении волнующих не только нас, но и немалую часть общества проблем, накопившихся в школьном историческом образовании в целом.

Что предлагала обсудить Валентина Ивановна? «Не знаю, согласитесь ли вы со мной, - сказала она, - но я давно пришла к выводу, что в нашей стране историк - это больше, чем только историк, историческая наука - больше, чем только наука. Между тем на историю сейчас в школах все чаще смотрят как на дисциплину в ряду других дисциплин, такую же, как, например, биология, география, алгебра, химия, забывая, что в нашей стране она всегда была, есть и будет основным источником нашего национального самосознания, гражданственности, патриотизма. Многие исследователи связывают возникновение понимания этой миссии истории с трудами Николая Михайловича Карамзина, его «Историей государства Российского». Я согласна с ними в этой части, но важно видеть и другое: сам Карамзин стал для России тем, кем он стал, потому что в российском обществе сформировался запрос на знание своей истории, на понимание того, кто мы такие, куда и зачем идем. Карамзин первым дал ответ на общественный запрос, это зерно упало на взрыхленную почву, поэт и литературный критик Петр Вяземский сказал: «Карамзин - наш Кутузов двенадцатого года, он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас Отечество есть, как многие о том узнали в двенадцатом году». История для Карамзина была не просто последовательностью событий в их взаимосвязи, но и их осмыслением и пониманием, причем пониманием не отвлеченно рациональным, умозрительным, но также и одухотворенным. При изучении, написании истории, считал Карамзин, надо, «чтобы душа могла возвыситься до страсти к добру, могла питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага».

Почему Валентина Матвиенко так много внимания уделила Карамзину? Потому что, по ее собственному признанию, у нее есть ощущение, что мировоззренческий, духовный, воспитательный заряд, который традиционно был ярко выражен в российской школе в обучении истории, в других воспитывающих дисциплинах, сегодня слабеет, а сами эти дисциплины в школьных программах оказываются на втором плане.

«Недооценка роли истории в образовании не в традициях российской школы, - отметила спикер СФ РФ. - Такой подход не отвечает и интересам развития нашей страны. Люди, которые плохо знают отечественную историю, не ощущают своей связи с ней, своих корней в ней, никогда не станут качественным ресурсом развития своей страны. Нужны конкретные действия, направленные на изменение ситуации». Валентина Матвиенко тогда предложила учителям истории высказать мнение о том, что предпочтительнее - концентрическая или линейная система обучения истории, плох или хорош ЕГЭ по истории, требуется или не требуется интеграция истории и обществознания. «Нам, я имею в виду высшие органы государственной власти, - сказала Валентина Ивановна, - не менее важно ваше мнение о методологии преподавания истории. Что нам, России, ближе? Наследие Карамзина, последующих поколений российских историков, соответствующие традиции преподавания истории в дореволюционной и советской школе, естественно, все это адаптированное к современным условиям? Или следует продолжать идти тем курсом, которым реально идем, курсом, который, как мне представляется, ведет в перспективе к дегуманитаризации обучения? Разумеется, без модернизации обучения, внедрения инновационных технологий преподавания не обойтись. Этого требует быстро растущий объем информации во всех областях, который необходимо включать в школьное образование. Но модернизация должна быть сбалансированной. В обществе явственно ощущается дефицит духовности, потребность в обретении прочных культурных, нравственных, целевых ориентиров, устоев. Наука история, дисциплина история - ничем не заменимый инструмент решения этой задачи. Совет Федерации готов поддержать ваши предложения, направленные на усиление гуманитарной, духовной составляющей в школьном образовании».

Как напомнила Матвиенко, указом Президента России 2012 год в нашей стране объявлен Годом российской истории. Его празднование особенно отчетливо высветило, насколько актуален сейчас вопрос качества учебников по истории, взаимодействие школьного исторического образования и исторической науки. Об этом Валентина Ивановна говорила особенно серьезно и основательно: «Вы лучше меня знаете, что какого бы сколько-нибудь крупного вопроса, знаменательной вехи отечественной истории мы сейчас ни коснулись, разные учебники трактуют его по-разному. Вплоть до взаимоисключающих оценок. Этот вопрос рассматривался Комиссией при Президенте России по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Совет Федерации также не стоит в стороне от этой задачи, наши представители участвуют в работе по ее решению. На заседании комиссии было отмечено, что после 1991 года в школы поступило несколько сот учебников истории, в числе которых очень большое количество, мягко говоря, спорного содержания, содержащих и фактические ошибки, и явные искажения. С 2005 года все учебники истории проходят экспертизу РАН, установлен «срок годности» учебника - 5 лет, говорят, что качество учебников постепенно повышается. Но мне, откровенно говоря, пока в это как-то плохо верится. Поражает цифра количества «рекомендованных», «допускаемых», «предлагаемых» учебников истории для общеобразовательных школ - около 150! Из них 103 рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Ну, во-первых, не могут быть все 103 одинаково хорошими, качественными. Во-вторых, если среди них имеются действительно качественные учебники - объективные, взвешенные в оценках, содержащие только достоверные, апробированные наукой данные, то, скажите, что мешает именно их и сделать базовыми? Возможно, их окажется 10-15, но не 103! Я не выступаю за унификацию, я за право творчества учителей истории. Но все-таки мне кажется, здесь есть вопрос, над которым надо подумать и дать на него ответ. Вопрос качества учебников истории - вопрос не только методический, академический. В нашей стране с ее многонациональным населением, миллионами граждан, принадлежащих к различным религиям, очень сложными процессами, событиями, особенно в минувшем столетии, этот вопрос имеет также четко выраженный политический аспект. Выступая в феврале в Кургане на совещании о реализации проекта модернизации региональных систем общего образования, Владимир Путин подчеркнул: «То, что нам необходимо, - это формирование общих гражданских ценностей, скрепляющих российскую нацию, и такой подход, несомненно, должен быть отражен в школьных программах». Понятно, что речь идет в первую очередь об исторических дисциплинах. Никто не будет спорить, что история - живая, развивающаяся наука. Намерений выстраивать всех в одну безликую шеренгу, командовать у государства, власти нет и не должно быть. Вместе с тем в истории любого государства, страны, народа есть вопросы, в которых критически важно сближение позиций и достижение консенсуса. Особенно актуально это в оценке Октябрьской революции, советского этапа, предвоенного периода и периода начала Великой Отечественной войны, национальной политики Российской империи и Советского Союза. Отдаленное эхо Гражданской войны, раскол на красных и белых не изжиты полностью, они дают себя знать. Об этом красноречиво свидетельствуют телепередачи на исторические темы, результаты голосования по ним».

Спикер Совета Федерации не сомневается в том, что историческое образование в целом, и в первую очередь в школах, должно способствовать консолидации общества, а не сохранению и закреплению произошедшего почти сто лет назад раскола. Стране нужна общая платформа политических, культурных и нравственных ценностей. В ее формировании обучение истории - важнейший элемент, учитель истории в этом процессе - главная фигура.

Тогда, в апреле, учителя истории и ученые-историки высказали много и критических, и конструктивных замечаний, предложений. Один из участников дискуссии, Леонид Кацва, предложил Валентине Ивановне приехать на урок истории в его гимназию и на практике оценить, как воспринимают науку ученики. Валентина Ивановна приглашение приняла, но воспользоваться им смогла только через полгода.

Перед гимназией спикера Совета Федерации встретил с букетом цветов префект Западного округа Алексей Александров, а в самом здании ее ожидали министр образования Москвы Исаак Калина и директор и основатель гимназии №1543 «На Юго-Западе» заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Завельский, чтобы всем вместе отправиться в 10-й «Г» класс на урок истории, посвященный реформам Александра II.

После вступительного слова Леонида Кацвы Валентина Матвиенко заняла место у доски и начала урок. Видно было, что Валентина Ивановна волнуется, но было видно и еще одно: ученики, приятно удивленные тем, что перед ними выступает такой уважаемый представитель законодательной ветви власти, старались, как могли, поддержать спикера Совета Федерации. Впрочем, практически сразу Матвиенко завладела вниманием ребят - хорошо подготовилась и владела историческим материалом, говорила интересно и неформально.

О чем же говорила Матвиенко? Прежде всего Валентина Ивановна предложила десятиклассникам посмотреть на историю не только как на предмет, основанный на изучении событий прошлого, но и как на основу для понимания современности, воспитания социальной и политической зрелости, формирования гражданской позиции в обществе: «Только через изучение отечественной истории можно стать полноценным гражданином своей страны. Только приобщение к ней рождает чувство любви к Отечеству, гордости за него, желание внести свой вклад в процветание страны. Важно знать как о достижениях, так и неудачах в прошлом для современного развития страны, укрепления ее авторитета. Ведь история - это не только знание прошлого, но и умение извлекать из него уроки для настоящего и будущего».

Валентина Матвиенко выбрала для рассмотрения удач и неудач реформы российского императора Александра II, отменившего крепостное право: «Накануне отмены крепостного права 23 из 65 миллионов (то есть порядка 40 процентов) населения России находились в крепостной зависимости, отмена крепостничества позволила раскрыть огромный потенциал страны, обеспечила ускорение социально-политического и экономического развития России на длительную перспективу. Личная и экономическая свобода важна для прогресса страны, поэтому освобождение крестьян действительно стало политической и социальной реформой исторического масштаба. Однако тот факт, что крестьян освобождали в основном без земли, не позволил создать новый класс собственников-фермеров. Это в конечном итоге стало одной из основных причин революции». Перекидывая мостик через время, Валентина Ивановна отметила, что сегодня создание фермерских хозяйств необходимо для развития аграрной отрасли, сопоставила ситуацию во второй половине XIX века с нынешним положением в регионах, когда из-за отсутствия должного финансирования, необходимого для решения местных проблем, замедляется социально-экономическое развитие территорий, напомнив, что после земской реформы началось динамичное обустройство российских территорий - строительство школ, больниц, дорог, рассказала, что руководство России сегодня как раз продумывает механизм децентрализации власти - передачи в регионы более широких полномочий, но обязательно подкрепленных источниками финансирования. В итоге класс пришел к выводу, что успешная земская реформа 150-летней давности может служить примером для современной России.

Успехом времени Александра II Валентина Матвиенко считает передовой характер тогдашней судебной реформы, вследствие которой в России появились состязательность сторон, суд присяжных, мировой суд, адвокатура: «Российское судопроизводство того времени было одним из самых передовых в мире, сегодня тоже надо много сделать для развития судебной системы, суды должны вызывать доверие у населения, быть гуманными, профессиональными».

Конечно, спикер СФ не могла не обратить внимания школьников на эффективность реформы Александра II в сфере народного просвещения: «Принятые меры позволили в короткие сроки подготовить необходимое число высококвалифицированных специалистов для основных, в том числе новейших, отраслей российской экономики. В конце XIX века русские инженеры-путейцы считались вторыми в Европе по квалификации после бельгийцев. Это было результатом реформы, создавшей предпосылки для создания технических университетов, институтов, мотивировавшей молодежь на необходимые для экономики специальности, а сегодня в России идет активное обсуждение путей совершенствования отечественной системы образования, в Государственной Думе РФ в первом чтении принят проект нового закона «Об образовании в РФ», реформа отечественного образования должна быть направлена на то, чтобы появлялись специалисты, которые могут реализовать программу модернизации страны».

Такое путешествие во времени - от императора Александра II до Президента РФ Владимира Путина - помогло десятиклассникам сделать логичный вывод: реформы 150-летней давности могут послужить примером для современных изменений в нашей сегодняшней жизни. А сама Валентина Матвиенко сделала такой вывод: «Реформы должны быть продуманными, понятными обществу, постепенными и неуклонными, последовательными. Главный враг реформ - экстремизм любого толка и терроризм как его крайнее проявление. Попытки искусственно ускорить перемены, тем более насильственным путем, только отбрасывают назад, приводят к разрушению достигнутого».

Успех урока истории в 10-м классе 1543-й гимназии, на мой взгляд, заключался прежде всего в том, что учитель Матвиенко и десятиклассники расставались единомышленниками. Валентине Ивановне удалось обоснованно доказать им, что власть действительно заботится о благе страны, думает о том, чтобы изменять жизнь ее граждан наилучшим образом. 

 


Виктория Молодцова

http://www.ug.ru/archive/48488


 

 

Награждение лучших школ Москвы в Кремле (2011 год)

www.1543.ru